mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » История и текущие события » Размышления на тему социализма


Размышления на тему социализма

Сообщений 1 страница 30 из 35

1

Размышление №1. Куба
Постоянно слышу о кубинской нищете и о том, как беженцы переплывают океан и кто съедается акулами, а кто оседает во Флориде.
Ну что на это скажу. А скажу вот что.
Во-первых, информационная война.
А во-вторых: кто это всё распространяет, сведения о нищете и о толпах беженцев? Студенты, артисты, писатели, спортсмены? Простите, кто они вообще такие? Что они вообще понимают в политике? Вообще-то представители мелкобуржуазной прослойки - даже не части общества, именно что прослойки, да-да, интеллигенция! С запросами извечными на увеличенное количество сортов колбасы и спецпайков, буржуазными ставками. Какое право вообще они присвоили себе за общество в целом высказывать?
Рабочего человека и крестьянина не спрашивали? Вот если среди них недовольство, вот тогда да, надо задуматься. И по собственным прихотям они и определяют уровень "нищеты" в обществе (при том, что нищеты при социализме не существует).
И некоторые тенденции на Кубе настораживают. Вон та же частная собственность на средства производства. И отсутствие распространения марксистской идеологии за пределы Кубы (марксизм-то на самой Кубе как, есть?).

Размышление №2.Социализм и капитализм
Ревизионистская политика послесталинского СССР и также Китая после смерти Мао серьёзно навредила социалистическому движению, когда под социализмом пониматься стали формы различные государственно-монополистического капитализма, неоднократно критиковавшиеся и во времена Маркса и Энгельса, и в СССР при Ленине и Сталине. "Арабский социализм" (Египет, Алжир, Ирак, Ливия, Сирия, Йемен, а также Туниса, Сомали), "Демократия Кампучии" - революционное образование красных кхмеров, "африканский социализм" (политика Мугабе в Зимбабве - эсеровщина под видом маоизма, политика Манделы в ЮАР и Нуйомы в Намибии - социал-демократия), "латиноамериканский социализм" (Чили при Альенде и сейчас Бачелет, Венесуэла при Чавесе и Мадуро, Боливия при Моралесе и Эквадор при Корреа, видимо, даже Никарагуа в нынешнем состоянии) - всё это не социализм, а капитализм, обрамлённый левацкой риторикой. Производный от советского и китайского оппортунизма и ревизионизма (и югославского). Всё это страны мимикрирующей буржуазии (определение товарища из Рабочего пути/КомИнформа). Откуда и проблемы соответствующие. Так что среди сил, учавствовавших в свержении Хусейна и Каддафи, участвующих в войне против Асада - представители буржуазных кланов, выращенных при них. Неслучайно лидеры этих государств контактируют с российскими и китайскими руководителями.
И уж ничего народного в Донецкой и Луганской Республиках нет и в помине. Олигархические образования не хуже киевской власти. А эффектную пыль в глаза запускали, аж полемику устроили. Стрелков, Кургинян, Захарченко, Плотницкий... Эх, люди...

0

2

Но тогда получается что социализма нет вообще нигде на земном шаре.

0

3

Куба, КНДР являются остатками.

0

4

Нет никакого марксистского строя нигде в мире.
Коммунизм по-марксистски предполагает ОТСУТСТВИЕ ГОСУДАРСТВА. Средства производства - в собственности общества без государства. Да, и еще: социализм и коммунизм у Маркса и Энгельса не различаются, это уже в СССР придумали "две стадии", чтобы объяснить существование государства с правящим бюрократическим классом.

Поэтому советую обратиться к трудам любых современных неомарксистов. У Тарасова советский строй - это "этатизм третьей формации" (Российская империя до 1861 г. - "этатизм второй формации", после 1861 г. - капитализм); у Семенова советский строй (и абсолютно все социалистические режимы второй пол. ХХ в. в Вост. Европе, Азии, Африке, Америке) - "индустриальный политаризм".

0

5

Тарасовский ревизионизм уже разоблачался.

0

6

Кем? Семеновым? Но Семенов сам такой же ревизионист. И возразить-то по сути нечего: описанный Марксом коммунизм не существовал нигде и никогда, а промышленных рабочих уже сейчас очень мало.

0

7

Шахтеры-это положим промышленные рабочие. И тем не менее донбасское восстание возглавили отнюдь не марксисты.

0

8

Отрыв Ленина и Сталина от Маркса и Энгельс - это и есть ревизионизм.

0

9

Ленин и Сталин добавили учение о "социализме" как стадии с сохранением государства и бюрократии. Это - новое. Но основы марксизма они сохранили неизменными. Потому и проиграли, что эти основы были ложны и никак не соответствовали экономической действительности ХХ века.

0

10

Начнем с того что по Марксу революция должна была начаться не в России а в Германии там где есть промышленно развитый пролетариат. Россия была аграрной страной там пролетариат в 1861-ом году только появился и меньшевики строго по Марксу считали что в 1917-ом году время для революции еще не пришло. Но политическая коньюнктура сложилась так что революцию надо было делать либо сейчас либо никогда и это сказал Ленин в своих апрельских тезисах. Сделали. Как только справились с белым движением у себя так решили идти на Берлин чтобы центром революции была все-таки Германия как Маркс учил. Но не дошли поляки помешали. И тогда начался переход к сталинскому социализму в одной стране. Если бы эта страна осталась аграрной это была бы уже полная ересь поэтому ее пришлось индустриализировать форсированными темпами.Маркс бы сказал про Сталина что он шагнул из полуфеодального крестьянского общество в пролетарское и социалистическое сразу. Минуя капитализм. Но мы именно за это Сталина и любим. Миновать капитализм-это давняя мечта всех русских социалистов. Ибо любой настоящий русский именно капитализм в первую очередь и ненавидит. Признать что через него надо пройти-это уже не по-русски.

0

11

Фигня всё это.

http://work-way.com/борцы-с-картинками-и-марксизм/

0

12

Я при разработке нового курса теории истории для студентов основательно проштудировал многие марксистско-ленинские и современные неомарксистские труды. Среди современных есть и явное фуфло, но есть и серьезное указание на то, почему, где и как пророчества Маркса не осуществились в ХХ в. Но и сам Маркс в годы немецкой недо-революции 1848 г. писал немало разумного о том, что коммунисты в 1848 г. вынуждены или проводить капиталистическую программу, или пытаться насильно забежать сильно вперед и потерпеть поражение, т.к. условия для коммунизма в Германии 1848 г. еще не созрели. Вообще не созрели!

0

13

Но русские большевики считали что именно там и созрели. В 1920-ом году Тухачевский не на Варшаву рвался а именно на Берлин.Варшава у него была просто по дороге.

0

14

Между 1848 и 1920 разницу видишь?

0

15

Так марксизм - это же и есть теория и практика применительно к конкретной эпохе с конкретными особенностями. Так же, как математические науки.
Германия, Британия, Россия - во второй половине XIX века и в начале XX не одно и то же, как не одно и то же Россия в начале прошлого и нынешняя.

"Коммунизм по-марксистски предполагает ОТСУТСТВИЕ ГОСУДАРСТВА", ага. Типа, взяли коммунисты власть, некий рубильник повернули, переключатель щёлкнул - и всё, нет больше государства. В реальности же пролетариат после взятия власти столкнется с сопротивлением реакционных классов. Они ведь не исчезнут после того, как красное знамя над столицей появится. И пролетариату нужна будет организованная машина насилия для продвижения интересов своего класса - сиречь государство. Диктатура пролетариата.

И ещё. "Бюрократический класс" - чушь, придуманная ревизионистов Джиласом, чтобы опорочить сталинский СССР. Нет такого класса. И не было. Были - обуржуазившиеся партийцы, которые со временем прикарманили средства производства и стали капиталистами.

0

16

Разумеется вижу. Ибо в этот временной отрезок вошел весь Второй Рейх-от Бисмарка до кайзера разгромленного в Первой Мировой Войне. И если в 1848-ом году Гогенцолерны прусской революции противопоставили фигуру Канцлера как имперский проект и он начал этот проект реализовывать после чего революция сама выдохлась то в 1920-ом году на почве военного разгрома обьединенной Бисмарком Германии версальского позора потеря Эльзаса и Лотарингии выплаты денег французам и англичанам к власти могли прийти любые крайние силы. Приходом крайних сил дело в конце концов и кончилось Германия стала нацистской. Но пока чаша история не определила выбор в пользу Гитлера коммунистические радикалы тоже претендовали на власть и на них была ставка Москвы. Хотя тот же Радек например ставил на таких как Шлагеттер т.е. на национал-большевиков синтезирующих и то и другое. Дальше слово предоставляем Ильинову.

0

17

*ВПЕРЁД, К МАРКСУ! XXI ВЕК ПРИНАДЛЕЖИТ СОЦИАЛИЗМУ!*

(По следам Всероссийской научной конференции “Марксизм-ленинизм в XXI веке и перспективы развития России” Москва, Институт философии РАН, 26-27 апреля, 2001 г.)

Джохадзе Давид Викторович – д. ф. н., профессор, Институт философии РАН

Таким был основной лейтмотив прошедшей в Институте философии РАН очередной научно-практической конференции по актуальным проблемам марксизма-ленинизма.

Как известно, в недалеком прошлом в нашей стране годовщины рождения и смерти классиков марксизма, даты выхода в свет их отдельных наиболее значимых произведений отмечались с особым вниманием и носили, так сказать, событийный характер. К этим датам приурочивалась организация и проведение всесоюзных и международных научных конференций, симпозиумов и конгрессов, посвященных марксизму. Мероприятия подобного рода, помимо содержательного смысла, имели и отчасти ритуальное значение. Особенно для определенной части партгосноменклатурщиков, а также для самых непроходимых чинуш от науки, каковых, надо признать, у нас всегда хватало. Приверженность этих деятелей марксизму-ленинизму являлась скорее показной демонстрацией их лояльности партии и государству, нежели выражением их подлинно гражданской или научной позиции (что, безусловно, в немалой степени способствовало реанимации контрреволюции и крушению великой социалистической державы в конце 1980-х - начале 1990-х г.г.). Сегодня мы видим, что это идеологическое хамелеонство и политическая ангажированность, не имеющие ничего общего с наукой, заставили одних, наиболее рьяных, окончательно перебраться в лагерь антимарксистов и антикоммунистов, других же - более “рассудительных” - вынудили в мучительном ожидании держать нос по ветру. “Аутентичный” марксизм от этого только выигрывает: происходит его очищение от всего наносного и лживого.

В последнее десятилетие традиция “ритуальных торжеств” в научной среде по вполне понятным причинам была предана забвению, а вместе с ней и многое положительное, что она в себе несла. То, что раньше было прерогативой государства, нынче стало узкокорпоративной заботой ученых. Между тем, судя по выходящей во всем мире социально-политической, философской, исторической, экономической и пр. литературе, а также общественно-политическим сдвигам, имевшим место в последние годы, интерес к марксизму отнюдь не угас. Об этом, в частности, свидетельствуют научные конференции по Марксу, марксизму и марксизму-ленинизму, проводимые в ИФ РАН.

Идея проведения научной конференции, приуроченной к 180-летию со дня рождения Карла Маркса, была выдвинута в ИФ РАН автором этих строк в 1997 г. и активно поддержана дирекцией и учеными-марксистами ИФ РАН, МГУ им. Ломоносова и других научных центров столицы. Реализация этой идеи положила начало проведению в ИФ РАН регулярных научно-практических конференций: “Карл Маркс и современная философия” (23.04.1998 г. - по материалам конференции вышла одноименная книга, а также ряд брошюр), “Теория и практики марксизма” (27.04.2000 г. - материалы конференции находятся в печати), “Марксизм-ленинизм в XXI веке и перспективы развития России” (26-27.04. 2001 г. - материалы планируется издать в 2002 г.), - а также ежемесячных теоретических семинаров под названием “Марксовские чтения”, на которых с докладами выступают известные обществоведы, представители Госдумы, аспиранты, присутствует студенческая молодежь.

В дополнение к сказанному важно отметить, что в 1998 г. юбилейные конференции после ИФ РАН прошли и в МГУ, в обществе “Российские ученые социалистической ориентации” (РУСО), Международный круглый стол “Карл Маркс в контексте мировой культуры XX столетия” - во Львове под эгидой Института философии, логики и социологии, Львовского философского товарищества и Всеукраинской Ассоциации философских товариществ, Международная конференция, приуроченная к 150-летию со дня выхода в свет “Манифеста Коммунистической партии” - в Париже. Всероссийская научно-практическая конференция “Маркс и Россия” состоялась в мае 2001 г. в Нижневартовском экономико-правовом институте ТюмГУ. В этом ряду особое место занимают научные и научно-практические мероприятия, систематически организуемые представителями центристского теоретического направления, которое его лидеры (д.э.н., проф. МГУ А.В.Бузгалин, д.э.н., проф. ИЭ РАН М.И.Воейков и др.) называют “критическим марксизмом”, печатным органом которого является журнал “Альтернативы” - научное издание, образованное в 1991 г., имеющее международный координационный совет, и организационным центром - Международную ассоциацию “Ученые за демократию и социализм”. Вполне возможно, что подобные мероприятия имеют место и в других научных центрах нашей страны, но, к сожалению, СМИ предпочитают умалчивать о них.

Как видим, вопреки прогнозу об окончательном “крахе” марксизма-ленинизма и советского социализма, обществоведы РФ отнюдь не потеряли интереса к марксизму за последние годы. Более того, ими четко осознается потребность творческого прочтения марксизма и критического переосмысления некоторых его положений с учетом данных Новейшей истории. И это понятно, ибо Марксов идеал единого бесклассового и бесконфликтного человечества, свободного от всякой эксплуатации и построенного на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, дружбе и взаимопомощи всех народов, свободе личности, равноправии и благосостоянии общества, - сохраняет свое значение и сегодня. Интерес к марксизму в мире в целом очевиден. Ведь в истории человечества известно множество значительных социально-политических теорий и философских систем, преследовавших целью устройство справедливого и гуманного общества, но ни одна из них по широте охвата, глубине анализа явлений и практически-преобразовательной силе не может сравниться с марксизмом-ленинизмом.

Высокая степень дискурсивности нынешней конференции, которую открыл теоретически содержательным вводным словом зам. директора ИФ РАН, чл.-кор. РАН А.А. Гусейнов, во многом была определена основными докладами пленарных заседаний, с которыми выступили: Ойзерман Т.И., акад. РАН (ИФ РАН) - “Социалистические идеи Маркса и Энгельса и реальный социализм”, Страхов В.Н., акад. РАН (директор Объединенного Института физики Земли РАН) – “Смена парадигм в науке - это смене стереотипов мышления”, Багатурия Г.А., д.ф.н., проф. (председатель редакционной комиссии международного издания Полного собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса на языках оригинала “МЭГА”) - “Публикации теоретического наследия Маркса и Энгельса и перспективы развития марксизма в XXI веке”, Семенов В.С., д.ф.н., проф. (ИФ РАН) - “Современные общественные противоречия и будущее России”, Перламутров В.Л., чл.-кор. РАН (зам. директора Ин-та проблем рынка РАН) - “О перспективах развития теории социалистической экономики”, Хорев Б.С., д.эк.н., проф. МГУ - “Демографическое будущее России и задачи, стоящие перед ее обществом”.

Большинство выступивших с содокладами ученых (докторов и кандидатов наук, профессоров, доцентов, зав. кафедрами, ст. и гл. научных сотрудников, а также аспирантов - всего более 70 участников конференции) сошлись во мнении, что находившиеся в течение всего ХХ столетия в центре теоретической дискуссии обществоведов проблемы теории и практики марксизма-ленинизма приобрели особую актуальность и остроту в наше время. По их мнению, сегодня, как никогда раньше, важно дать марксизму-ленинизму объективную оценку, проанализировать его современное состояние в свете исторического опыта ХХ века и прогнозов развития в веке наступившем. Непредвзятый теоретико-познавательный анализ жесткого, даже сверхжесткого критицизма, которому подвергся марксизм, особенно за последнее десятилетие, а также исследование степени объективности и необъективности этого критицизма имел принципиальное значение в работе конференции. В этом деле, с точки зрения выступавших, важен учет всех мнений, в том числе антимарксистских.

Каждая эпоха имела свои идейные ориентиры. Одним из главных, причем ложных ориентиров в “постсоветское” время была и пока остается ненаучная критика марксизма-ленинизма со стороны тех, кто мало или вовсе в нем не разбирается, критика поверхностная, публицистически-ангажированная, малоаргументированная. И это не удивительно, ведь еще при жизни Маркса (как и в наше время) существовали два взаимоисключающих вида марксизма – истинный, аутентичный, и ложный, догматизированный, схоластический. Второй вид имел в виду Маркс, когда, рассуждая о французских “марксистах” конца 1870-х годов, сказал: “я не марксист”.

Сегодня многие пишут об окончательном “крахе” идей марксизма. С этим утверждением, считают участники конференции, согласиться нельзя, хотя бы потому, что коммунистические и социалистические идеи, которые составляют квинтэссенцию марксизма, возникли еще в эпоху античности и, раз возникнув, они не только не сошли на нет, но в дальнейшем получили интенсивное развитие в объективном идеализме Платона, в эпоху феодализма и даже в недрах христианской религии. Нечего и говорить о европейском просветительстве, утопическом социализме и немецкой классической философии, в трудах представителей которых были предвосхищены в неразвитой форме отдельные основополагающие положения марксизма. Углубив и придав научно-доказательную форму более чем 2000-летним наблюдениям своих предшественников о замеченной ими в истории объективной тенденции развития человечества, движущегося в направлении к социализму и коммунизму, Маркс, Энгельс и Ленин вдохнули в эти разрозненные идеи новую силу и придали им концептуальное единство. Как показывает логика истории, поступательное движение социализма налицо: если в XIX веке теория социализма превратилась из утопии в науку, то XX век ознаменован началом практического превращения социализма в историческую действительность. XXI век, как обосновано отмечали выступавшие, принадлежит социализму. В противоборстве со старым миром Парижская коммуна просуществовала 72 дня, советский социализм 72 года. Но идеи социализма если не де-юре, то де-факто по-прежнему живут в сердцах и умах сотен миллионов наших людей и являются мощным фактором социального движения современности.

Применяя к исследованию поднимаемых проблем марксовский сравнительно-сопоставительный и описательный методы, метод исторических параллелей и аналогий, участники форума пытались, в частности, найти верный ответ на вопрос: был ли отказ от общественно-политической модели социализма (с последовавшим распадом СССР и мировой соцсистемы) историческим “благом” и прогрессом или, наоборот, “движением вспять”, своего рода политической и социокультурной “инволюцией”.

На конференции имел место обмен мнениями по вопросу объективных и субъективных причин спонтанного распада СССР. Дискуссия показала, что, вопреки категоричным утверждениям политических и идеологических экспертов разных мастей о бесперспективности социалистического и коммунистического путей развития человечества, об отсутствии реальной социалистической альтернативы капитализму, споры вокруг марксизма и теории социализма отнюдь не угасают. Эти споры могли бы, по мнению выступавших, помочь нам провести, наконец, демаркационную линию между марксизмом Маркса и марксизмом догматическим, искаженным, односторонне заидеологизированным и урезанным, - марксизмом аутентичным и тем марксизмом, от которого сам Маркс всячески отрекался.

Важнейшей концептуальной задачей конференции было исследование того, в какой степени марксистская теория и конкретно-историческая практика ее осуществления совпадают или не совпадают друг с другом, выявление параметров и особенностей такой совместимости (или несовместимости) и, наконец, поиск ответа на вопрос, в чем заключается причина частичного (или полного, если таковое имеет место) несоответствия теории марксизма его практике – в самой теории, или в практике, или в том и другом одновременно. Понятно, что ангажированные критики склонны искать эти причины исключительно лишь в “теоретических просчетах”, “ошибках” или даже “утопических заблуждениях” Маркса и его последователей; смысл работы нашей конференции отчасти заключался в том, чтобы противопоставить этому огульному, продиктованному конъюнктурными и иными субъективными соображениями критицизму взвешенный и непредвзятый научный, именно марксистский подход, в том числе марксистскую самокритику.

Особое внимание на конференции было сосредоточено на одной из ключевых проблемно-тематических рубрик марксистской концепции - учении об исторических перспективах (далеких и обозримых) и закономерностях развития человечества, его социалистическом и коммунистическом будущем. Участники конференции специально коснулись философского анализа глобальных проблем современности (проблем глобалистики), решение которых, по их мнению, возможно лишь на основе социалистического планомерного хозяйствования, преследующего целью самодостаточное удовлетворение всех разумных потребностей общества, а не на основе нерегулируемой и безумной рыночной гонки производства-потребления. Сказанного уже достаточно, чтобы заключить, что XXI век - это век социализма, при котором рыночная конкуренция с ее погоней за удовлетворением безмерных потребительских запросов и нужд уступит место планомерному развитию и самодостаточному удовлетворению всех потребностей общества.

На конференции обществоведческая профессура с озабоченностью говорила об отсутствии в стране адекватной нашему обществу идеологии, место которой в постсоветское время заняло в основном религиозное мировоззрение. Повсеместно отменено в вузах страны преподавание марксистско-ленинской философии, прекращена издательская деятельность в этой области. Все чаще и чаще мы слышим настойчивые призывы вернутся назад к Богу, к поклонению божественному “началу”; марксистский научный рационализм замещается религиозно-метафизическим иррационализмом и мистицизмом. Если же мы обратимся к иным типам верований, стимулируемым религиозным сознанием, то попадаем в сферу еще более темного и невежественного царства, где господствуют оккультизм, астрология, магия, ремесло колдовства и гадания и т.п., все то, что в постсоветские времена получило чрезвычайно широкое распространение. Советское понятие “общее благо” уступило место буржуазному понятию “благо индивидуальное”. Церковь “не замечает”, что стремительное разрастание частного сектора и частного капитала за счет сектора общенародного породило в нашей стране гигантские контрасты в жизни людей, а значит антагонизм между ними, усугубило взрывоопасные социальные противоречия. Церковь все чаще вторгается в светскую жизнь, активно пропагандируя антикоммунизм и антисоветизм, вместо миротворчества проявляет агрессивность к истории советского периода. РПЦ, канонизировавшая императора Николая II, требует “убрать погост с Красной площади”. Защищая буржуазную частную собственность и порожденные ею неравноправия, религиозные иерархи оказались в вопиющем противоречии с самим Иисусом Христом, который был, так сказать, “первым коммунистом” в той мере, в какой проповедовал скромность, равноправие, справедливость, человеколюбие, единение народов. Между тем “за несколько лет РПЦ, получившая огромные налоговые льготы, сумела превратиться в могущественнейшую ТНК…”. Церковнослужители также не хотят замечать, что в эпоху постсоветского теизма в стране процветает жестокость и, увы, терпимость к жестокости; тогда как в эпоху советского атеизма, с его в целом терпимым отношением ко всякой религии, не было ничего подобного, процветала наука, культура, экономика была на подъеме, СССР был одной из сверхдержав. Марксизм-ленинизм ведет идейную (основанную на науке) борьбу против религии и религиозного трюкачества с двойным и тройным переодеванием иерархов и всех к ним примазавшихся, но никогда против свободы совести, вероисповедания и гуманистического отношения государства и церкви. В этом плане заслуживают внимание даже у марксистов энциклики нынешнего католического первосвященника Иоанна Павла II в той мере, в какой они содержат в себе уже не выпады против коммунизма, советского социализма и т.п., а размышления о важных проблемах, имеющих общечеловеческое значение, - размышления, с которыми Папа обращается не столько к духовенству, сколько ко всему миру (urbi et orbi).

Участники конференции ставили вопрос: можно ли считать сегодня устаревшей критику религиозного сознания античными мыслителями, европейскими просветителями и утопическими социалистами? Является ли устаревшим положение Маркса о том, что “критика религии – предпосылка всякой другой критики”? Устарели ли слова Ленина, сказанные им еще в 1909 г. в статье “О фракции сторонников отзовизма и богоискательства”: “эта проповедь стала систематической именно за последние полтора года, когда русской буржуазии в ее контрреволюционных целях понадобилось оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию. Проповедь богостроительства приобрела поэтому общественный, политический характер”? Ответ здесь ясен всем, кроме “стыдливых марксистов”, стоящих на позиции “бойкотизма” по отношению к Ленину и ленинизму, а значит и марксизму.

На конференции развязалась острая дискуссия вокруг чрезвычайно трудоемкой, но весьма нужной источниковедческой, переводческой, комментаторской и теоретико-познавательной работы, проводимой ныне редакционной комиссией международного издания Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса на языках оригинала “МЭГА” (председатель - д.ф.н., проф. Г.А. Багатурия). Дискуссия эта и связанные с ней теоретические дебаты будут продолжены в ИФ РАН на ближайшем (22 мая) специальном заседании теоретического семинара “Марксовские чтения”.

Трудно, конечно, в короткой заметке отразить все многообразие проблем, поднятых за два напряженных дня работы конференции. Однако не могу обойти вниманием один вопрос, который не был, как ожидалось, специально затронут и, думается, получит освещение на нашем теоретическом семинаре. Это отношение “аутентичного” марксизма к различным, и в первую очередь двум основным, версиям теории и практики социализма - коммунистической и социал-демократической, под явным противостоянием которых прошло XX столетие. Данная тема, в силу ряда причин, еще не получила в нашей литературе достаточно полной и адекватной теоретической разработки. Здесь, естественно, встает принципиальный вопрос о том, не лишились ли социал-демократы возможности не только идеологического и теоретического, но и экономического обоснования социализма (как общественно-политической системы социальной справедливости), заявив о необязательности обобществления средств производства и необходимости полной децентрализации государственного управления, и вслед за тем переведя дискуссию в плоскость абстрактно-теоретических толкований понятий “свобода”, “демократия”, “справедливость”, “права человека” и т.п. Представляется актуальным дать ответ на вопрос: кто же оказался прав в полуторавековом историческом споре, в длительном практически-теоретическом противостоянии коммунистов и социал-демократов?

Нельзя, наверное, обойти вниманием и актуальный на сегодня вопрос об идейных предпосылках современного левоцентристского движения, в частности, Социнтерна, одна из целей которого, как известно, заключается в выработке “Третьего пути” социального развития, предполагающего сращивание капитализма с другими формами социальной жизни и его трансформацию в некое новое мировое образование, именуемое “демократическим социализмом”. Целесообразно показать адекватность программы социал-демократии и концепции демократического социализма программным установкам, целям и задачам современного общественного, в том числе рабочего, движения. Рассматривая реформизм как один из основных компонентов доктрины современного демократического социализма, нам следует дать одновременно теоретический анализ реформизма как единственно возможного для социал-демократов способа трансформации капитализма в общество демократического социализма. Здесь уместно будет показать соотношение революционного и реформистского путей общественного развития, проиллюстрировать коммунистический и реформистский подходы к строительству социалистического общества, а также коснуться в связи с этим марксистской критики социал-демократического (в том числе проводимого руководством КПРФ) оппортунизма, т.е. приспосабливания тактики рабочего движения к интересам буржуазного общества; дать соответствующую теоретическую оценку этой критике с учетом современных реалий и материалов 21-го конгресса Социалистического Интернационала, прошедшего в ноябре 1999 года в парижском пригороде Дефанс. Последнее тем более необходимо, что, как известно, в настоящее время социалисты и социал-демократы возглавляют правительства 11 из 15 стран Европейского Союза и являются определенной пробуржуазной социальной силой на европейском континенте (да и не только там). Это обстоятельство, как нам кажется, должно стать объектом пристального внимания и изучения истинных марксистов, стремящихся, с одной стороны, наполнить марксизм новым теоретическим содержанием, а с другой стороны, очистить его от искажающих существо учения наслоений догматизма и вульгаризации. Следует отметить, что большинство выступавших участников конференции не сомневались в том, что марксизм-ленинизм, как любая другая философская и научная теория, может содержат в себе отдельные ограниченные своей эпохой недостаточно верные или даже неверные постулаты и положения, которые могут и должны быть впоследствии развиты, уточнены, исправлены и даже отброшены вовсе в связи с устарелостью. Однако - и это главное - не подобные частные моменты определяют теоретико-познавательную значимость учения, а его сущностное концептуальное ядро, в данном случае - марксистский диалектический метод, требующий комплексного историко-философского и историко-культурного подхода к исследованию природы, общества и человеческого мышления. Принимая во внимание эту диалектическую природу познания, Маркс и Энгельс в свое время могли сказать своим и будущим теоретическим оппонентам: “Социализм - выход из дикости, и он не мог быть безболезненным”, что “Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние. Условия этого движения порождены имеющейся теперь налицо предпосылкой… коммунизм вообще возможен лишь как “всемирно-историческое” существование” (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.3, с.34, 35). Следовательно, социализм и коммунизм в трактовке классиков марксизма предстают не как статичное состояние общества, а как социальное движение, бесконечное восхождение, когда само общество, словами Ленина, “асимптотически” приближается к истинной цели, но никогда исчерпывающе не достигнет ее.

В большинстве докладов и выступлений, прозвучавших на конференции, явно или имплицитно присутствовала убежденность в том, что мораторий на марксистскую мысль невозможен. Марксизм актуален как противоядие новейшим тенденциям транснациональной эксплуатации и классовой борьбы, “американизации” мира - попыткам установления т.н. “нового мирового порядка”, созданию “глобального сверхобщества”, возвышающегося как “надстройка” над национально-государственными образованиями и фактически подчиняющего последние в основных аспектах их жизнедеятельности, концентрирующего более 70 процентов всех мировых ресурсов и стремящегося к роли мирового гегемона. Сегодня Маркс, Энгельс и Ленин непрестанно и в полный голос заявляют о себе. Перефразируя высказывание великого Аристотеля о философии, можно сказать, что все другие науки, возможно, и более необходимы, нежели марксизм, но лучше - нет ни одной. Классики марксизма остаются воплощением легендарного Прометея, борца за человеческую свободу, равноправие и достоинство. Они стоят терпения всемирной истории, медленный, но неуклонный ход которой полностью подтверждает их идеи о прогрессивной сменяемости социально-политических и экономических укладов жизни народов. Современным Марксовым лозунгом является: “Народы всего мира, объединяйтесь против мирового капитализма!”

В заключение хотелось бы отметить достойное академического учреждения отношение к нашим научно-практическим конференциям и теоретическим семинарам со стороны дирекции ИФ РАН, которая в непростое время антимарксистского критицизма помогает нам как в организации и проведении наших конференций, так и в опубликовании их материалов. Позвольте через “ЭГ” от имени Координационного совета, от себя лично поблагодарить широкий актив ученых-марксистов, как институтских, так и внеинститутских, за их заинтересованное участие в наших конференциях и активную помощь совету, который, надеюсь, заслужил признательность за проделанную работу и снисходительность к упущениям.

По итогам научно-практической конференции “Марксизм-ленинизм в XXI веке и перспективы развития России” ее участниками была принята резолюция следующего содержания:

Осуществляемая в течение последних четырех лет работа Института философии РАН в области марксистской философии способствует осмыслению ее роли в истории цивилизации и в практике современности. Координационный совет, образованный в Институте философии, систематически организует научно-практические конференции и теоретические семинары, готовит книги по философии марксизма, проводит круглые столы. Эта работа с интересом и удовлетворением встречена научной общественностью страны. Конференция отмечает большую научную и организационную работу дирекции Института философии РАН и Координационного совета. Участники конференции принимают следующие рекомендации:

1) Просить дирекцию Института философии РАН, ученых-философов ИФ РАН, МГУ, Философского Общества РФ и других научных и вузовских центров продолжить работу по развитию марксистских научных концепций и идей; с этой целью рекомендовать Отделению философии, социологии, права и психологии РАН рассмотреть возможность создания в системе Академии наук (желательно в ИФ РАН) Центра марксистских исследований.

2) Продолжить и расширить сотрудничество обществоведов Института философии РАН и столичных вузов с обществоведами других институтов и университетов, существующих в различных регионах Российской Федерации (в том числе в СНГ и странах бывшего соцлагеря).

3) Считать ныне существующий Координационный совет по марксистским исследованиям группы комплексных проблем национальной политики ИФ РАН (научный координатор совета д.ф.н., проф. Д.В. Джохадзе; чл. совета - д.ф.н., проф. Гобозов И.А., Дмитриев А.В.(чл.корр. РАН), Перфильев М.Н., Солопов Е.Ф., Сухов А.Д.) - постоянно действующим.

4) В Координационный совет включить представителей других научных и вузовских центров.

5) При координационном совете целесообразно создать межведомственный актив обществоведов для ведения совместной работы (организационной, исследовательской и издательской) по марксизму.

6) Предложить Координационному совету расширить контакты и совместную работу по актуальным проблемам теории и практики марксизма с учеными стран СНГ, а также других зарубежных государств.

7) Считать необходимым проведение очередной конференции (международной) с приглашением ученых-марксистов из СНГ, социалистических стран и стран бывшего соцлагеря.

8) Считать целесообразным перевод на русский язык международного издания Полного собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса “МЭГА”, выходящего в настоящее время на языке оригинала; с этой целью просить председателя редакционной комиссии международного издания Полного собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса на языке оригинала “МЭГА” д.ф.н., проф. Багатурия Г.А. подготовить соответствующее письмо-обоснование и представить его в Координационный совет для практической реализации предложения о переводе. (Принято 27 апреля 2001 в г. Москве).

В настоящее время во исполнение седьмого пункта данной резолюции координационным советом уже подготовлено к рассылке информационное письмо о созыве весной 2002 г. международной конференции “Марксизм, обществоведческая мысль современности и тенденции развития мира в XXI веке”.

Источник: http://libelli.ru/magazine/01_3/djohadze.htm

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2014-10-22 17:02:49)

0

18

Да наплевать на всякий там «ревизионизм» или «оппортунизм».  :P Нужно раз и навсегда уяснить себе, что дурость века минувшего ни в коем случае не должна повториться в веке нынешнем. Мне потому и интересно читать профессора Александра Бузгалина и профессора Бориса Славина (http://alternate-politics.info/content/ … ytoe_pismo), а также журнал «Альтернативы» (http://www.alternativy.ru + http://libelli.ru/magazine/), потому что там КРИТИЧЕСКИ осмысляется социалистический опыт в России и за рубежом, подробно освещается современное антиглобалистское движение и современный марксизм.
Если есть глупость и грубость в «практике», то не нужно морщиться и изображать из себя «невинную девочку». Движение должно быть вперёд, а никак не «обожествление».  :flag:  :flag:  :flag:

0

19

Участники конференции ставили вопрос: можно ли считать сегодня устаревшей критику религиозного сознания античными мыслителями, европейскими просветителями и утопическими социалистами? Является ли устаревшим положение Маркса о том, что “критика религии – предпосылка всякой другой критики”? Устарели ли слова Ленина, сказанные им еще в 1909 г. в статье “О фракции сторонников отзовизма и богоискательства”: “эта проповедь стала систематической именно за последние полтора года, когда русской буржуазии в ее контрреволюционных целях понадобилось оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию. Проповедь богостроительства приобрела поэтому общественный, политический характер”? Ответ здесь ясен всем, кроме “стыдливых марксистов”, стоящих на позиции “бойкотизма” по отношению к Ленину и ленинизму, а значит и марксизму.

Напротив, сейчас именно «новейшее богостроительство» набирает всё большую и большую популярность в виде «православного социализма» или даже «православного коммунизма». Кургиняновское движение «Суть Времени» (несмотря на то, что сам Курги — дурачина-простофиля) очень верное направление выбрало. К тому же существенно возрос интерес в левых кругах к латиноамериканской Теологии Освобождения.  :cool: Про «зелёный социализм» Каддафи так вообще молчу. Национал-большевики всегда, так или иначе, сталкивались с «религиозным фактором». НБП при Дугине потихоньку двигалась к старообрядчеству, затем, когда нацболы стали читать Джемаля, к революционному Исламу. ЕСМ, в котором есть «национал-большевистское» крыло — православные, хотя есть и немало евразийцев-мусульман.  :flag:  :flag:  :flag:

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2014-10-22 17:10:40)

0

20

Леша, думай, прежде чем похвалить "Суть времени", ладно? Они, конечно, формально марксисты-ревизионисты, а на деле масоны-мистики.

Теперь по поводу классов.
Конечно, Джилас врал про то, что бюрократия сама по себе класс. Не везде и не всегда.
Но в "соцстранах" правящим классом была именно партократия. Ее главная особенность - собственность на средства производства принадлежала всей партократии коллективно, но не отдельному партократу, который запросто мог быть репрессирован.

Подобно тому как феодализм возник вовсе не в результате революции рабов, а от варваров, а капитализм - не от победы крестьян над феодалами, а от победы буржуазии над феодалами и крестьянами, так же точно подлинный коммунизм может возникнуть не в результате победы пролетариев над капиталистами (это уже очевидно, пролетариев теперь везде слишком мало), а в результате перехода власти к новому слою интеллигенции и менеджеров. Это и зовется постиндустриальной постмодернистской стадией, но из-за сопротивления капитализма приход этой стадии задерживается. В этом сходятся ВСЕ неомарксисты: Вильчек и Ойзерман, Тарасов и Семенов...

0

21

http://f6.s.qip.ru/FaNZtphg.jpg

На вопросы отвечает Председатель Верховного совета ДНР Борис ЛИТВИНОВ:

— Правильно я понимаю, что ДНР приняла еще и советскую идеологию?

— Абсолютно правильно. Приняла по духу советскую социалистическую идеологию. Ставим знак равенства.

— Что тогда будет с демократическими правами? Их в Советском союзе было не очень…

— Было очень! Было много и достаточно! <...> Мы здесь общинники. Коллективисты в социалистическом понимании. А на Западе — они там все индивидуалисты, понимаете. Там, как вы говорите, «права человека». Ну это на бумаге только — права человека. А на деле — прав больше у того, у кого больше денег. Вот вам и индивидуализм.

:flag:  :flag:  :flag:

0

22

mahtalcar написал(а):

Леша, думай, прежде чем похвалить "Суть времени", ладно? Они, конечно, формально марксисты-ревизионисты, а на деле масоны-мистики.

Теперь по поводу классов.
Конечно, Джилас врал про то, что бюрократия сама по себе класс. Не везде и не всегда.
Но в "соцстранах" правящим классом была именно партократия. Ее главная особенность - собственность на средства производства принадлежала всей партократии коллективно, но не отдельному партократу, который запросто мог быть репрессирован.

Не всегда и не везде.

mahtalcar написал(а):

Подобно тому как феодализм возник вовсе не в результате революции рабов, а от варваров, а капитализм - не от победы крестьян над феодалами, а от победы буржуазии над феодалами и крестьянами, так же точно подлинный коммунизм может возникнуть не в результате победы пролетариев над капиталистами (это уже очевидно, пролетариев теперь везде слишком мало), а в результате перехода власти к новому слою интеллигенции и менеджеров. Это и зовется постиндустриальной постмодернистской стадией, но из-за сопротивления капитализма приход этой стадии задерживается. В этом сходятся ВСЕ неомарксисты: Вильчек и Ойзерман, Тарасов и Семенов...

Наоборот, пролетариат существует и пополнился за счёт буржуазии мелкого и среднего типа и даже прослоек интеллигентских. За счёт перехода к государственно-монополистическому капитализму.

0

23

http://f6.s.qip.ru/FaNZtphh.jpg

Максим, я имею в виду вот это направление, которое лично мне видится весьма перспективным — http://vk.com/club32278712 + http://vk.com/club24044017

:flag:  :flag:  :flag:

0

24

Максим, скорее «Суть Времени» — это эдакая «помесь» из «красного гностицизма», русского богоискательства и богостроительства, Русско-Евразийской Идеи и «магического техно-прогрессорства». Книга Кургиняна «Постперестройка» в своё время мне понравилась. За неглупые (по крайней мере как мне показалось) мысли. Кургинян ведь заявил в ней, что коммунистическая идея примирила Высокое Средневековье и эпоху Возрождения. По его мнению, коммунизм — это «неохристианство» и потому нужно окончательно «одухотворить» его. В принципе, кое-что в «кургиняновщине» вполне вписывается в «национал-большевистскую парадигму». Но и здесь дОлжно опираться на благословенный Русский Логос, ибо он «обеззараживает» всякое «масонство».  :cool:
Кургинян, несомненно, глуп, когда «ударно масонит» и это от него отталкивает не только «красных», но и просто всех неравнодушных людей. Однако непосредственно в самой идее «Сути Времени» есть и немало полезного. Особенно для социалистического-коммунистического дискурса XXI века. Сегодня коммунисты — слава Богу! — сходятся с верующими и признают необходимость «одухотворения» коммунистического мировоззрения.  :flag: Вот это я поддерживаю, но при этом, как ты абсолютно верно заметил, Максим, дистанцируюсь от «масонства».  :rolleyes:

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2014-10-22 18:34:10)

0

25

Сейчас главный товар - информация. Но Маркс даже не предвидел это. И Ленин, Сталин не предвидели.
(По Тарасову, капиталисты хотят, чтобы она оставалась товаром, но есть шанс на освобождение информации от капитала, тогда она не будет товаром.)

0

26

Сомин? Сомин - советских времен еще православный диссидент, друг (а где-то и оппонент) покойного Шиманова. Но в своем "православном социализме" и "общинности" Сомин ПОЛНОСТЬЮ упускает из виду Монархию, без которой его социализм какой угодно, но не православный.

0

27

mahtalcar написал(а):

Сейчас главный товар - информация. Но Маркс даже не предвидел это. И Ленин, Сталин не предвидели.
(По Тарасову, капиталисты хотят, чтобы она оставалась товаром, но есть шанс на освобождение информации от капитала, тогда она не будет товаром.)

"Информационное общество" за счёт чего образовалось? За счёт как раз сокращения производителей материально осязаемых объектов - строителей, инжеренеров... А также за счёт невозможно применения знаний на практике у гуманитариев, математиков и так далее. Капитализм - государственно-монополистический, империалистический...

О сокращении рабочих мест как таковых как о черте капитализма написано? Написано. Вот что важно.

0

28

Число рабочих мест в странах Запада за ХХ в. вовсе не сократилось, а выросло. Только теперь свыше 50% рабочих мест - сфера услуг и информации, а промышленность и сел.хоз. отстали. И это естественно при мощном развитии техники. По Вильчеку, коммунизм - это когда техника всё делает без участия человека, делает столько, что хватает на всех, даже на бездельников, и человек освобождается наконец от труда.

0

29

http://f5.s.qip.ru/LHJwjtdq.jpg

http://f6.s.qip.ru/LHJwjtdp.jpg

http://f5.s.qip.ru/LHJwjtdr.jpg

http://f5.s.qip.ru/LHJwjtds.jpg

А я вот, коллеги, очень раз за Русское Социалистическое Движение - http://falangeurasia.blogspot.ru/2014/1 … st_23.html + http://vk.com/rus_soc Его действительно возглавляет национал-коммунист Андрей Кобзев, член КПРФ - http://vk.com/kobzev_noginsk
Теперь всё стало на свои места.  :rolleyes:  :cool: Ранее РСД возглавляли два человека — ныне «промайданный» Дмитрий Жигалов и Андрей Кобзев. Причём Андрей, что особенно интересно, участвовал даже в работе «Устряловского Клуба». Когда он вступил в КПРФ, то его бывшие «камрады» оскорбились... «предатель истинного народовластия... вся власть анархии!». И уж совсем оскорбились, когда Андрей выдвинулся депутатом от КПРФ на выборах в Ногинске. Но факт остаётся фактом — РСД Кобзева сейчас активно помогает Новороссии и отстаивает принципы здравого русско-евразийского социализма. Жигалов же вконец «обандерился» и «омайданился», сделав своими «новыми кумирами» Бандеру, Семенченко и националистов (как правило, русофобов) из бывших советских республик.
Так что я буду с удовольствием PR-ить Русское Социалистическое Движение Андрея Кобзева как полноправного участника Единого Национально-Патриотического Фронта России, Новороссии и Евразии!

:flag:  :flag:  :flag:  :flag:  :flag:  :flag:

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2014-10-23 16:00:23)

0

30

А ведь как интересно получается.  :) Меня «совратили» вступить в КПРФ в 2007-м году, наш друг и соратник Андрей Игнатьев, редактор портала Национал-Большевистского Фронта и сайта «Чёрный Фронт» — тоже в калининградской организации КПРФ. Понятное дело, что КПРФ — это точно не «революционная партия», но на местах, особенно в провинции, она решает некоторые проблемы. Товарища Андрея Кобзева я только приветствую, ибо лучше уж в рядах КПРФ делать пусть даже и небольшие, но, всё-таки, НУЖНЫЕ ДЕЛА, нежели вконец опозориться на «марше мира» рядом с откровенными пидорами, западЭнцами и прочей русофобской мразью.  :flag:  :flag:  :flag:

0


Вы здесь » mahtalcar » История и текущие события » Размышления на тему социализма


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно