Купил я только что переведенную на русский язык (кривовато переведенную, как минимум с одной грубейшей ошибкой и с несколькими типографскими ляпами) латиноязычную переписку Льюиса с католическим святым Джованно Калабриа и с его последователями. Писем Калабрии сохранилось мало, т.к. Льюис почти все их сразу сжигал. Письма же Льюиса к нему и его преемнику сохранились полностью. Так вот, там немало очень проницательных замечаний. Например, о том уровне, на котором возможно объективное рассмотрение Реформации (не на уровне мерзавцев с обеих сторон, но на уровне аргументов наиболее убежденных и честных идеологов протестантизма и католицизма); или гениальная шпилька в адрес возрожденцев: "Если бы эта порожденная гуманистами чума, прозванна "Возрождением", не разрушила латынь (хотя сами они утверждали, что возрождают ее), мы и теперь могли бы переписываться со всей Европой".

Важны и размышления по поводу Второй мировой войны и последовавших войн 40-50-х годов, включая события в Китае: вину на репрессии Мао против христиан Льюис возлагал на многовековую череду злодеяний и преступлений европейцев, после которых убедить китайцев в чистосердечности намерений миссионеров не представлялось возможным.

Но всё это перекрывается финальным выводом. Когда уже умирающий 80-летний монах Калабриа просил Льюиса сформулировать проблему современного мира и способ его решения - а шел 1954 год, тот самый год, когда Льюис переехал в Кембридж и выступил со своей программной инаугурационной речью - то он в ответ развил ее ключевое положение: прежде чем научить современный постхристианский мир христианству, неплохо бы научить его азам язычества. Язычество Льюис сравнивает с девственным состоянием, христианство - с браком, а современный атеистический мир XIX-XX веков - с вдовой, которая стала блудить. Тем самым миссия среди современных людей будет безуспешной, пока они не научатся не то христианским добродетелям, а элементарным вещам "естественного состояния" (ибо мир Модерна противоестествен), как-то не свинячить. Т.е. научатся тому, что древние язычники и так знали прекрасно: что надо приносить жертвы, соблюдать посты, чтить старейшин, выстраивать ясную иерархию в обществе, соблюдать чистоту семейных уз. Всё это было уже у древних римлян, к примеру, но для современного человека в массе своей и они уже являются чем-то недосягаемым. Куда вам христианству учиться, сначала прекратите свинячить, как бы говорит Льюис, а потом уж, достигнув "естественных добродетелей", поучитесь сверхъестественным дарам христианства.