mahtalcar написал(а):По Белому у нас эксперт один - Валентин.
Спасибо, Максим, за такое лестное для меня, но совершенно не имеющее под собой оснований предположение. Упаси Ктулху от таких экспертов! Я любитель Белого, но не знаток вовсе.
Микушевич в последнем выпуске "Магистра игры", кажется, довольно точно сказал, что рисунок (живопись...) - это та деятельность, которая отличает человека от всех прочих живых существ. И действительно, у животных мы встречаем и архитектурные, и музыкальные, и театральные, и - мы просто не можем их понять - но вполне вероятно, что даже литературные способности (уж звуковую поэзию, вдохновлявшую того же Хлебникова - точно). Но рисунок - это способность исключительно человеческая. Конечно, ситуационисты в своё время выставили картины обезьяны, а сейчас что-то малюет фломастером жук-олень, но это, конечно, провокации и просто шутки.
Автобиографический свод Андрея Белого огромен: редкий автор был так откровенен (конечно, не всегда искренне "откровенен", но всё же) со своими читателями. Его и как последователя антропософии, и как литератора-мыслителя интересовало человеческое существо на физиологическом, интеллектуальном, социальном, мистическом и прочих уровнях. Изучал он это невиданное существо по доступному и очень редкому, точнее - единственному такому экземпляру: по самому себе. Возможно, его мемуарная трилогия - вообще лучшее, что он написал, и одно из самых потрясающих произведений вообще в литературе. Но ему важно было найти эмблему, зримую отмету своей жизни, её каллиграмму, её иероглиф. И он обратился за этим к уникальной человеческой способности-тяге (которую не утрачивают даже те, кто потерял рассудок и разум, и которой одной из первых овладевают дети). Кроме того, именно изображение позволяет осуществить мечту-цель Фауста: продлить мгновение. А Белый, конечно, фаустовский человек по своему типу. То, на что в литературе нужно время для охвата, здесь даётся моментально. То, что было многословием, здесь - единая Буква-Символ. Хлебников, кстати, шёл по тому же пути, но Букву-эмблему у него потеснило Число. А кроме того, схема - это и влияние Канта (см. "Эмблематику смысла", кажется, там об этом есть).
Белый параллелен и близок Пикассо (это ещё Белибердяев отметил). То же самое обращение через сложность - к первичному элементу.
Кроме того, Белый серьёзнейшим образом занимался тем, чего очень боялся его друг-враг Блок: теорией стиха. А это приведение дела всей жизни к таблицам, схемам, линиям, точкам, графическим чертежам.
Отредактировано Валентин (2017-11-29 18:05:55)