mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Олег Фомин. "Метафизика творчества"


Олег Фомин. "Метафизика творчества"

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

раздел из трех работ в сб. "Ключи от потайных комнат"

ТЕУРГИЯ. ИСКУССТВО БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ
Опыт новой философии

Любовь не выбирают. Напротив, это она выбирает. Сверх-эротизм пространства принимает форму, изначально обусловленную формами природы. Также и красота содержится в созерцателе, переэхиваясь со внешним и, в конце концов, отождествляясь с ним, поскольку одно, становясь тем же, что и другое, перестает отличаться от него и уже нельзя сказать, что есть одно, а есть другое, потому что теперь есть только одно. Красота сама по себе теряет своего носителя и своего созерцателя, свободно протекая сквозь них — и так обнаруживая себя именно красотой самой по себе.
Такое движение (в своих самых различных проявлениях) касательно созерцателя принято обозначать через понятие «состояний». Прометей искусства, похитивший огонь красоты, не нашел ничего лучшего как дать его людям, которые с его помощью научились обжигать горшки. Боги, как известно, горшков не обжигают.
Рождение вазы запечатлело собой возникновение формальной привязанности, при которой «состояние» стало фиксированным. Впоследствие люди научились создавать картины, музыкальные произведения, возводить архитектурные сооружения, ваять скульптуры. Они научились читать и писать литературные произведения, которые, как и всё прочее, оставались бледными «двумерными» оттисками с многомерной красоты самой по себе.
Предельное отвердевание привязанности состояний было достигнуто при введении «формата», явившегося как шаблон качества (в данном случае понимаемом не тривиально, а как философская категория). Действительно, можно было предположить и ранее, что у листа в книге нет третьей стороны. Формат назначилэто предположение основополагающим, а впоследствии возвел в абсолют. То, что у кассеты или компакт-диска нет стороны C, известно всем. Доминация «Великого Лонгплэя» породила целую плеяду музыкантов, неспособных абстрагироваться от сорокапятиминутного «дискурса». На фоне лонгплэев то же «Кольцо Нибелунгов» принимает черты циклопического реликта. И не важно, 45 минут или 80. Важно, что формат обусловливает наполнение, подчиняя себе самое музыкальную форму. Это касается не только музыки. Формат присутствует во всех направлениях искусства. И мы не можем выйти за рамки формата.
Если Генон писал об «иллюзии обычно жизни», то применительно к данному случаю следует говорить об «иллюзии обычного искусства». Пожалуй, кое-кто и поморщится от такой формулировки, но тем не менее, нам она кажется довольной точной.
Философии искусства в новое время бессознательно не давал покоя вопрос, что важнее — «Маленькие трагедии» или дуэль Пушкина с Дантесом? «Пейзаж в Овере после дождя» или отрезанное ухо Ван Гога? Наивное высказывание «поэт — это судьба» отражает несостоятельную попытку вынести поэта за скобки оттисков, которые он сделал с красоты самой по себе. В данном случае, помимо прочего, философия искусств еще и сама претендует на роль ей несвойственную, а именно на роль того, кто делает оттиски и репродукции оттисков, чем и выказывает свою полную беспомощность относительно того, что было обозначено как «вынесение за скобки» (ср. с гуссерлианским эпохе).
О постмодернистской философии искусства и говорить не приходится. Неприкрытая пародийность последней, явившись в переходе от уже самих по себе обескураживающих оттисков к оттискам с оттисков, была ясна с самого начала. Стоит подивиться лишь тому, что подобный переход не приводит в ужас самих постмодернистов своей безысходностью.
Преодоление постмодернизма для творца начинается там, где кончается искусство. Желание преодолеть постмодернизм взялось не с потолка. Романтизм или реализм преодолевать было незачем. Но постмодернизм — явление тупиковое, где каждый цитирует другого, и эти голоса сливаются в неразборчивый, а значит полностью бессмысленный хор, поэтому преодолевать постмодернизм необходимо. Ради смысла. И отказ от привязанности к искусству уже сам по себе означает выход из-под юрисдикции постмодернизма.
Впрочем, наша цель не отрицательная, а напротив, всецело утвердительная. Поэтому вопросы, которые задает современная действительность, в нее не попадают, равно как и эта цель сама по себе минует постмодернизм, поскольку последний есть всего лишь незначительный всплеск в океане безмолвия. Вот этот уже и на самом деле задает вопрос, на который стоит отыскать ответ, отыскиваемый, впрочем, не прежде, чем будет обнаружено само существо вопроса.
Океан безмолвия и есть красота сама по себе — без цвета, без вкуса, без запаха, не ходит и не летает, поскольку является чистым качеством, одеждой любви, которая как раз-то и наделяет красоту цветом, вкусом и запахом, заставляет ее ходить и летать, иначе говоря, выступает как личность. Поэтому вопрос, задаваемый красотой самой по себе, повторяет форму тела любви, как одежда повторяет контуры фигуры, не являясь ни тенью, ни чем-то иным по отношению к форме тела любви.
Следует уяснить, что вопрос, задаваемый любовью, лежит по ту сторону сфер таких, казалось бы, основополагающих понятий, как цель во вне и цель в самой себе. Следует также уяснить, что сама любовь, которая выступает как личность, обретает и обретается не в силу чьей-либо воли, своей ли, того ли, на кого она обращена, и даже не в силу таковости, а по совершенно внеположным основаниям. Иначе говоря, она не является ни игрой, ни целеполагающим действием, ни даже действием в высшем смысле, действием присутствия. Поэтому и вопрос, задаваемый любовью, принадлежит внесловесному, превысшему даже океана безмолвия, который является всего только одеждой любви, красотой самой по себе.
Несмотря на свою внесловесность, вопрос этот всё же слышен и всему, что присутствует в бытии, и всему, что в нем не присутствует. Таким образом и обнаруживается источение вопроса на всё присутствующее и всё отсутствующее. Когда бы присутствующее и отсутствующее находились вне сферы своего присутствия или отсутствия, вопрос, источаемый любовью во всех направлениях, если можно говорить о направлениях по отношению к тому, что не имеет протяженности, источался бы, не полагая себе предела, и, в конечном счете, обретал бы самого себя, возвращаясь со стороны, противополжной той, откуда он истек. Но вопрос, источаемый любовью, оказывается поглощаемым и искажаемым присутствующим и отсутствующим, каждым по роду и личности его собственной любви. В этом и обретение существа вопроса.
Из сказанного становится пусть и не очень, но всё же приблизительно понятным, ответ на этот вопрос лежит по ту же сторону, что и сам вопрос, однако при этом обретение ответа вопрошающей любовью обнаруживается лишь в том случае, когда присутствующее и отсутствующее приходят в соответствие с ней. При этом ответ источается на вопрошающую любовь, иначе говоря, в том направлении, откуда пришел вопрос и, таким образом, совпадая с последним, но уже выступая в качестве вектора с противоположным значением. И так — происходит великое наблюдение восходящих и нисходящих, которые могут быть обозначены как выпуклость и вогнутость. Всё прочее — хаос и сумятица.
Никто не знает, о чем идет этот разговор, но тем не менее все говорят. Будет несложным обнаружить, что движение нисходящих и восходящих строго соответствует рассеиванию и собиранию, то есть solve et coagula. Весь опыт почтенных адептов указывает на то, что подобное земледелие неотменимо связано с прибытком, поскольку собранное после рассеяния ценнее того, что не было рассеяно (2000г.)

http://s5.uploads.ru/t/vnNsO.jpg
графика моя, 2000г.

0

2

ЛЕКАЛО ЕЯ ТЕЛА
Вольное эссе

Короткий зимний день. Но дольше белизна его. Мякоть снега — мясистый бархат. Отчаянные снеговики валяются по лесам. Тот еще в красном, бородатый, носит под мышкой термометр, на котором t ниже нуля.
Холод в вечернем. Памраки сиреневым затмением осеняют снега. Чистый холст — это весна с фактурой прогалин и преющих почек. Зима — это цинковые белила, в которых ощутимо для сетчатки глаз растворяется синька.
Если Тюмень — это темень, то Сибирь по последним распоряжениям Гидрометцентра решено пролонгировать до Бреста. Воздух свеж. Он шатается, ровно дышит Атлантикой вплоть до Урала.
Каждая кочка — святыня, каждый взгорок — алтарь, ибо от снега убелились до чистоты совершенной. Им определенно не хватает фигуры лыжницы. Где же она? Впрочем, вот: уже несется кометой со склона, и трансформация скорости подбрасывает ея на трамплине: она летит, дефлорируя упругий воздух.
Изгиб ея спины повторяет географию склона: от лопаток на изготовке до поясницы, что пружинисто отправляет ея в иной полет. Спорт!
О спорте. Культ тела неотличим от пространства. Тело вынимается из ландшафта как плитка из мозаики цвета слоновой кости. Любой извив предпочтительней правильных линий. Любой объем нераздельно господствует над плоскостью, как лыжница, летящая с разведенными концами лыж. Склон для горнолыжницы — лекало, по которому следует обрисовать абрис ея тела. Улыбка материи — увядающий лик Моны Лизы. Тело живет. Тело умирает. Тем и прекрасно.
Еще о спорте. Спорт как спорт. Спорт для спорта. Спорт в спорте. Такой спорт — олимпийское спокойствие соревнующихся за обладание пространством. Он неотменим. Его нельзя проигнорировать. Симфония космоса — непрерывная пульсация напряженностей, где выпуклости попеременно сочетаются с вогнутостями. Ключ вынутый из замочной скважины. Его борозды неотличимы от щербатого замка — волнистых губ Моны Лизы.
Границы между телом и пространством не существует. Снег упрощает модель до очевидности. В нем бесконечный уют. Снежинки упали. И «совпав», стали снегом. Полет снежинок — повтор и метафора. Каждая подобна другой. Ни одна другой не тождественна. Что лучше: снежинки или снег? Зимний пейзаж или лыжница?
Одно известно: не только снежинки без снега, но и горнолыжный склон без лыжницы уже не могут быть представлены как полнота.

2001

http://sf.uploads.ru/t/Nzt23.jpg

графика моя, 1998г.

0

3

МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ПОРНО
О романе Пимена Карпова «Пламень»

Открытие романа Пимена Карпова «Пламень» с обезоруживающей неизбежностью должно сопровождаться вопросом: «Зачем?» Действительно, на вопрос, зачем тот или иной персонаж читает, а тем более цитирует Карпова — трудно ответить. Однако нежелание мыслить — карикатура на русского человека. Что толку от столь много делающих для России, коли не знают они совершенно ничегошеньки о наших метафизических истоках! Хоть вспомнили бы, что само слово «злыдота» является не более чем окказиональным диалектизмом, позаимствованным из языка украинского народа.
Ведь в русском языке слово «злыдота» чувствует себя неуютно. В конце концов, «злыдота» — это всего лишь погорельщина, беднота, голытьба, босяки тож. Это те, кого «нагрели». Страдальцы. Озлобившиеся. Пострадавшие. Сплошь все голодомор. Тем и хороши. Убери камеру, козел.
В русском языке прижилась «злыдота» по углам. Горевальщики ныкались по курным хуторам, неугомоны бесновались по трактирам, в слободках шабашили недотыкомки. Вот она, ползает… Я сказал, камеру, козел!
Как стать «злыдотой» или, — что тоже самое, — как ее обнаружить? Хороший вопрос. Конечно, если потеряешь работу или начнешь пить отличную дешевую вкусную водку, «злыдотой» еще не соделаешься. И не придешь к злыдоте. Прежде нужно «горя хлебнуть».
Однако: злыдота обнаруживается везде, злыдота обнаруживается в беде, злыдота обнаруживается в нужде, злыдота обнаруживается в убытке, в пагубе, в скороме.
Прими взамен «Добротолюбия» — ЗЛЫДОТОЛЮБИЕ.

Роман Пимена Карпова, воспевшего и увековечившего злыдоту, в свое время никому не понравился. Блок жеманно зажал нос. Белый — мысленно проклял, увидев пародию на утонченную эстетику «Серебрянного голубя». Один Лев Толстой трансцендентно улыбнулся и даже похвалил. (Вот здесь бы и задуматься о судьбах русской демократии…) Жест патриарха, впрочем, вполне разъясним. Он, уже подумывая об «уходе в нети», искал как раз-таки «народного бытия», однако понимал его не по-народному, то есть предметно, а по-барски, то есть объектно, дистанцированно. Карповская «народная жизь» — будучи всего лишь интеллектуальным конструктом, хотя и относящимся к последним вопросам Бытия, — оказалась здесь как нельзя кстати.
Роман Пимена Карпова — порно. Роман Пимена Карпова — метафизика. Метафизическое порно — вот, что мерзило его критикам. Именно так и нужно действовать сейчас, в духе Постмодерна. Метафизическое порно следует сделать нашим абсолютным девизом и воскликновением! Пока свиньи не откликнутся. Может, проснутся? А может, — ВСЕХ?
А теперь, отвлекаясь от предыдущего пафоса, представим себе, как нищий Пимен Карпов, желая напечатать «Пламень», таскался на склоне лет по совковым издательствам, не находя понимания. «Меня сам Лев Толстой оценил!» «Да кому ты, пердило, нужен…» Насколько же это «сам» нэхорошо было ему выговарить.
В романе действуют четыре «согласия». Сатанаилы, красносмертники, злыдота и пламенники — все перечислены по мере убывания «злобы». Четыре «согласия» не только воюют между собой, — ща разобью! — но и перетекают друг во друга, обнаруживая свою почти сетевую структуру. В принципе, это откровенные (от крови) хлыстовские секты, но уже значительно трансформировавшиеся со времен Данилы Филиповича.
Злыдота, красносмертники, сатанаилы и пламенники кружатся в заветном круге, ничего не предполагая относительно какого-либо дополнительного выигрыша Бытия. Давайте разберем их.
Сатанаилы — это сторонники Гедеонова, alter ego Андрея «Родивоныча» Баташова («Молох» Куприна, персонаж графа Салиаса, пушкинский Троекуров и т.д.). Действия Гедеоновы «взыскуют». Он гностик. Вот, что было неприятно Серебряному Веку. Это слишком откровенная карикатура на их салонную содомию, а также кровопитие (описанное, например, Эткиндом в «Хлысте»). Карикатура, однако, слишком опасная. Но, впрочем, какой там Соловьев, какой там Вячеслав Иванов, когда Гедеонов готов под землю зарыться, поститься с лестовкой и молиться ЗЛА РАДИ, только бы осквернить приводимых во святую обитель греха дев, отмстить за поруганную плоть невесты его.
Гедеонов. Сама фамилия непроста, она происходит от имени одного из очень спорных судей Израилевых, Гедеона, богознатца. Гедеон — самая странная и непростая фигура Книги Судей Израилевых. Зачем нужен был Карпову образ Гедеонова? То есть не так, зачем именно — понятно. «Зачем» — он сказался в его обскурантистской фантазии, столь напоминающей эту постоянно маячущую проклятую немецкую «действительность». Что читал Карпов? Какие книжки? «Какой Монфокон вскружил ему голову?» Понятно, что познал хлыстовщину, за этим не нужно было долго в те времена ходить. Но вот откуда взялся гнозис?
Педераст? Кровопивец? Нет… Никаких свидельств на эту тему, даже в отличие от Клюева… КТО ПОСВЯТИЛ? Да никто. Мать-сыра-земля да книжки дурные.
Конечно, вся серебреновековская среда была отравлена оккультизмом. Благо была возможность — от теософии до антропософии, только для вида отрекавшейся от своей предшественницы. (Вот Волошин с Белым и забеременели.) Одно можно сказать точно: Пимен Карпов знал учение гностиков, которое гласит о том, что мир сотворен злым богом, Демиургом. Поэтому Гедеонов, как представитель политической силы, государства, становится одним из ближних к этому злому гаду, но в тоже время ждет от него подставы. (Какие параллели!) Ведь этот бог всегда только и ждет, чтобы сверху осыпалась штукатурка или упал молоток. Гедеонов — alter ego Пимена Карпова (начитавшегося) и alter ego Баташова. Но это ничего не объясняет. Как нам представляется, сам дух этого персонажа (всё равно, как его называть, Жилем де Ре, Владом Цепешем, Андреем Баташовым, Гедеоновым) действовал через него. Это святое зло, которым спасаются многие, сколь бы крамольно это не прозвучало. Ведь пытающий надеется на то, что его невинная жертва, спасшись сама, спасет и его. Разве она не будет благодарна своему садисту-избавителю, приведшему ее в рай? Разве она не будет молиться за его грешную душу? В том его упование. Для того и нужна святая пытка.
Красносмертники, кстати, одна из этнографически дистинкцируемых сект. Их культ восходит к нашим прапредкам — скифам-русам (которых не следует путать со славянами, приносившими богу овощи там и растения всякие, будучи от рода Каина). Кочевавшие русы-скифы забивали умирающего родственника, чтобы он обрел БЛАГОДАТЬ В МУКЕ. Они резали его плоть на куски, как и плоть его скотины, всё варили вместе и ели. Это и было тризной. Поздние редукции были упразднены поядением плоти Бога Живаго. Но красносмертники остались. Недаром говорится, что «на миру и смерть красна». Красносмертники (они же «давилы») заходили скопом к старику и опрокидывали ему на лицо подушку, помогая узреть мир иной. Смерть эта была на миру, а следовательно «красна». Когда уже, наконец, недоумки забудут о колористическом значении последнего слова?
«Злыдота» желает принять муку. Основатель злыдоты, Феофан, Дух Низин, принес величайшую жертву из тех, что мог бы принести человек — он убил свою мать гирей по башке и отдал свою сестру сатанаилу Гедеонову на поругание. Его раскаяние столь велико, что святость сатанаильского Сущего готова преклониться перед ним. В этом сказывается религия самого Пимена Карпова, о которой мы ничего не знаем за исключением того, что она, вероятно, вдоховленна богумильской ересью. Феофан — мученик собственного греха и к этому же спасительному греху он зовет свою паству. Невыносимое покаяние — удел злыдоты. Злыдота — однозначно не злодеи, но те, кто терпят зло. В принципе, каждый из нас должен стать таковым, памятуя слова: «Держи ум во аде и не отчаявайся».
Слова о том, что «не согрешишь — не покаешься», ну и так далее — здесь прозвучат еще даже более неуместными. Говорящему это придется накинуть себе на «шкирку» плащ и пойти домой к любящей, хотя и сонной жене. Мы же порыщем по черным безднам преисподней.
Пламенники (на самом деле класические хлысты) живут своей хлыстовской жизнью. Они даже неинтересны Карпову (ему интересны только перверсии, только обнажения смысла). Пламенники слишком узнаваемы. Прочитайте любую книгу о хлыстовстве, вы найдете их. Это будут пламенники. Они — «хороши». Они — летят в танце. «То-то любо!» — это о них. Прочитайте книгу Эткинда «Хлыст» — и всё о них узнаете. Пимена Карпова интересуют, конечно, не они. Ему важны «редкие» персонажи в этой среде, которых он доводит до состояния типизации. Следопыт Вячелав — это кто? Первое определение имени его рассказывает нам о его принадлежности к «согласу» или это просто всего лишь прозвище по роду деятельности? Он скопец. Обязательно ли быть злыдоте в этом состоянии? А может, красносмертники — это всего лишь более высокий уровень? Пимен Карпов не дает нам таких ответов.
Не стоит пытаться розыскать Пимена Карпова в плеяде авторов, навроде Гюисманса или, тем паче, Бульвер-Литтона. Он описывал варево собственного ума, бывшего отражением тех народных чаяний, которые кипели в предверии первой русской революции. Какими бы мы антимарксистами не были, иногда не стоит отрицать очевидное. Самый хороший дендистский жест тем и отличается, чтобы признать проклинаемое в качестве действительного и тем обнаружить непреходящую сущность Бытия. Глубокий социальный подтекст произведений Пимена Карпова неснимаем и безотзывен. Народ хотел этой Революции. Народ хотел Царской Крови. Народ просто хотел пить. Народ хотел Святой Крови. Царя растерзали и он спас Всех Святой Кровью.
При этом все персонажи названных выше четырех «согласий» проникают в смежные «согласия». Тут обнаруживается их сетевая структура. Красносмертники любуются с Гедеоновым. Злыдота — их поле действия. Следопыт Вячеслав, как подлинная «мобильная сетевая буферная зона», проницает почти все «богобесовские» структуры романа — от самого Гедеонова почти до пламенников. Но до них самих он непосредственно добраться не может, хотя и пытается. Пламенники сами проникают в злыдоту, но не принимают красносмертников и сатанаилов. Пламенники сами отчасти злыдота. Многие из злыдоты «буферны». Гедеонов же управляет сношениями между красносмертниками и злыдотой. Пытка злыдоты и последующее бегство Гедеонова — это на самом-то деле акт своеобразной любви, главный объект которой заканчивает свою жизнь подо льдиной. При этом описываемое состояние не оказывается снятым. Дальнейшее стояние злыдоты есть акт наибольшего напряжения. Каждый из них задается вопросом: «Кто ж таперя наш новый барин?» И в предверии Революции слышит шепот бытия: «Всё тому, кто одолеет!» Как же это напоминает устройство всего!
Андрей Родионович Баташов, железная машина крымских войн, технологический спаситель России, осознал, что «кровь — особый сок». Машина поехала. Сколько рук и сколько ног она обрубила — промолчим. Главное, Россия выстояла. Единорог — очень тревожный символ. На Руси его звали — «Индрик-зверь». Как ни странно, своим гербом в разное время выбрали этот образ и сомневавшийся в своей легитимности Государь, и тот, кто якобы восстановил свое Дворянство из ничтожества. Цитата? Нет. Тогда так не было принято. Либо прямое отношение, либо покушение.
Баташов должен слиться с образом Гедеонова для нас навсегда, однако мы должны отсечь отсюда лишние фрагменты. Главным из них является даже не отсутствие понимания народа, но всепонимание.
Русский человек должен убить в себе бахтинский диалог. Его использование может быть оправданно лишь временно, ситуативно. То, что считалось ценностью русской культуры, должно уйти. Только единогласие Отцов Церкви на Соборах. Кто не с нами —против нас. Да и всех, кто с нами — в качель. Ну, в смысле…
Структура бытия такова, что в нем есть фрагменты, коррелирующие с другими, нежелающими контактировать с несмежными фрагментами бытия. Интуиция неоплатоников о «прозрачности» становится отныне недейственной. Боль, разрыв и число становятся нашим удивлением, схватившим в предсмертной схватке своей украденую булку существования. Однако наш возглас боли еще не означает нашей разорванности. Вопреки боли, мы будем стоять до последнего, а если понадобится, двинемся на пулеметный огонь никогда не прекращавшейся очереди Бытия.

Я сказал, что разобью? Доволен? Пшел вон. (2008г.)

http://s2.uploads.ru/t/cCUu0.jpg

графика моя, 2002г.

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Олег Фомин. "Метафизика творчества"


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно