Одним из близких к Якобу Франку людей был Антоний Козаковский (Новак пишет это имя как “Kossakowski” и приводит прозвище – “Moliwda”), родственник графов Потоцких. Польский националист, принявший Православие (в форме старообрядческого толка филипповцев!). Выступал за юридическую независимость общины франкистов по образу турецких денме. Некоторые шли дальше и требовали для последователей Франка особой территории в Восточной Галиции. Так, на переговорах в 1765 году трех их эмиссаров с князем Репниным речь шла о возможности создать франкистскую автономную буферную зону в обмен на обращение в Православие 20 тысяч франкистов.
В 1775 году уже сам Якоб Франк ведет в Вене с Иосифом II и Марией-Терезой переговоры о создании своего государства на территории Боснии-Герцеговины (именно в обмен на подобного рода обещание франкисты пошли работать на габсбургские спецслужбы: одним из наиболее известных эпизодов такого сотрудничества была попытка «Юния Фрея» - он же Мойша Добрушка, двоюродный племянник Якоба Франка – освободить в 1793 г. из заточения Марию-Антуанетту).
В 1792 году аналогичный проект поддержал депутат Законодательного собрания, будущий третий консул Лебрён.
Возможно, «боснийский план» косвенно повлиял на идеи Янко Драшковича относительно «Великой Иллирии», поскольку его отец – известный хорватский националист и масон [1] граф Адам Драшкович – был большим другом Добрушки. Название отсылает к риторике Наполеона, чьим «замом» Лебрён одно время являлся. В парижском высшем свете эту идею в 1840-е лоббировал франкист Адам Мицкевич.
На самом деле, все это – инверсия восходящего к 1683 году габсбургского проекта реставрации сербской династии Бранковичей. И тут – интересный момент. Одно время губернатором «Военной границы» являлся принц Евгений Савойский (кстати, кумир Эволы). А другой савойский принц – Карл-Эммануил – рассматривался в качестве короля Македонии, причем по этому вопросу (если верить словам Виктора-Эммануила III, сказанным Т.Герцлю [2]) он поддерживал контакты с последователями Саббатая Цви…
Любопытно, что почти в тех же краях (юг Черногории и север Албании [3]) и примерно в то же время (около 1780 г.) турецкий султан обещал государство крымским караимам [4].
[1] Созданная им система масонского послушания охватывала практически всю «Военную границу» империи.
[2] Приводятся у Гершома Шолема.
[3] По случайному (?) совпадению – район нахождения могилы Саббатая Цви.
[4] В 1779 году при дворе Екатерины II вынашивался проект караимского государства в Крыму. При Александре I баронесса фон Крюденер продвигала создание в Крыму уже государства «евреев-христиан» (читай – франкистов). Возможно, эта тема фигурировала в беседе русского императора с Евой Франк в 1813 году.