ШЕЙХ ХОССЕЙН НАСР О ТРАДИЦИИ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ

«Когда путешествуешь по американскому Западу – по землям от Аризоны и Нью-Мексико до Монтаны, встречаешь такие природные виды, которые очень сильно напоминают о некоторых странах исламского мира, особенно Марокко, если брать его западную часть, и ареал, тянущийся от Персии и Афганистана до Центральной Азии, - если брать восточную… Этим двум мирам, миру Ислама и миру североамериканской индейской традиции, особенно – жителей Великих Равнинах, было суждено соприкоснуться благодаря мыслям, деятельности и самому существованию выдающегося ученого – Джозефа Эпса Брауна».
«Традиция североамериканских индейцев – ветвь шаманизма – обладает бесспорным примордиальным характером… Ислам равным образом заявляет о себе не только как о конце циклов Откровения, но и как о примордиальном явлении. Он представляет собой подтверждение той Истины, которая была в начале и которая пребудет всегда. Посредством Ислама человек возвращается в состояние первозданности (аль-фитра); Ислам апеллирует к заложенному в каждом из нас примордиальному началу. Именно благодаря подобной перспективе в обеих названных традициях любой человек рассматривается как священник, получая возможность предстоять в ритуальной молитве напрямую пред ликом своего Господа без жреческого посредничества. Также в обеих традициях, благодаря данному их свойству, природа наделяется двойной функцией – она есть теофания и она есть святилище – как мы то видим на примере взглядов североамериканских индейцев на девственную природу как на храм и образа мечети в Исламе.
           Данный атрибут примордиальности, опирающийся на единство Принципа (таухид) и его неподверженную изменениям природу (следствием чего является его трансцендентность относительно любых земных форм)… также лежит в основе иконоборческого характера сакрального искусства и в Исламе, и у индейцев Великих Равнин. …Кочевнический дух индейцев прерий и «духовный номадизм», свойственный исламской перспективе как таковой и столь прямо проявляющий себя в мусульманском искусстве, также играют свою роль. …В то время как иконоклазм характеризует исламское искусство в целом, в североамериканском мире он свойственен только номадическим элементам, среди которых иконоборческие мотивы в искусстве занимают центральное и столь очевидное положение».
           «Шесть кардинальных точек пространства играют большую роль во многих космологиях североамериканских индейцев, а также в их ритуалах. Но известно и об эзотерических исламских доктринах, ведущих речь об Универсальном Человеке, чьей наиболее полной манифестацией является Пророк Ислама, бытие которого охватывает как широту (ард), так и долготу (туль), и глубину (умк) пространства, символизирующего собой все градусы существования и ему соответствующего».
           «Везде, где наличествует аутентичное мусульманское искусство, присутствуют геометрические паттерны. То же можно сказать и об искусстве равнинных индейцев».
           «Особый интерес представляет случай круга, чье значение среди последователей североамериканской индейской традиции зафиксировано Дж.Брауном и многими другими учеными. «Туземцы», если верить сообщениям, предпочитали усаживаться в круг – особенно в ходе ритуалов… Суфии также всегда садятся в круг (халка). …Это также справедливо и в отношении традиционной исламской модели образования в целом, когда ученики рассаживаются кругом у ног учителя».
           «Североамериканские индейцы видят в каждом животном или растении манифестацию Божественного Могущества, в то время как согласно Корану все феномены природы – «знаки Бога» (аяты Аллаха)».
           «Среди кочевников исламского мира центральное значение остается за устным, нежели писанным, словом. В данном контексте нельзя забывать, что и сам Благородный Коран был прежде всего сонорным Откровением. …Все мусульмане знают хотя бы части Корана наизусть, а многие, называемые «хафизами», помнят его целиком. Это справедливо и в отношении хадисов. …Опора на устное слово очень напоминает положение дел у североамериканских индейцев... В обеих традициях эзотерические аспекты передаются от учителя к ученику, из груди в грудь".