mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Рустем Вахитов. Евразийство и социализм


Рустем Вахитов. Евразийство и социализм

Сообщений 1 страница 30 из 100

1

Р. Вахитов. Евразийство и социализм

В 90-е социал-дарвинистский неолиберализм стал экономической программой российской власти. Это привело к глубочайшему кризису и расколу в стране (не только материальному, но и культурному, цивилизационному). Никто не сделал столько для дискредитации в глазах масс простых россиян понятий «капитализм» и «рынок», как Гайдар и Чубайс. Реформы по чикагским рецептам оказались эффективнее тысяч лекций сторонников социализма. Они надолго заставили россиян забыть о глупых рыночных иллюзиях, которыми завлекали их перестроечные либералы. Как говорится, жизнь – лучший учитель.

Неудивительно, что теперь даже те политические лидеры России, которые отвергают социалистический идеал, на деле вынуждены производить пусть и робкие, но преобразования именно в этом направлении (речь о создании госхолдингов, выдаче жилья военнослужащим, «материнского капитала» и тому подобных программах). Что уж говорить об оппозиции, где рост влияния социалистических идей таков, что о социальных обязанностях государства говорят теперь лидеры либералов!

С другой стороны, с начала 90-х годов растет влияние идей евразийства – идеологии, возникшей в послеоктябрьской эмиграции, реанимированной в России после падения власти Компартии и вызвавшей интерес не только со стороны патриотической оппозиции, но и среди отдельных представителей власти. Следы «евразийского влияния» также можно найти в программах самых разных партий – от КПРФ до «Единой России». И тут нет ничего странного: обещанной еще в эпоху Ельцина российской гражданской нации построить не получилось, а популярный среди буржуазии мегаполисов радикальный русский национализм, взращенный на психологической травме встречи с азиатскими мигрантами, рискует взорвать полиэтническую Россию.

Евразийство и социализм в тех или иных своих вариациях имеют хорошие шансы превратиться в ту самую идеологию России 21 века, которую тщетно ищет власть и оппозиция. Социализм в экономике, евразийство – в культурной политике, в национальном вопросе – вот общая формула решения самых острых проблем нашего общества.

Возникает резонный вопрос: как соотносятся друг с другом эти концепции и существует ли возможность их некоторого синтеза с перспективой возникновения особого, евразийского социализма?

Обратимся к истокам евразийства. Здесь нас ждет парадокс. Практически все евразийцы 1920-1930 гг. (если оставить в стороне деятельность «левой» кламарской группы») выступали с критикой социализма. Обличения социализма можно встретить, к примеру, в статье Н.С. Трубецкого «Русская проблема» из сборника «На путях» (1922), где основоположник евразийства связывает экономическую разруху в России с большевистскими социалистическими экспериментами. Не случайным было и появление в книге 5 «Евразийского временника» статьи С.Л. Франка «Собственность и социализм», самое начало которой показательно: «Социалистический эксперимент, произведенный над Россией, жизненно-опытно доказал несостоятельность социализма и, следовательно, элементарно очевидную необходимость строя, основанного на частной собственности». Наконец, программная статья другого основоположника евразийства - П.Н. Савицкого «Хозяин и хозяйство» содержит критику социализма как строя, где господствует коллективный хозяин – общество и государство: «хозяин-общество в определенном смысле есть неполный, ослабленный, ущербленный хозяин». Соответствующая позиция получила отражение в манифесте «Евразийство (формулировка 1927 года)» мы читаем: «пока человек остается физически обособленным индивидом … хозяйствование за казенный (общий) счет будет худшим хозяйствованием по сравнению с хозяйствованием за свой счет».

Итак, все крупные теоретики первоначального классического евразийства были противниками социализма. Они считали социализм неэффективным способом хозяйствования, так как «коллективный хозяин» не является личностью и лишен «хозяйского глаза». Более того, они пытались обосновать свое отрицание социализма и метафизически, объявляя идеал социализма материалистическим, корыстным, греховным, противостоящим христианскому взгляду на предназначение человека.

Вместе с тем если мы внимательнее приглядимся к той альтернативе, которую противопоставляют госсоциализму евразийцы – «государственно-частному» хозяйству, то мы заметим, что не так уж принципиально она и отличается от реального социализма. Обратимся к тому же манифесту 1927 года: «Евразийцы являются сторонниками широкого государственного регулирования и контроля хозяйственной жизни, а также сторонниками принятия на себя государством существенных хозяйственных функций. Евразийцы отмечают, что государственное регулирование, контроль и выполнение государством хозяйственных функций, хотя и в различных формах, неизменно выступает в течение русской истории».

Речь идет о том, что все ключевые отрасли экономики должны, по евразийцам, находиться в собственности государства, и лишь второстепенные отрасли нужно передать в частные руки. Перед нами по сути дела программа умеренных социалистов. Схожие идеи можно найти и в программе КПРФ.

Это не говоря уже о том, что евразийцы вообще-то выступали за функциональную частную собственность. По их мысли, гражданин гипотетического постбольшевистского евразийского государства должен быть ограничен законом во владении той собственностью, которая официально считается его собственной, частной. По сути дела, он будет не столько владеть «собственностью», сколько распоряжаться ею на определенных условиях, которые указывает государство. Если государство посчитает что «собственник» распоряжается своим имуществом неэффективно, то его лишат этого имущества по суду: «по суду, каждый собственник, не исполняющий своих обязанностей перед государством, может быть лишен собственности (с частичным возмещением или без возмещения, в зависимости от характера нарушения)».

Тут уж совсем непонятно: чем такое положение по существу отличается от советской тотально огосударствленной экономики, которую с таким пылом евразийцы критиковали? Ведь «частный собственник» в евразийском государстве, если называть вещи своими именами не кто иной как приставленный к государственной собственности смотритель и распорядитель, подчиняющийся распоряжениям государственных органов (потому что на его «частное предприятие» тоже распространяются директивы Госплана Евразийского Союза).

Итак, с одной стороны, евразийцы отвергали социализм как экономическую модель, с другой – практически его же и предлагали в качестве альтернативы, лишь называя это «государственно-частной системой».

Объяснялся этот парадокс просто. Основоположники евразийства были выходцами из интеллигентской либеральной среды, которая стояла в оппозиции к идеям социализма (так, Савицкий был учеником кадета П.Б. Струве и одним из ведущих публицистов молодежного крыла правых кадетов, отец Н.С. Трубецкого был известным либералом, членом движения земских и городских деятелей, а его дядя – Евгений Николаевич – создателем «Партии мирного обновления», Г.В. Вернадский был сыном В.И. Вернадского — члена ЦК партии кадетов). Кроме того, евразийцы стояли в оппозиции к существовавшему в СССР режиму и, как и всякие представители оппозиции, остро критически относились ко всяким его начинаниям в том числе и экономическим. Наконец, советский социализм имел своими философскими основаниями марксистский материализм и атеизм, которые были глубоко чужды большинству евразийцев – сторонников православия и религиозной философии.

Вместе с тем существовала внутренняя логика самого евразийства, которая подталкивала евразийцев к социализму в экономике. На это обращают мало внимания и потому нужно бы сказать об этом подробнее.

Одной из главных идей евразийства – является идея противостояния западному, «романо-германскому» империализму и обустройства России как независимой от Запада державы. Еще в ранних своих работах Н.С. Трубецкой провозглашал евразийство идеологией восстания «человечества», то есть неевропейских народов против Европы, которая возомнила себя единственной универсальной, высшей цивилизацией, по отношению к которой все остальные – «варварские культуры». Евразийцы утверждали: Россия с эпохи Петра до эпохи Ленина была если не политической, то экономической и культурной полуколонией Запада (ими даже был изобретен термин для публицистического выражения этой мысли – «романо-германское иго»).

В революции большевиков евразийцы увидели мощную национально-освободительную струю и упрекали большевиков лишь в непоследовательности, претендуя на роль завершителей национально-освободительной антизападной революции. Здесь евразийцы предвосхищали риторику национально-освободительных движений стран Африки, Азии и Латинской Америки эпохи распада колониальной системы.

При этом евразийцы были достаточно прозорливы, чтоб понять: одной политической идеологической и даже культурной независимости от Запада недостаточно. До тех пор, пока экономика страны носит капиталистический характер, страна вовлечена в мировой рынок, где господствуют западные «океанические» державы. Об этом писал П.Н. Савицкий в статье «Континент-Океан (Россия и Мировой Рынок)». В ней Савицкий разделяет страны мира на «океанические», лежащие неподалеку от берега «мирового Океана», и «континентальные», лежащие в глубине континента. Соответственно, страны Западной Европы, Великобритания и США принадлежат к первой группе, Россия – ко второй. В силу того, что «Океан един, Континент раздроблен», единое мировое хозяйство неизбежно воспринимается как хозяйство «океаническое». Товары, произведенные в станах океанических, неизбежно будут дешевле на мировом рынке, чем товары, произведенные в странах континентальных (хотя бы потому, что транспортировка товаров по суше всегда дороже, чем транспортировка по морю). Иными словами, включение континентальных стран в мировую систему капитализма приводит к тому, что они оказываются в невыгодном положении, начинают отставать в экономическом отношении и закономерно превращаются в фактические колонии Запада (пусть даже и при антизападной риторике в идеологии).

Уже в данной ранней статье Савицкий предлагает взятую потом на вооружение евразийцами концепцию экономического самодавления, автаркии России как альтернативу ситуации задворок мирового капитализма. Для этого Россия и должна быть большим политическим пространством – государством-материком, Великой Россией-Евразией, иначе она не сможет обеспечить себя всем необходимым и будет снова вынуждена обратиться к услугам международной торговли. Причем экономическая автаркия по евразийцам – должна быть государственной политикой.

По сути это означает выход из рыночной системы, переход к внутреннему государственному распределению или государственный социализм. Цепочка завершена – требование полной независимости от Запада логически привело к требованию экономической независимости, а значит, отказу от капитализма как специфически западного и выгодного Западу способа хозяйствования и переходу к государственному распределительному социализму с плановой экономикой.

Правда, не стоит забывать, что госсоциализм евразийцев имел несколько иные метафизические основания, чем марксистский госсоциализм. Марксизм – детище парадигмы Просвещения и идея планирования экономики и рационального госраспределения ресурсов здесь вырастала из культа человеческого разума и неприязни к иррациональной стихии, которую воплощал собой рынок. В центре же евразийского мировоззрения, православного по существу, – идея несамодостаточности человека и служения его идеократическому государству как подлинного смысла жизни. Государственное планирование производства и государственное распределение вписаны здесь в контекст гарантийного государства, которое наделяет человека правами, но и вменяет ему некие обязанности.

Итак, несмотря на внешнее неприятие социализма теоретиками изначального евразийства, само евразийство несет в себе мощный социалистический потенциал, который связан с антизападной направленностью евразийства. Отсюда вытекает возможность и вероятность смычки евразийских и социалистических идей в идеологии современной России. Более того, связь евразийской модели социализма с парадигмой борьбы против западного (теперь правильнее сказать – североамериканского) империализма позволяет говорить о перекличке евразийства и, например, таких новейших зарубежных форм социализма как, например, «социализм 21 века».

0

2

mahtalcar написал(а):

Более того, связь евразийской модели социализма с парадигмой борьбы против западного (теперь правильнее сказать – североамериканского) империализма позволяет говорить о перекличке евразийства и, например, таких новейших зарубежных форм социализма как, например, «социализм 21 века».

Я бы сказал, по-прежнему против англо-американского империализма, которому подчиняется Запад. Это видно по той значительной роли, которую Великобритания сейчас играет в провоцировании и разжигании конфликта на Украине. Насколько я понимаю, она надеется в новом виде возродить империю, с Польшей, Прибалтикой и Украиной в качестве протекторатов. В согласии с США, которые с британской точки зрения самая успешная бывшая колония, но довольно самостоятельно. Точнее, условный Запад сегодня стал периферией империализма США, близкой к его центру относительно России или Китая, но подчиненной диктату НАТО и американской патентной системы, связывающей по рукам и ногам европейскую промышленность, медицину, фармацевтику и систему образования. При этом Канада и Мексика, не говоря уже о Кубе и Никарагуа, вообще-то тоже считаются Северной Америкой. Там целых 23 государства! Большинство канадцев относятся к Штатам по разным причинам отрицательно или, как минимум, подозрительно, особенно в Квебеке. Уже само отождествление этого государства с Северной Америкой или просто Америкой - свидетельство успеха империализма США. Хотя прилагательное "американский" уместно применять к Штатам, так уж исторически сложилось.

Отредактировано Pohjolainen (2022-06-15 11:08:30)

0

3

Есть разные кланы глобалистов. Режимы Байдена и Трюдо относятся к КлРт клану. Режим Джонсона (и ранее Трампа) - к РБ клану. Между ними есть противоречия в тактике, хотя итоговые цели общие.

0

4

Насчёт евразийского социализма.
В группу ЕСМ забредал какой-то товарищ из "Молодой Евразии" с цитатой Ильина.
И ему был дан ответ, цитата: "всякий национализм по определению не истинен, ибо абсолютизирует относительное (коллективное эго нации)".

Но ведь на это также можно сказать, что и социализм является абсолютизированием эго пролетариата, поэтому он не истинен.
А ведь суть вопроса проста. Следование эго "нации" в политике есть учитывание интересов своего народа. Также и государство социальное - поощряет и заботится о классах под ним. Нельзя отказаться от такого рода "эгоизма", равно как и гипертрофировать их до абсурда. Во всем нужна умеренность.
Мы же не можем сказать, что при Путине строится социализм. Это только чокнутые либертарианцы так думают. Но так или иначе всё сводится к смешанной системе, которой глубоко наплевать на чистую теорию капитализма или социализма.

0

5

mahtalcar написал(а):

Есть разные кланы глобалистов. Режимы Байдена и Трюдо относятся к КлРт клану. Режим Джонсона (и ранее Трампа) - к РБ клану. Между ними есть противоречия в тактике, хотя итоговые цели общие.

Канада может только мечтать о серьезном мировом влиянии. Это государство находится под влиянием США, пытается как-то от него избавится, но на практике поддакивает. Это сателлит США, такой же протекторат НАТО, как страны ЕС. Внешнеполитические цели Канады, соответственно, просто механически отражают позиции хозяев. Такая же примерно картина в Австралии и Новой Зеландии, хотя там американское влияние смешано с британским. А вот Великобритания, в прошлом глобальная империя, которая и породила США, действует все более самостоятельно и пытается, помимо прочего, снова поднять под себя Ирландию.

Отредактировано Pohjolainen (2022-06-16 21:34:41)

0

6

Денис Левыченков написал(а):

А ведь суть вопроса проста. Следование эго "нации" в политике есть учитывание интересов своего народа.

Учитывание интересов своего народа или, если быть последовательным интернационалистом, всех вообще народов и народных культур, не есть национализм в обычном смысле этого слова. Классический национализм считает нацию так или иначе высшей, абсолютной ценностью. А на практике это выливается в уравниловку, разрушение местных обычаев и культур в угоде усредненной искусственной конструкции, которая отражает интересы не народа, а некой узкой элиты конструкторов. Что касается поддержки языков и этнических культур, включая их местные вариации, то это, разумеется, хорошо и правильно.

Отредактировано Pohjolainen (2022-06-16 22:02:46)

0

7

Но подлинный интернационализм возможен только при разрушении конкурирующих государств, т.е. при полной реализации левого глобализма и создания единого человечества. А пока существуют государства - будет и национализм как выражение интересов государствообразующего народа. Конечно, процесс ущемления иных этнических культур при здоровом подходе может быть нивелирован в принципе, а может принять форму шовинизма, это уже зависит от духовно-нравственного состояния правителя. Но так или иначе национализм как выражение чаяний властной группы будет всегда. В СССР, где почвенничество и национализм преследовались, к власти в конечном итоге пришли социал-демократы-западники, которые уничтожили своё же государство, что было бы немыслимо, если бы идеология коммунизма интегрировала в себя русофильство.

Отредактировано Денис Левыченков (2022-06-16 22:06:47)

0

8

А вообще в последнее время мне кажется, что политика с этими идеологемами идеальное место для всякого рода бесячества и одержимости. Нигде демонизм сегодня не проявляется с такой ясностью как в политике.

0

9

Денис Левыченков написал(а):

А пока существуют государства - будет и национализм как выражение интересов государствообразующего народа.

А что такое "государствообразующий" народ? Для классической монархии вообще более-менее без разницы, кто в ней живет, как и для средневековых городов-республик, от Новгорода до Венеции. С либеральной и социал-демократической точки зрения государство образуют его граждане, то есть государствообразующим народом является множество граждан или постоянно живущих в нем людей. Любой гражданин Франции - француз по определению, любой гражданини Германии - немец. По-своему это логично, но на практике приводит к уравниловке и даже большей дискриминации, чем этнический национализм. Например, государство может запретить мусульманам свободно практиковать свою религию, как во Франции, якобы ради сплочения нации.

В таких огромных и разнообразных странах, как Россия или Индия, это работает только частично, но РФ образуют тоже все россияне, а не русские как крупнейшая из этнических групп. Националистическое государство в этническом смысле не работает хотя бы по той простой причине, что в Питере, в Сибири и на Кубани может доминировать весьма разное понимание, каким должен быть русский. Столь же разное, как у совсем разных этносов. Весьма разное оно и у русских православных, мусульман (сегодня таких около 50 тысяч), атеистов, неоязычников, и т.д. Но в теократии, которая навязывает один устав в качестве государствообразующего, как в Иране, есть хоть какая-то логика, а в национализме я ее не вижу. Скажем, Вы много встречали националистов, которые предлагают вернуться к лаптям, старинной русской одежде, деревянной посуде? Мне лично такие начинания симпатичны, но на практике в России национализм или откровенная копия западных разновидностей, или чуть-чуть завуалированная, как у неоязычников.

Что касается государств, то Вы знаете, что я считаю их вообще катастрофической ошибкой человечества, которую люди продолжают совершать со времен древнего Египта и Шумера, где вместе с цивилизацией пришла и Кали-юга, закат золотого века, разрушение и нивелирование Традиции. Поэтому я весьма скептически отношусь не только к современным политическим идеологиям, но и средневековым, и античным. Да, пока существуют государства, будет продолжаться либо квазиэтнический, либо общегражданский национализм. Но это не значит, что его не следует критиковать как явление. Как и само государственное устройство общества. Поэтому я не за марксистско-ленинский или бакунинский проект построения коммунизма, хотя второй вариант считаю разумнее, а за духовное общежительство, предполагающее возвращение в первобытную архаику, но без разрушения всего лучшего, что люди создали за последние 5-6 тысяч лет. Как-то так.

Отредактировано Pohjolainen (2022-06-16 22:45:14)

0

10

1. Насчёт дискриминации мусульман при либеральном понятии нации можно обратиться к истории Руси времён монархии или другой любой средневековой стране. Там любая религия кроме господствующей в принципе не принималась во внимание. Чья земля - того и вера. Такая царила логика.

2. Сегодня есть вполне адекватное понимание кто такой русский. 
„Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством.“ — А. И. Деникин.
"Ты настолько русский, насколько ты православный, и настолько православный, насколько ты монархист" - Ф. М. Достоевский.

На основе программных тезисов Декларации русской идентичности (при РПЦ http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html ), предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.

Достаточно точно и ёмко. Насчёт логики. Национализм как явление появляется в период раскола народа. В 90-е национализм был особенно ярок как в оппозиции, так и во власти. И Путин, цитирующий сегодня Ильина, тому пример. Можно сказать, что СВО на Украине сегодняшняя была запрограммирована уже со времён Беловежских соглашений. Россия либо должна была настроиться на реванш, либо окончательно уйти под либеральный глобализм.

3. Возвращение в первобытную архаику сегодня в принципе невозможно. Государство как институт эксплуатации и подавления и как военный институт будет всегда, пока люди будут воевать друг с другом, будет возникать иерархия и т.д. Любая иерархия уже наполовину государство. И там, где есть деление на собственность будет возникать иерархия. Это непреодолимый круг. С ним можно смириться, его можно критиковать, но отменить частную собственность нельзя. Потому что нет того третейского судьи, которому можно будет её передать. Когда этим судьёй выступило государство (СССР), то иерархия продолжала существовать, войны внутри и вовне продолжали возникать, потому что государство представляло не безликое нечто, а конкретные люди, которые использовали её в корыстных целях. Либертарианцы и левые анархисты предлагают вместо государства либо власть частных корпораций, либо власть общин. Но если по первому и так всё ясно, то власть общин будет существовать до первой централизации. При первой же централизации снова возникнут протогосударственные имперские пространства, которые породят этот круг заново.

0

11

Денис Левыченков написал(а):

В СССР, где почвенничество и национализм преследовались, к власти в конечном итоге пришли социал-демократы-западники, которые уничтожили своё же государство, что было бы немыслимо, если бы идеология коммунизма интегрировала в себя русофильство.

Во-первых, в СССР не было идеологии коммунизма, но были лишь отдельные ее элементы. Весьма замечательные и достойные, но господствовал там государственный капитализм. Развался Союз под огромным, многоуровневым давлением Запада, а не только изнутри. Как известно, подавляющее большинство населения СССР проголосовало за сохранение Союза. Даже сам Горбачев был против развала.

Во-вторых, русофильство во многих известных вариациях - разновидность того же западничества. И если бы именно оно пропагандировалось, а не любовь ко всем культурам народов СССР, то у населения республик было бы еще меньше желания находиться в составе русского, а не интернационального, государства. Был бы везде какой-нибудь "Теремок" вместо Макдоналдса, вот и теперь заменили шило на мыло с идиотским названием. А что толку с того?

0

12

Денис Левыченков написал(а):

1. Насчёт дискриминации мусульман при либеральном понятии нации можно обратиться к истории Руси времён монархии или другой любой средневековой стране. Там любая религия кроме господствующей в принципе не принималась во внимание. Чья земля - того и вера. Такая царила логика.

2. Сегодня есть вполне адекватное понимание кто такой русский.
„Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством.“ — А. И. Деникин.
"Ты настолько русский, насколько ты православный, и настолько православный, насколько ты монархист" - Ф. М. Достоевский.

На основе программных тезисов Декларации русской идентичности (при РПЦ http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html ), предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.

Достаточно точно и ёмко. Насчёт логики. Национализм как явление появляется в период раскола народа. В 90-е национализм был особенно ярок как в оппозиции, так и во власти. И Путин, цитирующий сегодня Ильина, тому пример. Можно сказать, что СВО на Украине сегодняшняя была запрограммирована уже со времён Беловежских соглашений. Россия либо должна была настроиться на реванш, либо окончательно уйти под либеральный глобализм.

3. Возвращение в первобытную архаику сегодня в принципе невозможно. Государство как институт эксплуатации и подавления и как военный институт будет всегда, пока люди будут воевать друг с другом, будет возникать иерархия и т.д. Любая иерархия уже наполовину государство. И там, где есть деление на собственность будет возникать иерархия. Это непреодолимый круг. С ним можно смириться, его можно критиковать, но отменить частную собственность нельзя. Потому что нет того третейского судьи, которому можно будет её передать. Когда этим судьёй выступило государство (СССР), то иерархия продолжала существовать, войны внутри и вовне продолжали возникать, потому что государство представляло не безликое нечто, а конкретные люди, которые использовали её в корыстных целях. Либертарианцы и левые анархисты предлагают вместо государства либо власть частных корпораций, либо власть общин. Но если по первому и так всё ясно, то власть общин будет существовать до первой централизации. При первой же централизации снова возникнут протогосударственные имперские пространства, которые породят этот круг заново.

Мне лень критиковать очевидные для меня нелепости в этих определениях. Начиная с того, что СССР не надо было вообще разваливать, чтобы потом думать о "реванше", и что есть миллионы людей, которые считают себя русскими и одновременно еще кем-то, думают на двух и нескольких языках, родились и выросли за границей, русского не знают вообще, но считают себя именно русскими. И причем тут РПЦ, монархизм? Почему правоверный мусульманин не может быть русским, что за ерунда? Ну и "реванш" мог бы быть новым 1917 годом, с учетом ошибок предыдущей версии. Но спорить мне не хочется. Оставайтесь при своем мнении.

Отредактировано Pohjolainen (2022-06-16 23:14:20)

0

13

Ну как же не было идеологии коммунизма? Коммунизма как общественно-экономической формации не было, был государственный социализм, но идеология коммунизма в рамках преподавания марксизма-ленинизма велась. Или Вы что-то другое имеете ввиду? При государственном капитализме должны быть иные показатели - государство должно владеть подавляющей частной собственностью на средства производства в условиях рыночной экономики, а не плановой. При Сталине было введено артельное коллективное хозяйство помимо колхозов, но это тоже не элемент гос.капитализма, потому что они по отчётности подчинялись командной повестки сверху. Если бы Горбачёв искренне был против развала СССР, то ничто не мешало ему собрать армию и просто задавить протесты сепаратистов колёсами танков. Радикальная мера, но эффективная. А так Горбачёв только подлил масла в огонь гласностью и демократизацией, Ельцин же завершил дело.

Все русские консерваторы-антизападники были русофилами. Так население республик, особенно в Ср.Азии и голосовало в большинстве за сохранение СССР, да. Но разваливали СССР не они же. Впрочем, сегодня единство народов в крупных федерациях строится в основном на страхе, а не солидарности. И всякие советские диссиденты испытали на себе ступу государства.

Отредактировано Денис Левыченков (2022-06-16 23:23:37)

0

14

СССР не надо было разваливать, нужно было реформировать, я с этим и не спорю. Можно считать себя русским и арабом, русским и евреем. У нас в истории с этим проблем особо не было и к этому относились лояльно. Но всё равно нельзя служить двум господам одновременно, иначе одному будешь радеть, а другому - нет. Русский мусульманин будет игнорировать такую часть русской истории как православие, а русский араб сегодня будет писать оды Пушкину, а в случае конфликта - отдать предпочтение своей родной стране, а не России. Это уже идеологические вещи пошли, но они как-раз здесь и являются ключевыми.

0

15

Есть общепринятое определение наций и национализма. Это продукт буржуазных преобразований промышленной эпохи. До конца 18 века никаких наций и национализма не было, а были этносы с одной стороны и государства с другой. Разумеется, часто с взаимной неприязнью к другим этносам и государствам. Но это был не национализм. И будущее планеты тоже не в формате наций заключается: этот концепт к концу 20 века полностью изжил себя.

Денис Левыченков написал(а):

Насчёт дискриминации мусульман при либеральном понятии нации можно обратиться к истории Руси времён монархии или другой любой средневековой стране. Там любая религия кроме господствующей в принципе не принималась во внимание. Чья земля - того и вера. Такая царила логика.

Грубейшая ошибка! Принцип "чья власть, того и вера" был присущ только католическим и некоторым протестантским государствам Европы (но он не распространялся на иудеев, которым дозволяли существовать, а также уже с конца 16 века были примеры веротерпимости в Нидерландах и Франции).

А вот на Руси татары спокойно имели свои мечети и целое автономное ханство в Касимове. Католические церкви в Пскове и протестантские в Москве. Это даже в допетровскую эпоху. В Азии веротерпимость и многообразие религий было общим правилом и в исламском мире, и в Индии, и в Китае и странах Восточной Азии. Европейского принципа "чья власть, того и вера" в смысле принудительного обращения всего населения в веру правителя Азия не знала никогда.

0

16

Денис Левыченков написал(а):

русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.

И что, если из этих 5 признаков в наличии 3 или 4, например? Уже русский или еще нет? Нужно понимать, что у любого человека может быть несколько идентичностей разной степени отчетливости. Даниил Бондарев - монголорус. Я - мордвинорус. И так далее.

0

17

В общем, Денис опять выдал какой-то сумбур и кашу из непродуманных фраз.

0

18

1. "Это продукт буржуазных преобразований промышленной эпохи".
Соглашусь, но это касается только "просвещенного национализма" как продукта либеральной идеологии. Где вы видели, чтобы в России ТАК понимался национализм? Именно что нигде. Потому что национализм у нас понимается исключительно как этнофилия. До 18 века среди русских богословов и князей тоже было множество лозунгов, которые можно классифицировать как "национализмы", хотя никакой капиталистической промышленной эпохи тогда не существовало и не было намёка на неё. 

2. Насчёт власти и веры. Вы помните, как на Руси воспринимались попытки привития "европейского протестантского театра"? Да их же потом просто разогнали и на кол посадили. Вот вся веротерпимость. В контексте правления Чингисхана нужно учитывать, что это была колонизаторская практика монголов, за счёт которой они спокойно могли сосуществовать с покоренными народами, не разжигая среди них восстаний. После преемники Чингисхана деградировали и с принятием ислама многие гонения на церкви возобновились. И именно в тот период мы начали отмежевываться от Орды через московскую централизацию. 

3. >Европейского принципа "чья власть, того и вера" в смысле принудительного обращения всего населения в веру правителя Азия не знала никогда.
Это неправда. Не мне вам рассказывать как около 153000 несториан были убиты близ современного города Киркук в 448 году в ходе религиозных гонений.

4. То, что вы "русы" с разными предками лишь доказывает живость русской экспансии, которая включила в себя разные этносы. Но если говорить "нет экспансии", значит заниматься некрофилией, желать смерти народу как живому организму, который постоянно растёт вширь.

0

19

По большому счёту вы можете быть хоть китайцами и неграми. До тех пор пока вы будите называть себя русскими, всё будет хорошо. Потому что чувство сплочённости к одному народу должно называться одним словом, а не десятками. И тем более не иметь экономическую подоплёку со всякими социализмами, от которых только вред при смене правящего класса.

Надеюсь я никого не обидел резкими выпадами.

Отредактировано Денис Левыченков (2022-06-17 22:04:04)

0

20

Денис Левыченков написал(а):

По большому счёту вы можете быть хоть китайцами и неграми. До тех пор пока вы будите называть себя русскими, всё будет хорошо.

Нет. Выросшие в русской среде китайцы и негры будут иметь двойную идентичность. Но русскими в полной мере станут разве что их внуки.

0

21

Денис Левыченков написал(а):

Потому что национализм у нас понимается исключительно как этнофилия.

Неверно. Сам термин "национализм" был в России неизвестен до 1860-х годов (и очень редок до 1890-х), а когда стал употребляться, то сразу в политическом смысле слова, а не культурном.

Денис Левыченков написал(а):

3. >Европейского принципа "чья власть, того и вера" в смысле принудительного обращения всего населения в веру правителя Азия не знала никогда.
Это неправда. Не мне вам рассказывать как около 153000 несториан были убиты близ современного города Киркук в 448 году в ходе религиозных гонений.

Это правда: как общее правило для Азии и по всем перечисленным мной случаям (Халифат, Индия, Китай). Безусловно, Сасанидский Иран веротерпимостью не отличался.

0

22

Помню, у Александра Гельевича была экспертиза, что современный национализм является первым инструментом глобализации.
Ну а либерализм/коммунизм за ним могут следовать.
Но если на то пошло, то и христианство было первым столпом, который привёл планету к духовной "глобализации", всё-таки Христианская Церковь имеет Вселенский характер, и только потом пошли секулярные идеологии. Так что здесь важно в борьбе с глобализацией не путать многие понятия. Я внимательно читал книжку Максима Алексадровича с твоей рецензией, и там он выводит первые зачаточные "национализмы" от племенизма, кой был всегда. К тому же в рамках философии мы много раз говорили о Модерне внутри традиционного общества, например, на примере разбора школ Эпикура и Демокрита. Где-то АГД прямо писал о них как предвестниках материализма.

0

23

Денис Левыченков написал(а):

Но если на то пошло, то и христианство было первым столпом, который привёл планету к духовной "глобализации

Первым столпом был, наверное, буддизм. Возможно, ранний зороастризм тоже, пока он не выродился к племенную иранскую религию. Сасаниды, кстати, вели активную миссионерскую деятельность, навязывали зороастризм армянам и другим народам.

Что касается Персии, то т.н. "несторианские" патриархи и духовные писатели хвалили как раз ислам и лично Мухаммада, помимо прочего, именно за веротерпимость. Сами себя они, разумеется, не считали и не считают последователями ересей, по ошибке приписывамых Несторию, хотя на практике могут сами себя называть несторианами, поскольку так сложилось, что их другие называют этим словом. Историческое название этой церкви Идта де-Мадинха - Общность (экклесия) Востока, а самоназвание ее представителей испокон веков "насрани", от слова "назорей", что по-арабски означается просто "христианин".

Так или иначе, Сасанидский Иран был неприятным исключением. Причем можно даже предположить, что Сасаниды унаследовали религиозную нетерпимость от селевкидов, которые представляли греко-римскую цивилизацию, а не древние традиции Ирана. Постарадали от этого не только христиане: казнили многих иудеев, хотя обычно терпели, с Мани при Бахраме I, если верить манихейским источникам, живьем содрали кожу, а Бахрам II систематически истреблял манихеев, что привело к их массовой миграции на восток. Буддизм и митраизм, впрочем, в Сасанидской империи более-менее терпели. А маздакиты считались радикальной зороастрийской сектой, поэтому более-менее своими.

Отредактировано Pohjolainen (2022-06-21 06:07:43)

0

24

mahtalcar написал(а):

Выросшие в русской среде китайцы и негры будут иметь двойную идентичность. Но русскими в полной мере станут разве что их внуки.

Не соглашусь с тем, что двойная или множественная идентичность непременно частичная. Так часто бывает, но есть полно людей, одновременно считающих себя русскими и татарами, русскими и удмуртами, кем угодно, и в полной мере. Русскими и украинцами, кстати, тоже, есть миллионы таких людей. Русокитайцы тоже давно уже есть: многие дунгане. Корейцы почти сразу же естественно вписались в начале прошлого века в русский Дальний Восток. Душа человека не материальный объект и может вмещать в полной мере много всего одновременно, и принцип двойного отрицания тут не работает. Сложности возникают, когда разные идентичности вызывают внутренне противоречивые стремления к лояльности враждующим государствам или этническим группировкам. Но, если отвлечься от русских, к примеру, известно сколько угодно писателей, поэтов, общественных деятелей с двойным ирландско-английским самоопределением. Хотя это в принципе пример враждебных идентичностей. Тот же Льюис, например. Без сомнения ирландец с ирландским самосознанием, но странно было бы его считать не в полной мере англичанином и английским писателем.

И еще проблема тут, мне кажется, что как либеральные, так и консервативные политики идентичностей, -  западные идеологии, созданные для отчуждения и стравливания людей. И не просто побочные продукты национализма и либерализма, но планомерно для этого сконструированные. Пример этого мы как раз видим сегодня на Украине. Там искусственно создавали украинскую идентичность в "полной", то есть ложной эксклюзивной мере, вплоть до объявления одновременной русской идентичности некой враждебной "антиматерией". Вот этой логике, IMHO, смертельно опасно уподобляться. Именно ее планомерно американские политтехнологи насаждают по всему миру. Параллельное насаждение игровых идентичностей типа "транс-квир-джедай-афроэльф" только внешне кажется противоположным, но на практике это фон для раздробления людей по взаимно исключающим принципам.

Отредактировано Pohjolainen (2022-06-21 07:03:27)

0

25

Упрощенно можно составить такую схему возникновения идеологий:
1. Либерализм - соблюдение интересов народа как прав граждан в своём государстве.
2. Социализм/коммунизм - соблюдение интересов народа как пролетариата/крестьянства.
3. Национализм - соблюдение интересов народа как нации своего государства.

Как это противостоит христианству? Никак. Христианство может включать все три пункта, а может отвергать. Отвергать будет в том случае, если:
1. Либерализм ратует за секуляризацию как утверждение светского гуманизма.
2. Социализм ратует за воинствующий материализм в силу примитивного миропонимания пролетариата.
3. Национализм ратует за ксенофобию к братским христианским народам.

Вот и получается, что в Модерне все они враждебны, а допустим как чистые идеи национальной/социальной/правовой справедливости вполне укладываемы в христианскую мораль.

0

26

Спор то из-за чего, ребята? Рустем Вахитов, напомню, является левым евразийцем, ведёт много лет небезызвестный проект "Красная Евразия", симпатизирует марксизму-ленинизму (по крайней мере Лифшица и Ильенкова высоко оценивает, судя по его телеграм-каналу) и тесно сотрудничает с КПРФ, регулярно публикуется в "Правде" и "Советской России". Следовательно Вахитов, как и левые евразийцы, признаёт "общеевразийский национализм", а Советскую Цивилизацию - как практическую реализацию евразийства.
Классические евразийцы, напоминаю, однозначно выступали если не за "социализм" (хотя вполне признавали и традиционно-общинный "русский социализм"), то за некапиталистический путь развития, за соборное и коммунитарное преодоление этнонационализма.
Сама идея Советского Народа - это союз социалистических наций России-Евразии, где русский язык - общенациональный.
Мы с Кажданом имеем так или иначе отношение к КПРФ. Лев Маркович и сегодня в Компартии, я был год, с 2007 по 2008-й.
Ну а "русофильство" + "коммунизм" - это, разумеется, "русская партия" или "русский орден" в КПСС, ориентировавшиеся, с одной стороны, на русский имперский национализм (отсюда и "Союз Русского Народа" во главе с генералом-сталинистом Ивашовым, а ещё раньше - Общество "Память"), а где-то и на национал-большевизм и, впоследствии, во второй половине 1980-х, евразийство.

0

27

Евразийство и социализм: две дороги к одной цели: https://katehon.com/ru/article/evraziys … odnoy-celi

0

28

Читайте: https://rus-lad.ru/upload/iblock/cce/cc … cd13c1.pdf Здесь и Рустем Вахитов есть.  :cool:

0

29

В 1931 г. мы можем точнее определить наше отношение к социализму, чем мы могли сделать это в 1922 г. Вопросы общественного устройства мы не сводим исключительно к вопросам устройства политического и экономического. Исповедуя религиозные начала, мы утверждаем философию подчиненной этим началам политики и экономики, тем самым чуждую философии социализма, в его наиболее характерных проявлениях. Но поскольку социализм, в жизненном осуществлении, преображается в этатизм (развитие государственного хозяйства), его устремления созвучны устремлениям евразийцев. И конечно же наш этатизм радикальнее, чем этатизм и тех европейских "социалистов", которые вообще его признают, радикальнее в том смысле, что охватывает более широкие сферы хозяйственной жизни. Радикальнее и наше понимание планового хозяйства. Интересы трудящихся мы почитаем своими интересами. По сравнению с евразийской государственно-частной системой тот строй, к которому европейские социалисты прикладывают свою руку, является господством капиталистических начал. Термин "социализм", в его европейском понимании, недостаточен для обозначения социальной сущности евразийства. С одинаковым правом можно сказать, что мы отвергаем социализм и что мы являемся сверхсоциалистами.

ПЁТР САВИЦКИЙ

0

30

Просто поделюсь собственными наблюдениями. Честно, я пока не видел людей в Церкви, которые называют себя православными ленинцами.
Отсюда вывод, что православие ими понимается чисто как культурный код, аксессуар. Но не более.

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Рустем Вахитов. Евразийство и социализм


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно