Курды-шииты
Совершенно иначе курдская идентичность проявлена на другом полюсе религиозного спектра – у курдов-шиитов. Здесь следует выделить два течения – курдов-алевитов, наиболее многочисленных среди этнической группы заза (но и среди северных курдов – курманджи) и курдов, разделяющих учение Ахли-Хак (дословно, «людей истины»).
Алевиты представляют собой шиитско-суфийский орден, сложившийся в XIII веке в юго-восточной Анатолии, близкий к школе, основанной Хаджи-Бекташем и позднее ставший религиозной основой «новой армии» османских султанов – янычаров[14]. Алевиты продолжали традиции крайнего иранского суфизма (гулат), в центре которого стояло почитание Али и Имамов, а также Салмана Фарса, как особой ключевой фигуры ираноцентричного светового гнозиса. Позднее в XV и XVI веках к алевитам примкнули турецкие ветви кызыл-башей, которые стали основой Сефевидской династии Ирана, но на турецких территориях под суннитским контролем вынуждены были адаптироваться к враждебным условиям и скрывать свою идентичность. Точно также курды видели в алевизме возможность пребывания в османском обществе, где доминирующей силой после Селима I становится агрессивный и довольно нетерпимый захиритский ислам, поскольку к алевизму османские правители испытывали дань уважения – как к изначальной религиозной идеологии первых османских правителей и к духовной основе важнейшего военно-политического и религиозного института Османской Империи – армии янычаров и ордену Бекташи.
С другой стороны, в алевизме курды видели многие черты, близкие к зороастрийской традиции, что делало их участие в этом течении обоснованным с точки зрения сохранения своей изначальной индоевропейской идентичности. Ряд обрядовых черт сближает курдских алевитов с йезидами. Например, среди них существует принцип строгой эндогамии – курды-алевиты имеют право вступать в брак только с представителями алевитской общины, тем самым, сохраняется та чистота «детей Света», на которой основана маздеистская традиция и различные поздние версии иранизма[15].
Еще одним течением радикального шиизма (гулат) является основанное султаном Сахаком в конце XIV века учение Ахли-хакк[16]. Это направление получило распространение среди южных курдов и особенно среди курдов Ирана. Большинство из них принадлежит к этносу горан, но есть также большие группы Ахли-хакк у курдских народов келхури и луров. Другое название этого учения Ярсан (Yâresân -- дословно «сообщество любящих» или «сообщество друзей»).
Учение движения Ахли-хакк во многом созвучно йезидизму. Здесь также утверждается идея воплощения высших существ (Бога или ангелов) в цепочке из семи избранных посланников. Эта тема является классической для иудео-христианской профетологии и манихейства. Вполне характерна она и для шиизма – особенно радикального, где такими воплощениями считаются члены семьи Мохаммада и род Имама Али. Члены течения Ахли-хакк признают семь таких последовательных воплощений, где второе и третье – совпадают с линией шиитов-семяричников – Али и Хасан («шах Хошен»). В целом в учении Ахли-хакк можно легко опознать влияние исмаилитов (например, упоминание среди помощников Али шейха Нусайра). Первым же воплощением является Хавангдагар, под которым члены Ахли-хакк понимают само высшее Божество. Каждое воплощение сопровождается четырьмя «ангелами-друзьями» или «ангелами-помощниками» (yārān-i malak), откуда название всей общины Ярсан. Пятым «помощником» является женский ангел, фигура, классическая для зороастризма (фраварти). Ахли-хакк разделяет традиционную суфийскую доктрину о четырех стадиях постижения истины – шариат, тарикат, марифат и хакикат и соответственно этапы духовного развития души. Последователи этого течения практикуют традиционный суфийский зикр.
Иранско-зороастрийской чертой является идея о двойственности происхождения человечества, что также сближает Ахли-хакк с йезидами. Согласно их доктрине, члены общины Ахли-хакк изначально созданы из «желтой глины» (zarda-gel), тогда как остальное человечество – из «черной земли» (ḵāk-e sīāh).
Эсхатология Ахли-хакк в целом воспроизводит классический шиизм: избранные ожидают прихода Человека Времени, Махди. Но по учению Ахли-хакк, Махди должен появится среди курдов – в курдской области Султания (иранская провинция Зенджан) или в Шахразуре – городе, который, согласно курдским легендам, был заложен царем Дайоком (или Дайукку), считающимся основателем династии мидийских царей. Эта деталь подчеркивает этноцентрический характер курдской эсхатологии.
Вместе с тем как и у йезидов мы видим влияние иудеохристианских групп – так, в частности, признается непорочное зачатие основателя (или реформатора) этого учения султана Сахака, могила которого в городе Пердиваре является центром паломничества.
В конце XIX – начале ХХ века один из духовных лидеров Ахли-Хакк Хадж Нематалла приложил много усилий для активизации деятельности этой группы, опубликовав ряд религиозных и поэтических текстов, пользующихся среди курдов большой популярностью – прежде всего «Шах-наме-и хакикат» («Царская книга истины»).