mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Рустем Вахитов. Евразийство и социализм


Рустем Вахитов. Евразийство и социализм

Сообщений 31 страница 60 из 100

31

Насчёт цитаты Петра Савицкого. Я сам приверженец именно позиций Савицкого в евразийстве, но он никогда не являлся левым евразийцем, скорее правым. Многие правые движения в то время не открещивались от социализма, понимая под ним государственную систему хозяйствования, которая была изначально при царской власти до деградации в сторону всевластья дворян и помещиков. И подчеркну, цитат Савицкого про социализм - раз, два и обчелся. А против богоборческого большевизма у него целые статьи составлены были. Напомню, что Петр Савицкий являлся учеником Струве, деятеля ярко национал-либерального, который лишь впоследствии перешёл на более строгие консервативные позиции, но так или иначе позиции исключительно правые.

0

32

Денис, однозначно нет ничего умного и здравого в "антикоммунизме" и "антисоветизме" сегодня. Особенно когда на это упирает откровенно враждебная сволочь, с которой мы сражаемся не на жизнь, а на смерть.

Левое евразийство, безусловно, видело в СССР отнюдь не воинствующее "богоборчество", но "антизападничество". Напротив, речь шла о преодолении "богоборчества" Общим Делом, отсюда и "синтез" Маркса, Ленина и Фёдорова. "Богоборчество" большевиков - это крайности нигилизма, наивная вера в "рацио", но это и излечимая "болезнь". Мы сами должны были "излечиться", преодолеть "органически", а уж точно не ожидать неких "спасителей" извне, будь то "просвещённые" европейцы или фашисты. 

Интересно, что "русский социализм" Герцена и идеи народников тоже, в принципе, были в сфере интересов евразийцев, они с ними спорили, что-то отторгали, но что-то и вполне принимали. И критика евразийцами "европейского социализма" - это же отторжение европейской либеральной социал-демократии. А с ней и Владимир Ильич Ленин беспощадно спорил и воевал.

0

33

Алексей, так почему сразу такой антагонизм, если не разделяю идеи большевизма, то сразу антисоветчик? Я против оголтелого антисоветизма, но считаю, что везде должен быть здравый подход с умеренной оценкой. Перечисляя заслуги большевизма, не закрывать глаза на многие преступления, которые были совершены в тот период времени. Признаюсь, мне импонирует сейчас, как многие монархисты сегодня стремятся размежеваться с псевдоправославными из подобной большевикам среды. Но это не значит, что евразийство за антисоветизм или за советизм, я всегда видел евразийство как идеологию "по ту сторону" баррикад. Насчёт сволочи. На антикоммунизм сегодня многие упирают на Западе, да, но и у нас во власти нечто вроде умеренного национализма Ильина сейчас. Это лучше многих русофобских партий, хотя идеи Ильина не во всем совпадают с евразийством и здесь у нас наблюдается некий параллельный дискурс.

Классическое евразийство отвергало философию Маркса и ставило на её место идеи идеократии. И позволю спросить, причём тут Фёдоров? Имеется ввиду Фёдоров какой, из НОДа? Но он вообще не относится к евразийству, его повестка охранительная в позитивном смысле этого слова, но я не разделяю его конспирологию типа "вокруг нами управляют во власти агенты Запада и только Путин за нас". Эта мифология не может относиться к реальной политики.

Насчёт богоборчества. За каждым нигилизмом стоит сатанизм, и я не думаю, что здесь уместно закрывать глаза на огромный урон, который был нанесен РПЦ. Я вот живу сейчас в относительно большом Новгороде, но не вижу здесь православных людей моего возраста. Т.е. буквально их тут нет, получается я в идиотском положении, когда единственный евразиец вещает о Третьем Риме за неимением чад этого Рима.

В России была своя социал-демократия, но она была нелиберальна, а связана с почвой. Да и сам Ленин из политической хитрости называл себя социал-демократом долгое время, ведь демократия подразумевает волеизъявление большинства, а не уничтожение врага в классовом антагонизме под корень. Конечно, это подкосило Россию, и глупо это отрицать сейчас.

Отредактировано Денис Левыченков (2022-06-21 19:35:28)

0

34

Савицкий и Трубецкой, Вл. Ильин и Н. Алексеев - ортодоксальное правое евразийство. Однозначное враждебное советскому марксизму, но надеющееся на внутреннее перерождение СССР на евразийский путь.

Карсавин и Никитин - центристское евразийство. Ценящее больше конкретных моментов в советской политике, но все равно отвергающее марксизм как таковой.

Сувчинский, Святополк-Мирский, Эфрон - левое евразийство. Фактически отказались от основ евразийства, пойдя на идеологический переход на рельсы модернизма, безудержной советской апологии и федоровского космизма.

0

35

Денис Левыченков написал(а):

Помню, у Александра Гельевича была экспертиза, что современный национализм является первым инструментом глобализации.
Ну а либерализм/коммунизм за ним могут следовать.
Но если на то пошло, то и христианство было первым столпом, который привёл планету к духовной "глобализации", всё-таки Христианская Церковь имеет Вселенский характер, и только потом пошли секулярные идеологии. Так что здесь важно в борьбе с глобализацией не путать многие понятия. Я внимательно читал книжку Максима Алексадровича с твоей рецензией, и там он выводит первые зачаточные "национализмы" от племенизма, кой был всегда. К тому же в рамках философии мы много раз говорили о Модерне внутри традиционного общества, например, на примере разбора школ Эпикура и Демокрита. Где-то АГД прямо писал о них как предвестниках материализма.

Вообще-то всё сказанное тобой здесь уже в полной мере есть у Константина Леонтьева.

0

36

Денис Левыченков написал(а):

1. Либерализм - соблюдение интересов народа как прав граждан в своём государстве.
2. Социализм/коммунизм - соблюдение интересов народа как пролетариата/крестьянства.
3. Национализм - соблюдение интересов народа как нации своего государства.

Тут все три тезиса просто кишат термина и скрытыми отсылками к буржуазному дискурсу Модерна. Какие "граждане"? Какая "нация"? Какой "пролетариат"? Всё это искусственные антитрадиционные конструкты.

0

37

Феномен левого евразийства и критика евразийства слева: http://evrazia.org/article/1645

Денис, специально для тебя! Собственно, я ведь специально подчеркнул, что Рустем Вахитов именно "левый евразиец", который не только академический исследователь, автор многочисленных статей и публикаций, но также современный теоретик и идеолог левого евразийства, тесно сотрудничающий с КПРФ и ещё с движением "Новая Евразия" экс-дугинца Зарифуллина. К "левым евразийцам" причисляют и Сергея Георгиевича Кара-Мурзу, но только с некоторыми "оговорками", хотя его книги во многом совпадают с идеями именно левых евразийцев. КПРФ, конечно, где-то использует наработки левого евразийства, Зюганов неоднократно говорил о евразийстве. В принципе, отчасти и "Суть Времени" тоже где-то и "левоевразийская", хотя Кургинян постоянно враждует с Дугиным (это давний "концептуальный" спор, тянущийся аж ещё с 1980 - 1990-х годов), но сам он высказывался где-то и положительно о евразийстве, но только "русском" (то есть в центре Евразии должна быть Россия), а не "китайском" или "турецком".

0

38

Из статьи Рустема Вахитова.

*Общая характеристика левого евразийства*

Итак, основные отличия левого евразийства от правого состояли в следующем:

- левое евразийство признавало не только национальный характер Русской Революции 1917 года, покончившей с ориентированной на Европу империей и открывшей возможность самобытного развития русско-евразийской цивилизации, но и ее интернациональный характер, открывающий новую эру в мировой истории, несущий оригинальные идеи и надежды всему человечеству, связанные при этом с глубинами русского духа;

- левое евразийство видело в советской цивилизации не переходный этап к некоему «новому Московскому царству», а следующий, оригинальный, творческий период русско-евразийской истории со своими собственными, доселе этой истории неизвестными задачами;

- принимая советскую цивилизацию, левое евразийство признавало марксизм как одно из ее выражений, но не в его западническом вульгаризированном варианте, а в варианте творческом, напитанном «почвой». Левые евразийцы предсказывали развитие марксизма в направление русской и евразийской национальной идеологии и возникновение на базе этого «русского марксизма» оригинальной философской традиции. Левые евразийцы считали при этом, что русская религиозная философия в ее новом советском варианте должна и обязана вести диалог с марксизмом, брать из него наиболее плодотворные идеи и творчески их переосмысливать, в частности, опираясь на учение Федорова, но в то же время диалектически преодолевая его;

- левые евразийцы, наконец, не думали, что советско-евразийское государство может быть теологической идеократией на базе православия. Не отрицая православного характера евразийской идеологии, прежде всего, для русских евразийцев (нерусские евразийцы, естественно, будут иметь иной религиозный базис), левые евразийцы объявляли религию частным делом и сосредотачивали свое внимание на геополитических, культурологических, историософских и других аспектах евразийской доктрины.

Следует признать, что левое евразийство было естественным и логичным развитием идей евразийства первоначального и многие его прозрения и положения до сих представляют немалый интерес.

0

39

Ещё из программной статьи Рустема Вахитова.

*Противники и союзники современных левых евразийцев*

Политическими противниками современных левых евразийцев, безусловно, являются буржуазные демократы-западники самых разных мастей — от либералов-антикоммунистов до «розовых» социал-демократов. Политические противники левых евразийцев также и буржуазные националисты — от сторонников русской конституционной монархии с элементами сословного общества до ультраправых русских нацистов и нерусских националистов. Левые евразийцы не видят принципиальной разницы между либералами и нацистами. При всем различии их идеологической риторики, по сути, они представляют собой две разные по времени ступени капиталистического проекта, несовместимого ни с традиционными религиями России, ни с российской ментальностью.
Главнейшим, стратегическим политическим союзником левых евразийцев являются коммунисты России — нынешняя КПРФ. Идеи русского коммунизма чрезвычайно близки левым евразийцам. Опора на советское наследие представляется им единственно возможным политическим реализмом (все остальные партии России — от либералов до монархистов и нацистов, по сути, «висят в воздухе», совершенно беспочвенны, потому что, отвергая советское прошлое, лишают сами себя опоры на имеющиеся реалии). Коммунисты — союзники левых евразийцев не только в борьбе с нынешним компрадорским капитализмом, но и в будущем строительстве русского, евразийского социализма. Левых евразийцев отличает от русских коммунистов немногое: левые евразийцы — люди религиозные и потому, считая, что «мир во зле лежит», они не верят, что на Земле можно построить идеальное общество — коммунизм, поэтому их требования не выходят за пределы «реального социализма» — наилучшего из несовершенных земных обществ. Наконец, левые евразийцы мыслят не в категориях общечеловеческого прогресса, а в категориях теорий локальных цивилизаций. Левые евразийцы считают, что лишь «в Царстве небесном нет ни эллина, ни иудея», а на Земле по Промыслу Божьему люди разделены на народы и цивилизации. Стремление смешать все народы и цивилизации в одном «котле» есть стремление выстроить новую вавилонскую башню и тем самым оно неприемлемо для левых евразийцев. Итак, левые евразийцы — противники глобализации, какой бы она не была — современной, капиталистической, или рисующейся в весьма отдаленном будущем, коммунистической.
Осознавая все свои отличия от коммунистов, левые евразийцы должны понимать, что более близкого политического и идеологического союзника, чем коммунисты у них нет и не будет.
Мы говорим здесь о левом евразийстве как о уже свершившемся факте. Так оно и есть, современное левое евразийство уже существует — как масса беспартийных соратников КПРФ — но оно до сих пор не осознавало себя как левое евразийство. Самоосознание поможет лучшему пониманию своей позиции. Левые евразийцы не должны организовываться в какую-нибудь организацию или партию, это не имеет смысла и было бы просто «игрой в политику». Левое евразийство — идеология, интеллектуальный проект, и должно оставаться таковым. Было бы абсурдным стремиться множить партии со стороны тех, кто отвергает самою многопартийность. Левое евразийство не должно отделять себя от коммунистического движения, от Компартии (независимо от того, где находятся левые евразийцы — внутри или вне ее). Ведь Компартия — это не просто одна из политических группировок, это партия всего народа, это зародыш Партии-Собора будущего евразийского советского государства. Быть с Компартией — значит быть с социалистической Россией, и прошлой, и будущей. Левые евразийцы выбирают социалистическую Россию.

0

40

<...> русские славянофилы оказываются более радикальными западниками, чем традиционные западники. Потому что они стремятся произвести символическое убийство отца-Запада, осуществить Эдипов комплекс. В основе своей это конститутивная западная операция рождения субъекта. По мысли левых евразийцев в случае субъектов географических, она происходит в процессе революции – общественного разрыва с предшествующей традицией, знаменующего рождение новой личности. Разница между западниками и славянофилами здесь в том, что первые отказываются от такого переворота, ратуя за единое пространство, а вторые пытаются стать «новым Западом», воспроизведя его субъекто-порождающую логику. Таким образом, и те и другие стремятся стать Западом, но первые – чисто внешне, по формальным признакам, а вторые – функционально, через воспроизводство глубинной внутренней операции.

Левые евразийцы довели эту рефлексию до кристальной ясности в концепции «нового Запада». Однако уже у более ранних славянофилов есть пронзительные откровения на эту тему. Например Константин Леонтьев в работе «Национальная политика как орудие всемирной революции» приходит к выводу, что национальные движения, ратующие за самобытность, в итоге ведут к глобализации и культурному выравниванию. То есть являются западной в своей конститутивной основе операцией, в какие бы самобытные одежды эта операция ни была одета. Утверждение это в первый момент шокирует самого сторонника «самобытничества», который к нему пришел, потому что оно переворачивает смысл того, во что он инвестировал свои силы. Однако, по некотором размышлении становится видно, что панславянское движение сформировано по образцу пангерманского, а то, в свою очередь, ориентировано на революционный опыт французов. А национальное движение и борьба за независимость Греции в первой половине XIX века здесь предстает как первый общеевропейский прогрессивный проект.

Левые евразийцы очень любят Константина Леонтьева, предпочитая его работы по степени эвристичности многим «прогрессивным» трудам. Петр Сувчинский – идеолог парижской евразийской группы – развивая эту логику, вводит концепцию «Нового Запада». Россия, осуществив Октябрьскую революцию, разорвала с предшествующей 300-летней западно-подражательной культурной практикой, осуществив символическое убийство, она родилась как (географическая) личность, встала на свой собственный путь. Выполнив этот шаг, Россия показала пример для всего прогрессивного мира. Поэтому шаг этот имеет интернациональное, мировое значение, а сама Россия стала «новым Западом» — то есть новым центром для подражания, новым культурным гегемоном. При этом рождение новой личности требует смены имени, появления нового имени, чем и является Россия-Евразия. «Евразийское дело», таким образом, это момент опрокидывания гегемона (Запада на тот момент), момент становления собой. Так как Россия сделала это первой, став Россией-Евразией, то и дело это теперь будет называться «евразийским» по имени первого образца. Но в своей потенциальной повторяемости «евразийское дело» и «евразийство» выходит за пределы частной геокультуры имеет мировое значение.

Собственно говоря разница между классическими «правыми» евразийцами (Николай Трубецкой и Петр Савицкий), сформулировавшими географический структурализм и «левыми евразийцами» (Петр Сувчинский, Дмитрий Святополк-Мирский, Лев Карсавин, Сергей Эфрон, Константин Родзевич, Артур Лурье) проходит как раз по отношению к русской революции и приятию или неприятию ментальной операции становления отцом-Западом после его символического убийства. Для Савицкого ключевой темой останется самобытность России-Евразии, выражающаяся в православии, общинности и проч. Для Сувчинского и Мирского становление собой в революции и знамя «борьбы за чужое будущее под своими знаменами», поднятое Россией-Евразией после 1917, является тем моментом, конституирующим «фактом», с которого и начинается Россия-Евразия.

Кориолановский комплекс: предательство и верность месту: http://aroundart.org/2018/08/15/koriola … ost-mestu/

0

41

С Вахитовым я общаюсь и на днях переписывался. Но могу сказать, что он тут неправ. Если хотите знать, чего на самом деле хотели левые евразийцы - читайте их самих, а не тезисы Вахитова. Я вот прямо сейчас читаю сфотографированную мной газету "Евразия" 1928-29 годов.

И еще раз подчеркну: были откровенные леваки (Сувчинский, Святополк-Мирский, Арапов, Эфрон), доходившие до апологии воинствующего модернизма и смеси марксизма с федоровским космизмом - и этот бред нас не интересует. И были Карсавин и Никитин, которые принимали позитивный смысл и задачи русской революции и советского строя как НЕМАРКСИСТСКИЕ и НЕБУРЖУАЗНЫЕ, а ведущие в сторону всё той же православной идеократии, что и у правых евразийцев, но с более позитивной оценкой советского государственного строительства.

0

42

В таком случае приведу цитаты из книги Петра Савицкого. Тот же Устрялов встал на путь сменовеховства, и этот момент Савицкий всегда ярко критиковал:

Сменовеховцы исходили из сильного и правильного ощущения того, что русская история совершается на территории России и что – худо ли это или хорошо – в основе русского революционного процесса под поверхностью коммунистического безумия протекает подлинное, национальное развитие России, жизненно важное для ее будущего и даже для будущего всей человеческой культуры. Но признание этого факта, давно уже очевидного для многих русских людей, стонущих под игом коммунизма и все же не отчаивающихся в будущем, еще не есть идеология. Не дав себе труда определить, в чем смысл искажаемого коммунизмом русского развития, в чем идеалы и цели России, сменовеховцы не сумели противопоставить коммунистическим декламациям что-нибудь новое, жизненное и ясное. От признания факта они сразу же перешли к поклонению факту, и поворот к России стал для них началом растворения в коммунизме. Сменовеховцы превратились в оппортунистов, чтобы затем переродиться в бардов коммунизма. Вместо того чтобы сделаться носителями исторического процесса, они сделались его рабами и игрушками.

Верно было сказано, что "левое евразийство" признало религию "частным делом", т.е. фактически отреклось от её апологии, когда как правые евразийцы никогда такого бы не допустили. Вот ещё одна цитата Савицкого:

Православие – высшее, единственное по своей полноте и непорочности исповедание христианства. Вне его все – или язычество, или ересь, или раскол. Этим, однако, ценность инославия целиком не отрицается. В инославии, хотя и еретическом – в католичестве и протестантстве, – даны особые и по существу своему абсолютно ценные аспекты христианства, которые чужды православным народам и могут быть раскрыты только народами романо-германскими и жизненно важны именно для них. Однако лишь отрекшись от своей ереси, т. е. от горделиво-упорного пребывания в своем одностороннем и потому ложном уединении, лишь покаявшись, в силах будут католики и протестанты раскрыть вполне собственное свое достояние, нужное для всей Церкви Христовой, т. е. для будущего Церкви Православной. И время не терпит: если они не сделают этого, они погибнут в начавшемся уже процессе культурного разложения, в позитивизме и серой гражданственности, в бесплодном революционном бунтарстве и материалистическом социализме, из страшной борьбы с которым мы победно выходим.

Идея о том, что большевики отринули Запад, сделав Россию "Новым Западом" через отцеубийство - кощунственна. Как можно в принципе такое принимать? Россия отдельна от западной цивилизации, как и от восточной. И Савицкий об этом наглядно писал, Савицкий не опрокидывает славянофилов, он является их органическим продолжением, но никакого "внутреннего Запад" не содержит его мысль:

В эпоху начавшейся вместе с императорским периодом острой европеизации России русское национальное сознание подверглось коренному извращению. Религиозно-культурная и национальная идея Москвы, как наследницы Византийского царства и потому действительного средоточия христианского мира, как оплота христианства в борьбе с язычеством и с западной еретической культурой, утратила именно религиозный свой смысл и религиозное, т. е. абсолютное, обоснование. На место ее выдвинулась европейская позитивно-политическая идея империи и империализма; культурная задача формулировалась обеднено и чисто эмпирически – как рост государственной территории и государственной мощи.

Ну и отдельно Савицкий высказался про "евразийский" социализм:

Социализм – в той же плоскости, что и капитализм; ползая по земле, он головы кверху поднимать не хочет. Поэтому он не видит, в каком смысле здесь скрещиваются пути Евразии и Европы и как в раскрытии идеалов и природы России раскрывается ее общеисторическая миссия.

Я напомню, что евразийцы выступали против идеи "универсального прогресса", а не прогресса как такового. На этой почве просто уйма всякого паразитизма выдумано.

Евразийцы примыкают к тем мыслителям, которые отрицают существование универсального "прогресса". Это определяется, между прочим, вышеизложенной концепцией "культуры". Если линия эволюции разно пролегает в разных отраслях, то не может быть и нет общего восходящего движения, нет постепенного неуклонного общего совершенствования: та или иная культурная среда и ряд их, совершенствуясь в одном и с одной точки зрения, нередко упадает в другом и с другой точки зрения.

Насчёт коммунистического поворота Савицкий высказался ещё жёстче:

Коммунисты основное свое учение (материализм и марксизм) заимствовали из Европы. Но в жизненной практике они осуществили нечто такое, чего ни в Европе, ни в Америке нет. И от этого своего осуществления они не желают отказываться. Совсем наоборот: осуществленное ими они желают навязать и всему остальному миру. Здесь-то и разверзлась пропасть между коммунистами и евразийцами. Ибо названное стремление несовместимо с личностным пониманием культуры. Утверждая личностную природу евразийской культуры, евразийцы ценят и чтят это качество и в других окружающих культурах. Уже и в чисто формальном смысле для них неприемлема установка навязывания своего решения другим культурам. Они желают сближения с другими. Но единственный внятный для них закон есть закон творческого взаимодействия.

Кроме того, у Савицкого есть целая апология ЕВРАЗИЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА, который вытекает из ПРАВОСЛАВНОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА:

Положительные задачи русского духовного делания вырисовываются как задачи воплощения и рощения русского национализма. Имеют высокую настоятельность прикладнические задания реалистической и упорной, сознательно-собранной и целесообразно-рассчитанной русской национальной работы. В ней не нужно бояться упреков в национальной узости и эгоизме. Без того, что называют "эгоизмом" и "узостью", не прийти к возможностям широты и жертвы… Но в отличие от многих других "национализмов", имеющих только один слой – прикладничества и узкого себялюбия, национализм русский – можно положительно утверждать – имеет два основных "слоя", друг другу соподчиненных, но существенных, каждый в себе: слой прикладнический и слой вселенский. Следует придавать обоим одинаковое значение: без прикладничества, иной раз расчетливого и цепкого, в этом мире, увы, неосуществимо вселенское служение: чтобы дать, нужно собрать; без вселенскости прикладничество ведет к оскудению, потемнению, духовной смерти… Будем строить град земной, ибо Бог даровал нам просторы и материалы и мы должны его строить, но в душе своей будем носить Град Небесный. Обычное в каждом повышенном национализме и уже несколько веков присутствующее в русском сознании ощущение, что народ наш есть народ особый и исключительный, в отношении к народу русскому на основании пережитого и в происходящем почувствуем, как истину новую и сияющую. И не будем бояться и самих несчастий наших: быть может, и рассеяны мы (выходцы), в горести и бедах, по всему лицу земному потому, что есть у России, помимо прикладнически-национального, также национально-мировое призвание; и что делать ей предстоит не только в ее собственных немалых просторах, но и в просторах больших, всей земной оболочки… Будем страстно любить данную Богом земную плоть нашей страны; но будем знать, что, и оторвавшись от этой плоти, став "бесплотными" и летучими, мы все же призваны сохраняться, жить и творить. Россия почвенная и Россия взметенная имеют в наши года каждая свое призвание.

0

43

Мои настоятельные рекомендации! Фундаментальное исследование связи левого евразийства и русско-советского авангарда!  :cool:

Игорь Вишневецкий "«Евразийское уклонение» в музыке 1920 - 1930-х годов": https://coollib.net/b/235397-igor-georg … godov/read

Игорь Стравинский, Великий Русский Гений, очень даже симпатизировал евразийству, в том числе и "левому".  :cool:

Вахитов же, напоминаю, тесно сотрудничает с КПРФ и где-то даже небезуспешно, его хорошо знают в Компартии. По крайней мере он популяризирует там левое евразийство. А вот его известный проект "Красная Евразия", существующий уже много лет: http://redeurasia.narod.ru/index.html + http://redeurasia.narod.ru/biblioteka/index.html

А ваш покорный слуга и сегодня, в принципе, где-то поддерживает КПРФ, хотя и со многими "оговорками". Ну и я, естественно, не только "русским" себя считаю, но и "советским", ибо родился и вырос в СССР, который всегда считал (и считаю!) своим Отечеством.

0

44

Безусловно, СССР такое же наше Отечество как Россия до и постсоветская.

0

45

Это всё славно, Денис. Просто между нами возникло некоторое "недопонимание", ибо мы с тобой, в некотором роде, разные "поколения". Я был "инициирован" Чёрным Октябрём 1993 года и "красно-коричневой" оппозицией, когда был на первом курсе истфака. Это было именно в 1993 году. Я, так сказать, "национал-большевик и евразиец первого призыва", ещё 1990-х годов. Потому меня всегда, уж прости, смешили всяческие "непримиримые правые" и прочие "непримиримые левые". С этой публикой мне однозначно не о чем говорить или спорить. Я, грешный, скорее уж буду "постмодернистским еретиком", нежели всяким там "дистиллированным правым" или же не менее "дистиллированным левым". Для меня одинаково, уж прости, мудак тот, кто истерически вопит "бей коммуняк" или "бей фашиков". Я был воспитан, всё-таки, на "классике" Дугина, на "Элементах", "Милом Ангеле", "Евразийском Вторжении", "Лимонке", книгах Лимонова и "ранней", ещё национал-большевистской, "Арктогее". И "свят" для меня Александр Гельевич Дугин, который был, в том числе, и "отцом-основателем" "евразийского национал-большевизма" (а он для тебя "ересь"), который, всё-таки, объединил тысячи и тысячи людей вокруг себя, вооружил их, направил в Цель их удар. Как некогда в газете "Лимонка" было написано, что вот как раз всяким там "ветхим правачкам" дороженька только одна - к жЫдоедам в "Память" (которые Дугина всегда подозревали в "масонстве" и "сатанизме"). Я, брат Денис, больше был "инициирован" "Тамплиерами Пролетариата" и "сегодняшний" Дугин мне где-то близок, но весьма и весьма критически. Есть и у меня, кстати, знакомые "памятники". Чем они заняты? Бухают. ЖЫдов ругают. Себя "непризнанными воШьдями" считают. Знавал даже "царя" одного. Выпивал с ним. Реально, был сей персонаж из воронежских алкоказаков аж претендентом на царский престол.

0

46

Дугин и Джемаль в 1988-1989 гг. недолго состояли в "Памяти". Да кто только в ней не состоял!

0

47

Денис, родной, а метание, уж прости, какашек ("дистилированно-правых", ага) в "левых евразийцев, которые отрицают русский национализм" - ну это наивно, детский сад. Вопрос в другом, о КАКОМ именно "русском национализме" речь то идёт? В чьей "версии"? А запрос на ЛЕВЫЙ ЦЕНТРИЗМ и тот самый "русский социализм" есть, он вполне конкретный и жизненный. Сужу по Воронежу, где всегда за КПРФ, "Справедливую Россию" и "Родину" массово голосуют. А монархисты, уж извини, всегда были секточкой, крохотной тусовочкой сумасбродов-маргиналов, чрезвычайно далёких от нужд реального, а не "книжного", общества. Я родился и вырос в рабоче-крестьянской семье и знаю, что такое рабочий класс.

Мне и у Ильина многое близко, и у Тихомирова, и у Леонтьева, и даже у Меньшикова. Но это всё тоже нужно умело и, главное, со знанием современного общества применять. И не только "умные книжечки" читать-почитывать.

Важен и Тихомиров, и Савицкий, и даже Кагарлицкий. И Хайдеггер. И Лакан (которого сейчас Дугин обожает). Просто всё нужно диалектически понимать, без "непримиренческого" шутовства, от которого нет никакого толка.

0

48

Макс, наш друг Денис, судя по его страничке "ВКонтакте", нет-нет, да и впадает в "непримиренчество". Сейчас он принялся "громить" левых евразийцев и "русских социалистов" (это явно после дискуссии со мной?). Хватит нам покойного Просвирнина. И всяких там мудозвонов из тусовки "Декоммунизация" (этих сук только к стенке, под пулемёты). Как там пел русский бард Олег Медведев? "Лучше быть коричневым, чем голубым".

;)

0

49

Скорее, речь идёт об эдакой «апологии варварства». Варвары взяли штурмом «цивилизованный» Рим и варвары сами же стали «римлянами». У Ленина в кремлёвском кабинете на книжной полке стоял и «Закат Европы» Шпенглера, а на столе лежал томик стихов Тютчева. А сам Шпенглер оказал громадное влияние на русскую общественно-философскую среду, породил дискуссии и споры. Большевики были этими «варварами», «кровью и почвой». Мёллер ван ден Брук замечательно об этом писал. И, шире, консервативные революционеры. «Варвар» должен был стать «римлянином». Разрушить храм (и без того осквернённый сластолюбивыми и златолюбивыми «книжниками и фарисеями») и его же построить, снова обратиться к Богу. Через богоборчество и нигилизм — стать Божьим Народом. Мне и у Бердяева подобные рассуждения были всегда близки.

Читал как-то труды катакомбных иереев из ИПЦ, которых Советская власть нещадно истребляла. Так там как бы предсказывалось нашествие варваров, крушение монархии и Церкви, ибо утратили они святость, превратились в нечто «декоративное» и совершенно отвлечённое, в «Балаганчик» Александра Блока.

«Ветхий Запад» сгинул в газовых туманах на бранных полях Первой Мировой, но «Новый» восходит на Востоке, страшно и кроваво смотрит «азиатской рожей» в будённовке. Отсюда и бессмертные блоковские «Скифы». И юнгеровский «Рабочий». И его же мудрые дневники «Годы оккупации» с запредельным, поистине метафизическим, удивлением, что танки «русских Иванов» стоят прямо в центре «просвещённой» Европы.

И ничего ведь не изменилось! Ничего! И сегодня мы всё те же «варвары» и «азиаты». «Русня», «орки», «колорады», «рашисты».

0

50

Денис, дружок, "Новый "Запад"" - это статья Петра Сувчинского. Она в книге Игоря Вишневецкого есть.

Пётр СУВЧИНСКИЙ

*НОВЫЙ "ЗАПАД"*

Русская тяга к Западу являлась всегда одним из существеннейших инстинктов русского жизнеощущения. По-видимому, «давление» России, ее психологическое и внешне-пластическое воздействие, тяжелое и однообразное, вызывали во все времена у русских людей с повышенной восприимчивостью непреодолимое стремление к новым образам и искание другого жизненного «давления». Оставляя в стороне общекультурные корни русского западничества, психологически оно имеет свое если не оправдание, то объяснение именно в этом свойстве месторазвития и самой типологии русской жизни. Не только западники типа Чаадаева или Бакунина, но и сам Гоголь томился Россией и создал себе двойную жизнь, одновременно далекую от нее и в то же время глубоко близкую. И еще в последнее время над мало выезжавшим из России Толстым веял «западный ветер», и в наше время Горький в Италии пишет об Артамоновых и Самгине. Нужно думать, однако, что давний спор между западниками и самобытниками если не разрешен в пользу какой-либо из сторон, то, во всяком случае, навсегда оборван революцией, и само соотношение этих понятий должно существенно перестроиться. В русском сознании Европа всегда считалась страной разрешенных проблем. В то время как Россия судорожно билась на месте, казалось, что Запад, легко и просто следуя за жизнью, без затруднения переходил от одной удачи к другой и безболезненно распутывал узлы жизни. Дело исторической синхрологии установить, насколько подобная расценка Европы в отношении России соответствовала в разное время действительному положению вещей. Важно было то, что подобный миф существовал, и им жили как Россия, так и сам Запад. Но еще важнее, что вера в этот миф теперь надломилась на глазах у всех, причем русская революция для этого надлома сделала больше, чем мировая война, с безысходностью всех ее последствий. Под нависшей сложностью социальных проблем и политических затруднений европейский потолок за последние десятилетия безмерно снизился. Но более всего начинает давать о себе знать неблагополучие в самом основании западной культуры. Самый строй и обиход жизни классической Европы, слагающий ее традиции и силы, всегда ощущавшиеся закономерными и абсолютными, начинают раздражать и изнашивать значительно большее количество людей в самой Европе, чем это кажется с виду. Принцип личных свобод и индивидуального самоопределения, выдвинутый всеми европейскими революциями, с течением времени обратился в жесткий социальный индифферентизм, при котором судьба и социальное положение каждого человека не гарантируются ничем, кроме его самого. И даже право на гражданство должно, в сущности, каждым завоевываться, и при этом в условиях всеобщей и беспощадной конкуренции, что должно утомлять и ожесточать не одних отсталых и выбитых из строя неудачников. Естественно, что среди непрекращающейся жизненной тревоги и бесплодной социальной динамики в широких массах начинает возникать жажда социальной стабильности и искания иной жизненной системы, при которой личная судьба человека гарантировалась бы какой-либо обязательной и объективной инстанцией. Именно в этом нужно искать корни европейского коммунизма и все растущее сочувствие «русскому» принципу несвободного равенства, выдвигаемого самой жизнью взамен распадающегося, ему противоположного «западного» принципа свободного неравенства, при котором действительное неравенство прикрывается якобы свободой, а свобода погибает в неравенстве. В некритическом сочувствии европейского пролетариата и радикальной интеллигенции всему происходящему в России есть много слепой наивности и непонимания. Возникнув в определенной исторической среде и развившись в прошлом по своим социальным закономерностям, русская революция как комплекс предпосылок и заданий для будущего европейскому, даже революционному сознанию в целом недоступна, в частности, непонятна и та переработка, которой подвергается в условиях советской государственной системы и самый руководящий принцип коллективизма, положенный в свое время в основание замысла русской революции. Реальное существование Советского Союза, требующее непрестанной координации принципа с жизнью, в процессе постепенного усложнения первоначальной революционной темы поставило как перед самой Россией, так и перед всем миром проблему нового типа государства, которое можно было бы назвать в противоположность нейтральной, безответственной государственности западных демократий государством страховым. Основа принципа страхового государства, заданного в советской народной автократии, заключается в том, что не только права и обязанности, но и само понятие гражданства, понимаемого во всем объеме этого слова, должны быть первично и изначально гарантированы. Каждая личность в конечном итоге страхуется всем государством, путем установления восходящей и неразрывной пени последовательных «гарантийных инстанций», причем система экономических и социальных гарантий идет параллельно системе политического оформления, что дает возможность отождествить сферу политики со сферой экономики, безнадежно разъединенные на Западе. Таким образом, политика «экономизируется», а экономика «политизируется», в результате чего должна создаться некоторая новая монистическая система широкого человеческого общежития. Что же касается «последнего» обоснования подобной конструкции, то оно должно заключаться в первичном законе социальной этики, согласно которому этическая целеположенность жизни вообще для всех и каждого пропорциональна степени действительного соучастия всех и каждого. Иначе говоря, в нарождающейся социально-политической интуиции новой России понятие социального взаимоучастия имманентно понятиям жизненной цели и ее этического смысла. Крайне неожиданно, что русская революция, зажженная восьмидесятническим коммунизмом, для которого верховным принципом является лишь гедонистический принцип справедливого распределения благ, в своей глубине неожиданно раскрывает «философию общего дела». Одна возможность подхода к разрешению через революцию основной проблемы современности — проблемы новой государственности — поднимает над Россией потолок на безмерную по сравнению с европейским уровнем высоту и делает территорию русской революции тем местом, где проблемы двадцатого века если не разрешены, то поставлены на разрешение, в то время как Запад в процессе защиты своих буржуазных основ эти проблемы не только не ставит, но и разучился их понимать. Как бы ни относились в Европе к тому, что делается за нынешними стенами России, можно, однако, с твердостью сказать, что без той травмы, которая была нанесена и по сей день наносится русской революцией социальной совести всех современных поколений, — первая четверть двадцатого века обозначилась бы в новой истории как эпоха безнадежной глухоты и морального окоченения. Когда-то Запад влек к себе беспокойных русских людей, задыхавшихся под низкой крышей России своим океаническим ветром, легким и просторным. Не наступит ли время, когда этот ветер, все более затихающий в Европе, поднимется над континентом Евразии, и не станет ли очень скоро для новых европейских поколений этот континент тем, чем когда-то была «океаническая» Европа для русских «бегунов» и искателей правды — новым океаном, где легко дышится, — новым Западом.

1928 г.

И «Новый Запад» понимается, скорее, как «Новый Свет», куда должны устремиться все народы, нации и племена гибнущего «Ветхого Запада». Россия-Евразия как Ковчег Спасения, а русский большевизм трактуется здесь и как «травма», но и как «лекарство», возможность исцеления. Ценность евразийцев именно в этом. Они именно искали панацею, драгоценное снадобье, но только исходя из органических, почвенных, традиционных ценностей, принимая выбор народа, пусть даже он был и неправильный, трагический.
Сувчинский же, помнится, обвинял «правых» евразийцев в «кружковщине», в отстранённости от конкретных проблем современности, от нежелания понять и принять судьбу живой, здесь и сейчас, России, которая, конечно, где-то и мучилась, страдала, но где-то шла к победам и триумфам.   
Спорить здесь до бесконечности можно, друзья мои. И дело тут точно не в «коварных леваках».

0

51

Это пустая риторика. А не риторика - это долгий мучительный процесс изживания Россией революционной ломки и построения государства нового типа и руками новых социальных сил, но по старому образцу. Это то, о чем в 1920-30-е годы учил Карсавин.

0

52

Но так и Сувчинский об этом же прямым текстом пишет. О "некритическом сочувствии", "слепой наивности" и "непонимании".

В некритическом сочувствии европейского пролетариата и радикальной интеллигенции всему происходящему в России есть много слепой наивности и непонимания. Возникнув в определенной исторической среде и развившись в прошлом по своим социальным закономерностям, русская революция как комплекс предпосылок и заданий для будущего европейскому, даже революционному сознанию в целом недоступна, в частности, непонятна и та переработка, которой подвергается в условиях советской государственной системы и самый руководящий принцип коллективизма, положенный в свое время в основание замысла русской революции. Реальное существование Советского Союза, требующее непрестанной координации принципа с жизнью, в процессе постепенного усложнения первоначальной революционной темы поставило как перед самой Россией, так и перед всем миром проблему нового типа государства, которое можно было бы назвать в противоположность нейтральной, безответственной государственности западных демократий государством страховым.

Левые евразийцы стремились действовать именно здесь и сейчас, вовлекаясь во вполне реальную жизнь советского государства. Правы ли они были? Это совсем другой вопрос. Да, попали под каток репрессий, были расстреляны или в лагерях гнили. Могли ведь и другую позицию занять, присоединиться, скажем, к РОВС, к "Братству Русской Правды", к НТС или к фашистами и нацистам. Бердяев, скажем, живо интересовался фашистским движением в Италии и даже надеялся, что европейские державы однажды освободят Россию. 
Речь шла о "революционном" же преодолении "революции", но только, как ты верно, Максим, заметил, "по старому образцу". Отсюда и сходство, и прямые контакты с немецкими консервативными революционерами и национал-большевиками. Например, известно, что те же евразийцы живо интересовались Эрнстом Никишем и Отто Штрассером. Герд Кёнен и Леонид Люкс об этом пишут.

0

53

АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ написал(а):

Например, известно, что те же евразийцы живо интересовались Эрнстом Никишем и Отто Штрассером. Герд Кёнен и Леонид Люкс об этом пишут.

Да, и у меня есть этот сборник "Наша эпоха" (1933), где они этим интересовались. Но - точнее - не евразийцы в целом, а один из них (Антипов), который и наладил контакты с немецкими КР. Сам же сборник был выпущен именно правыми евразийцами во главе с Савицким и Трубецким.

0

54

Да и как не напомнить тот факт, что "евразийскую перезагрузку" КПРФ осуществил никто иной, как Александр Гельевич Дугин? Он ведь сотрудничал с Зюгановым, а на центральном сайте КПРФ даже была его персональная страничка и висел баннер Международного Евразийского Движения. Это тоже, в некотором смысле, наглядный пример востребованности левого евразийства в наши дни. Дугин, Проханов и Кара-Мурза привнесли в Компартию именно "лево-евразийский" вектор. И "русский социализм" Зюганова — это ведь тоже прямая заслуга Дугина. И уж точно тогда, в 1990-х годах, не было нужды "сверяться" во всём с "классическими" евразийцами, академические книги которых издавались понемногу, но не всегда они были востребованы во вполне конкретной политике.

0

55

Макс, признаюсь, меня «смутило» то, что Денис, как я правильно понял по его страничке, призывает в некотором роде «истинно-правых евразийцев» нещадно искоренять «левацкую сволочь» в лице левых евразийцев, национал-большевиков и «русских социалистов». Гнать их, мол, сволочей, из «true-евразийцев»! Никого обидеть не хочу (Денис, прости, пожалуйста, если был резок излишне), но подобные «призывы» явно от незнания современного евразийского движения, которое в своё время создало широкий «красно-белый» фронт. И тем самым предотвратило вполне реальную гражданскую войну, которую очень даже не против были устроить в России 1990-х всякие там недобитые «беляки» из НТС, курируемые ЦРУ. К счастью «публику» эту вовремя послали и загнали в вонючую дырищу позорной маргинальщины.

0

56

Я – консерватор, традиционалист, но для меня ближе всего антикапиталистические «левые», а не правые либералы. «Правых» либералов я считаю врагами, пусть они консерваторы, пусть они антикоммунисты, но они для меня – враги. Потому что они часть этой правящей системы, хотя я не разделяю ни атеизма, ни материализма, ни марксизма, ни классового антагонизма «левых». У меня другой взгляд, я сторонник народа, а не классов, я вообще считаю, что и либеральные представления о классах, и марксистские не отвечают их сущности. Для меня важен народ, народ как духовное, историческое органическое, в том числе и общественное явление, но, в первую очередь, именно такое идущее сквозь время, нематериальное, объединенное неким внутренним жизненным духом, некой исторической миссией. Поэтому строю свои теории на народе и на сакральных традиционных ценностях, в том числе и религиозных. Но нет никого ближе для меня лично, чем противник капитализма «слева», потому что есть общий враг.

Александр Дугин

:flag:  :flag:  :flag:

0

57

Коллеги, дабы подвести некоторые итоги дискуссии. Собственно, я не хочу ни с кем ссориться, но просто особо отмечу, что в современном евразийском движении (а оно ведь не только «дугинское») есть как «правое», так и «левое» крыло. Сегодня Дугин сотрудничает с «Царьградом» и Малофеевым, но был и совсем другой период его плодотворной во всех смыслах деятельности. И однозначно Дугин не был никогда «евразийским ортодоксом», который «строго» сверялся бы с классическими евразийцами. Отсюда и «неоевразийство», как его определяют, в том числе и в программных документах партии «Евразия» или МЕД. И «левое неоевразийство» сегодня отличается, несомненно, от левого евразийства 1920 - 1930-х годов. 
Критика левацких крайностей — это, безусловно, нужное и здравое явление, но это отнюдь не значит, что нужно, грубо говоря, гнать всех «левых» из евразийцев, только руководствуясь «классиками» и сегодняшними выводами Александра Гельевича. У ЕСМ и МЕД всегда были самые широкие контакты и связи. Есть «правые», но есть и «левые» в рядах евразийского фронта. Всегда так было, есть и будет. В противном случае придётся самого Дугина «изгнать».

0

58

Безусловно, евразийская программа в экономике социалистична. Но она ни в коем случае не левацкая.

0

59

Алексей, отвечу последовательно.

1. Александра Дугин в интервью на "Авроре" не так давно заявлял, что ему был чужд национал-большевизм Лимонова несмотря на то, что он состоял в его партии.
Пётр Савицкий писал в письме к Устрялову о национал-большевизме в положительном смысле, но он понимал под национал-большевизмом совершенно другое учение, что не выродилось в последствии в ту экстремистскую левацкую кашу ныне запрещенной НБП.
2. Естественно, что вы как сторонник КПРФ будите в конфликте с евразийцами-монархистами или евразийцами из ЕР. Это разные идеологические полюса. По этому поводу претензий у меня и не было, у каждого свой выбор. Просто задам вопрос на засыпку, сколько раз ваши знакомые православные коммунисты ходят в Церковь? Именно настоящие коммунисты, потому как с точки зрения марксистов в КПРФ коммунистов нет и не было. Это правильная постановка вопроса, потому что и Зюганов и его соратники такие же постмодернисты, которые были поставлены системой и иного выхода у них не было.
3. "Лучше быть коричневым, чем голубым"? Что ж, да, только не надо прикрываться народом тогда, поскольку здесь исполнитель однозначно выбирает бесят вместо Христа. И не надо навешивать эти ярлыки "декоммунизаторов", это подлый риторический приём, поскольку паблики декоммунизаторов ведут сегодня либералы со своей русофобией и прочей нечестью. И консерваторы этим себя не запятнали.
4. Шпенглер хорош, но он в каком-то роде детерменист, пусть и не материалист. Йоэль уже разбирал, почему исторические исследования Шпенглера не во всем точны и пронизаны духов Нового времени. Множественные ссылки на идеологов третьего пути (да, для КПРФ это норма) не отвечают ещё интересам христианства, потому что пронизаны гностицизмом НС, поэтому сюда подмахнуть не получится, Дугин об этом много писал, рефлексируя ранние взгляды.
5. "Новый Запад" (симптоматично скорее для лево-либералов) синоним к слову "Новый Закат". Ничего хорошего, одно вырождение. Анри Корбен же ясно дал понять, что должна быть ориентация только на Восток. Не географический, а именно духовный.

Отредактировано Денис Левыченков (2022-06-25 14:57:32)

0

60

25:32. и соберутся пред Ним все народы; и отделит
одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
25:33. и поставит овец по правую Свою сторону, а
козлов — по левую.

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Рустем Вахитов. Евразийство и социализм


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно