По прочтении ряда сочинений Тертуллиана мне стало ясно, что не всё правда в стереотипном его образе. Раньше я читал только отрывки из него, и мне нравилось его красноречие. Решил углубиться, и увидел весьма неоднозначного человека.
Да, он в целом настроен более радикально, чем даже ап. Павел, которого "поправляет", что и привело его сначала к требованиям безбрачия, категорического отказа от секса и категорического запрета зрелищ, а потом и в секты и ереси.
Но этот радикализм -общий для североафриканского, карфагенского христианства, общее с блаж. Иеронимом, блаж. Августином.
Да, Тертуллиан, живший еще до Плотина, справедливо презирал упадочных "средних платоников" и отвергал александрийскую школу.
Но он был во многом зависим от стоической философии и античной риторики. В одних сочинениях запрещая христианам учительствовать, он сам учил в других сочинениях стоицизму и риторике. Впрочем, склонность применять язык стоической философии для выражения христианской догматики характерна почти для всех Отцов II-III вв.
Очень ценны труды Тертуллиана по греко-римскому язычеству, с пересказом утраченных сочинений Варрона. В целом рассматривая языческие культы и обряды как частью рациональные выдумки, частью поклонение бесам, он в то же время часто подчеркивал предвосхищение христианства в некоторых языческих нормах и установлениях. В одном месте говоря о пораженности стихий грехом, в другом он превозносит чистоту и непорочность водной стихии. И т.п.