Могилу короля Андрея я видел в Тихани.
Ярослав Мудрый
Сообщений 31 страница 41 из 41
Поделиться322015-05-10 10:49:52
Он был марионеткой Ярослава. После смерти Ярослава он не смог удержаться и в 1060 г. был убит.
Еще интересный факт.
До окончательного раскола на православие и католичество в 1054 г. ситуация в Восточной Европе была странная. Были церкви и монастыри с католическим обрядом, были с православным, но они считались в рамках единой вселенской Церкви. Но когда дочери Ярослава выходили за западных королей, они проходили обряд смены обряда на латинский.
В Чехии все еще существовали православные монастыри с кириллицей со времен Кирилла и Мефодия. После раскола 1054 г. их католические власти позакрывали. Чешские православные священники бежали в Венгрию. Здесь при Андрее образовалось много православных храмов и монастырей, соседствующих с католическими. Лишь после смерти Андрея православных из Венгрии стали вытеснять по приказу папы.
То же было проделано с Англией - до нормандского завоевания 1066 г. там священники были женаты и тяготели к православному обряду. Вильгельм Завоеватель насадил католицизм.
Правда, в завоевании 1066 г. виноват и зять Ярослава Харальд Суровый.
Узнав о смерти Эдуарда Исповедника, он взял свою семью и высадился в Англии в сентябре 1066 г., желая ее завоевать. Но в битве с Гарольдом у Стэмфордбриджа Харальд погиб. Елизавета Ярославна вернулась в Норвегию, дальнейшая судьба ее неизвестна.
Войско Гарольда было вымотано этой битвой и необходимостью быстро перебраться на другой конец Англии, где в октябре 1066 г. высадился Вильгельм Завоеватель. Поэтому усталая толпа солдат Гарольда была разбита нормандцами при Гастингсе, Гарольд погиб.
Поделиться332015-05-10 14:09:55
ПРАВОСЛАВИЕ В ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ ЯРОСЛАВА
Период 1044-1054 гг. ознаменовался бурным движением за реформу Церкви и очищение от коррупции и в католической Европе, и в Византии, и в Грузии. Пришла эта тенденция и на Русь. Те греки, которые считали, что епископов и митрополитов нужно избирать, а не назначать указом патриарха, помогли Ярославу в 1051 г. избрать митрополитом всея Руси русского Илариона. И Константинополь был вынужден его признать.
Афон к этому времени пришел в упадок из-за гражданских войн в Византии. Поэтому русские афонцы, которые жили там со времен Владимира Святого, вернулись на Русь, основали Киево-Печерский монастырь и очистили остальные монастыри от роскоши.
В русском православии образовались две ветви: крайний аскетизм Антония Печерского (включая даже самокастрирование) и светлое и радостное христианство Илариона. Но эти две ветви сотрудничали друг с другом, а не противостояли.
В эти годы в рамках Киева были канонизированы Борис и Глеб. В рамках всей Руси их канонизируют только в 1072 г., после чего их почитать будут и в Византии, и в Сербии, и в Болгарии, и в Чехии, и даже в Армении.
В эти годы у Ярослава родилось много внуков, которых назвали именами Борис, Глеб, Роман, Давид (Роман и Давид - это крещеные имена Бориса и Глеба).
Иларион, будучи митрополитом в 1051-1054 гг., завез из Византии в Киев школу нового пения - демественного. Построил церковь св. Георгия в честь Ярослава (в крещении Георгия).
Иларион хотел канонизировать и Владимира Крестителя, но у его могилы чудеса не происходили, поэтому его канонизируют лишь 200 лет спустя. А у могил Бориса и Глеба происходили исцеления хромых. В будущем Иларион хотел канонизировать и самого Ярослава.
В 1053 г. Ярослав и Иларион приняли Устав о церковных судах. Все дела о женщинах и браке передавались на церковный суд, а не княжеский. Наказанием были штрафы - в пользу и потерпевших женщин, и митрополита. Изнасилования, похищения невест, оскорбления словом, выдача замуж родителями против воли дочери или наоборот - невыдача дочери, которая хочет замуж - за всё это были штрафы. Если мужики подерутся между собой "по-женски", тоже церковный штраф.
Этот закон полностью противоречил византийским. В Византии за всё это казнили смертью или отрезали уши, нос, руки. На Руси такого не было.
Иларион теоретически обосновал курс на построение собственного русского православия, отличающегося от византийского.
После смерти Ярослава всё это будет уничтожено. Его преемник Изяслав примет нового митрополита грека Ефрема, а Илариона отправит в отставку (его судьба неизвестна), новгородского епископа Луку Жидяту и его соратников посадит на 3 года в тюрьму. По отношению к виновным Ефрем будет применять византийские церковные законы, а не русские. Наконец, тесные контакты Ярослава с Западом после схизмы 1054 г. Ефрем разорвет и запретит любые компромиссы с католиками.
Поделиться342015-05-10 14:11:14
В 1051 г. умерла жена Ярослава Ирина-Ингигерд, после чего Ладогу шведы вернули в состав Руси. В 1052 г. в Новгороде умер 32-летний старший сын Ярослава Владимир.
Пришла пора делить Русь между сыновьями так, чтобы они не начали убивать друг друга.
Поэтому Новгород, Туров и права на Киев Ярослав завещал Изяславу.
Поделиться352015-05-10 14:43:04
Иларион с моей точки зрения-метафизик. Противостояние Закона и Благодати-это и есть противостояние креации и манифестации.Креационизм-Закон. Манифестационизм-Благодать. Поэтому я и считаю Илариона первым русским восточником и исихастом.
Поделиться362015-05-10 15:16:36
И Иларион, и суровый аскетичный Антоний часто ходили в еврейский квартал Киева и спорили с иудеями на богословские темы. Евреи иногда их били. Отсюда и антииудейский характер сочинений Илариона.
Поделиться372015-05-10 15:43:30
Против иудаизм так или иначе пишет любой христианский богослов и в этом как раз ничего особого нет. Самое главное-постановка вопроса. Благодать против Закона-это и есть манифестация против креации.
Поделиться382015-05-10 20:56:49
Продолжаю. В последние годы жизни Ярослав продолжал переговоры с католиками: в Киев потянулись французы, желая увидеть обретенную в Херсонесе еще св. Кириллом и вывезенную Владимиром главу св. папы Климента.
После смерти жены и старшего сына Владимира (от которого остался внук Ростислав) у Ярослава еще остались пять живых сыновей с множеством внуков. В 1053 г. у его любимого сына Всеволода родился еще один мальчик, которого Ярослав лично назвал Владимиром. Это будет Владимир Мономах.
Еще был жив брат Ярослава Судислав, но, напомню, он сидел в тюрьме. В последние годы жизни Ярослав стал и киевских бояр сажать в тюрьму.
Теперь вся Русь была едина, кроме Полоцкого княжества Всеслава Брячиславича да еще независимой земли вятичей (которых завоюет только Мономах). Ярослава уже открыто называли "царем" (уравнивая с византийским кесарем, ибо Ярослав сам поставил митрополита Илариона без разрешения Константинополя) и "каганом" (этот титул ему достался по наследству от Мстислава, но византийцы его не признавали, т.к. он давал право претендовать на весь Крым).
В том же 1053 г. Ярослав (который тяжело болел и с 1050 г. никуда из Киева не выезжал, даже на похороны сына) собрал своих пятерых сыновей и распределил между ними земли, уговаривая не ссориться и жить мирно, ибо они дети одного отца и одной матери.
Главой государства должен был стать 30-летний Изяслав. Ему доставались Киев, Новгород, Псков, Туров, Пинск, древлянская земля. Следует отметить, что между южным (киевским) и северным (новгородским) доменом Изяслава не было прямой границы.
Второй сын Святослав получил Черниговскую землю, включавшую огромную территорию от Чернигова и Курска до Рязани и Мурома, разрываемую лишь землями вятичей, а также Тьмутаракань.
Третий и любимый сын Всеволод получил крошечный Переяславль на границе со Степью, а также всю Северо-Восточную Русь: Суздаль, Ростов, Ярославль. Ту землю, с которой в юности начинал сам Ярослав Мудрый.
Четвертый сын Вячеслав получил Смоленск, пятый сын Игорь - Волынь и Галицию.
Внук Ростислав Владимирович вроде бы ничего не получил.
Полоцкое княжество изначально было единственным, которое не участвовало в "кругообороте" князей остальных княжеств. Там по-прежнему с 1044 г. правил Всеслав Брячиславич.
Система деления земель Ярославом была удачной. Она совмещала желание обеспечить сыновей с интересами единства Руси. В течение 19 лет после смерти Ярослава три старшие сына будут действовать всегда вместе. Еще при живом Ярославе в 1053 г. они утвердят новую редакцию "Русской правды", улучшат законодательство. Вместе они блестяще выиграют войну с торками в 1055 и 1060 гг., после чего торки станут союзниками русских.
Два младших сына скоро умрут: Вячеслав в 1057 г., Игорь в 1060 г., после чего Волынь присоединят к изяславлю Киеву, а Смоленскую землю поделят на троих.
Вместе три брата освободят из тюрьмы епископа Луку Жидяту и своего дядю Судислава.
Вместе они будут воевать с Всеславом Полоцким в 1068-69 гг. Вместе они канонизируют в 1072 г. Бориса и Глеба в масштабах всей Православной Церкви и там же, на вышгородском съезда, примут "Правду Ярославичей".
Лишь в 1073 г. братья рассорятся и системе Ярослава придет конец (что будет узаконено Любечским съездом 1097 г.). Но "Русская правда" на 450 лет вперед останется действующим законом во всех княжествах Руси (вплоть до Судебника Ивана III 1497 г.)
Ярослав Мудрый умер 19 февраля 1054 г., в первую субботу Великого поста, в Вышгороде, куда приехал молиться на могиле Бориса и Глеба. Похоронен на следующий день, в Торжество Православия (первое воскресенье поста).
Поделиться392015-05-10 21:04:11
Ярослава похоронили в мраморном саркофаге, в котором в IX-X вв. в византийском Херсонесе находились мощи св. папы Климента. Этот 6-тонный мраморный саркофаг Владимир при крещении Руси вывез из Херсонеса.
Этот саркофаг сохранился в Софийском соборе Киева и поныне. При вскрытии в 1939 г. советские ученые нашли скелет Ярослава (мужчины около 75 лет, который еле-еле мог ходить даже с палкой, но сохранил все зубы) и скелет женщины лет 50 и ребенка 3 лет. Сейчас признано, что останки женщины принадлежат не жене, а скорее одной из дочерей. Второе вскрытие было при Хрущеве и третье при Ющенко в 2009 г.
В течение XII-XVIII вв. Ярослава часто на Руси считали местночтимым святым, но официально он канонизирован лишь в наше время, в 1988 г. Его день празднуется 4 марта по новому стилю (дата похорон в 1054 г.).
Всё!
Поделиться402015-05-17 17:52:31
Сегодня День Памяти Бориса и Глеба.
http://www.novorosinform.org/news/id/28860
Поделиться412015-05-17 18:30:50
Странно! Братья были убиты в июле-августе, и день памяти при Ярославе был установлен 24 июля по ст.ст.