Новая книга: "Наследие Прародины. Традиционалистские очерки".
Большое спасибо Максиму Медоварову за добрые слова.
КРУЖНОЙ ПУТЬ К ТРАДИЦИИ
Спустя три года после выхода нашумевшей программной книги Александра Иванова «От язычества к христианству. Путями последней Австразии» полюбившийся целевой аудитории читателей вятский автор представляет на суд публики сборник очерков «Наследие прародины». Речь на сей раз действительно идет о серии заметок в стиле легендарного журнала «Études traditionelles» – может быть, в чуть более вольном стиле. Этим сборником завершается определенный этап не просто в духовной эволюции автора, но и – не побоимся этого выражения – в истории современного русского традиционализма. Ведь с тех пор интеллектуальный климат в нашей стране заметно изменился.
И причиной тому не только бурные политические события во внешнем мире, но и внутренние сдвиги в «битве ума», ноомахии. За эти годы были изданы и получили заслуженное признание несколько томов Александра Дугина из серии «Ноомахия»; увидели свет первые «Черные тетради» Мартина Хайдеггера, внимательно проштудированные Александром Ивановым; вышли два новых номера симферопольского журнала «Палантир», публикующего всё более и более интересные исследования Традиции; увидел свет еще ряд интересных книг, имеющих отношение к данной тематике; наконец, в роковом, по его собственному признанию, семнадцатом году ушел из жизни Владимир Карпец, чья тень незримо витает над статьями данного сборника. Поэтому даже тогда, когда на его страницах мы снова встречаемся с темами из книги «Путями последней Австразии» (три сына Ноя, Троя, Последний Бог, 45-й меридиан…), то они звучат по-новому в свете пережитого всеми нами за эти три-четыре года.
Есть, однако, в публикуемых очерках и нечто новое. Новое как в тематике исследований (философские проблемы времени, науки, искусства, София, Рагнарёк, святая Бригитта…), так и в том тоне, в который они окрашены.
Ключевым моментом здесь, несомненно, выступает новая теория символизма гриба, предложенная Александром Ивановым. С наступлением космической Ночи, с приближением к Концу само Мировое Древо превращается в Мировой Гриб – фактически в растение, которому не нужен свет для роста. Под этим углом зрения находят объяснение и тенденция к распространению символизма гриба в культуре ХХ века, и сделанные в наши дни открытия сразу нескольких забытых «грибных» культур в обеих Америках и на Дальнем Востоке, и многие энигматические высказывания Сергея Курёхина и Владимира Карпца. Даже Один у Александра Иванова распинает себя фактически уже не на мировом ясене, а на мировом мухоморе… А цитирование гениальных – и до обидного малоизвестных – стихотворений великого Юрия Стефанова лишь придает уверенность в правильности интерпретаций автора.
Данный сборник – знаковая веха на пути традиционалистских исследований в России, знаменующая завершение определенного круга их развития. Полагаю, для вдумчивого читателя аллюзии на «Кружной путь» окажутся весьма прозрачными, и направление дальнейшего хода мысли будет им уловлено с полуслова.