http://f5.s.qip.ru/XlyR7ePa.jpg

http://f5.s.qip.ru/XlyR7ePb.jpg

*СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ*

*Фрагмент книги доктора философских наук, профессора Ричарда Косолапова и кандидата философских наук, доцента Игоря Хлебникова "Коммунисты против "конца истории""*

Социалистическая экономика может развиваться, лишь утверждая общественную собственность на сменяющих друг друга прогрессивных витках науки и техники. В каждый данный момент своего развития она характеризуется как отношением к достойному наследования прошлому, так и устремленностью в научно предвидимое будущее.

Отношение к прошлому:

а) Социалистическая экономика, неуклонно совершенствующая индустриальный тип технологии вплоть до устранения сектора ручного труда (тяжелого и неквалифицированного), осуществляется как хозяйственная деятельность, изживающая технологическую многоукладность, исключающая восстановление крупной частной собственности, всякую возможность эксплуатации человека человеком, традиционное товарное производство.
б) По мере индустриализации и, соответственно, роста культуры и производительности труда возникает возможность коренного изменения системы планирования народного хозяйства - не "от достигнутого" к большим объемам производства (таково раннее планирование дефицитного типа), а от предварительного повсеместного учета и корректировки научно (физиологически, социально и нравственно) выверенных потребностей человека и общества. Тем самым социалистическая экономика утверждает себя в противовес капиталистической экономике - экономике стоимости (или выгоды) - в качестве экономики потребительной стоимости (или разностороннего самоутверждения личности).

Видение будущего:

а) Коль скоро экономика стоимости (буржуазно-рыночная) уступает место экономике потребительной стоимости, перестает быть самоцелью рост производства, обусловленный погоней за прибылью. Целью и мерой расширения (или же сокращения) производства становится удовлетворение здоровых (с физиологической и социальной точек зрения) потребностей членов общества. Это значит, что меняется сам принцип экономии: она осуществляется не за счет человека, а, наоборот, за счет вклада в него, путем развертывания способностей и дарований работника.
б) Потребности человека не могут кардинально сменяться в зависимости от смены формаций, поскольку они представляют собой продукт всей социальной истории. Но формации могут воздействовать (и воздействуют) существенным образом на их состав и качество.
Для всех классических классовых обществ характерна такая система потребностей, в которой доминирующую роль играет экономическая группа "потребностей существования", имеющих узкопотребительскую, затратную направленность. Именно на ней базируют свою власть и благополучие эксплуататорские классы и паразитарные элементы. Развитие экономики не за счет человека, а за счет вклада в человека предполагает качественный, революционный переворот в этой практике.
Доминирующей, первой потребностью жизни становится трудовая потребность - жажда творчества. А это уже радикальное перераспределение приоритетов не только в системе потребностей, но и всемирно-исторический переворот в целом в гамме общественных интересов и отношений.
в) Переход к экономике потребительной стоимости нельзя воспринимать как некий финал истории в определенной области, обусловленный повсеместным утверждением общественной собственности и планирования производства по потребностям. Мы вообще отрицаем какой-либо "финализм" общественного развития, в том числе и тот, что романтически выражен в песне дедов и отцов: "Наш паровоз, вперед лети! В коммуне остановка...". Становление экономики потребительной стоимости мы рассматриваем как содержательную часть переходной эпохи, открываемой октябрем 1917 года, которая выводит людей к такому общественному устройству, где вся совокупность социальных связей подчиняется принципу Протагора "Человек есть мера всех вещей". Где программной матрицей производства является научно обоснованный, культурно-нравственно выверенный, как сказал бы художник, тщательно выписанный "потребностный портрет" общества. Это, если угодно, мечта. Это и реальное, выводимое из объективных потенций современного мира предвидение. Наконец, это - единственный выход для человечества из уже овладевающего им безумия, которое - если не восстановить позиции разума - влечет за собой не фукуямовский "конец истории", а обычный, физический конец.

В указанную переходную эпоху экономика потребительной стоимости не просто развивается, хотя какой-то период и наращивает собственное качество, что связано с ростом производительных возможностей техники (средств труда). Она ведет к отмиранию экономики как царства коммерческого расчета, как извлечения выгоды из других, а затем отмирает и сама - отмирает вместе с классами, государством, политикой и обслуживающей их идеологией.
Мы отдаем себе отчет в том, сколь тяжело переварить этот вывод профессиональным экономистам. Однако никакие эмоции и разного рода "резонные" соображения, что, дескать, "не настал момент", что это "мысли для XXII века" и т. п., не должны, да и не в состоянии, преградить дорогу истине. Она все равно пробьется к умам людей.

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2014-12-22 17:01:07)