По поводу заявления министра образования Васильевой о том, что одного иностранного языка в дополнение к русскому в школе достаточно.
Я убежден, что это не так, это путь к варварству. Но также я согласен, что учебный план не резиновый, и одновременно заставлять учеников учить три-четыре языка тоже нельзя.
Выход прост: часть языков надо учить лишь в отдельных классах, а не все 11 лет.
Опыт школ с русским и двумя иностранными языками зарекомендовал себя хорошо. Опыт школ с параллельным преподаванием русского и одного из местных языков, как в Татарстане и Башкортостане, привел к скандалам из-за совершенно дикого и нецелесообразного объема насильственного внедрения местных языков.
Следует сбалансировать программу так, чтобы за 11 лет в школе ученик проходил:
1) все 11 лет - интегрированный предмет "русская и славянская словесность"; в него будут упакованы как курс правил современного русского языка (учить современный русский язык все 11 лет - это чудовищно и никому не нужно! на это достаточно втрое меньшего времени), так и церковнославянский, древнерусский, минимальные азы украинского, белорусского и факультативно - общее ознакомление с другими славянскими языками;
2) все 11 лет - первый иностранный язык (это может быть как английский, так и другой язык и базового перечня; сейчас в базовый перечень в России, по которому можно сдавать ЕГЭ, входят также немецкий, французский, испанский и китайский, но его надо слегка расширить за счет еще 5-7 крупнейших мировых языков);
3) в 5-7, 8-9 и 10-11 классах ученик должен будет поэтапно изучить также еще три языка (на выбор на каждой из ступеней). На одной ступени он будет изучать один из древних языков (латынь, древнегреческий либо санскрит); на другой - один из языков народов исторической России (в зависимости от реального наличия учителей; это может быть как местный язык региона, так и иной язык); на третьем этапе это по выбору второй иностранный язык (из всё того же общего базового перечня 10-12 крупнейших мировых языков).
Данные правила должны действовать для русскоязычных школьников. Для школьников нерусских народов с обучением на родном языке возможны специальные отступления от общих правил.