Смотрите, кто пришел!
Смотрите, кто пришел!
Фото: wwwgloballookpress.com
О традиционном символе проводов Старого года и встречи Нового знают все от мала до велика. Речь идёт о Деде Морозе, который властвует над зимой и, так сказать, творит новогодний промоушн. О том, кто это такие и чем занимаются в разных странах бывшего СССР, Царьграду рассказал политолог-международник из Армении Ашот Гарегинян
АВТОР
Покровский Александр
Таких Дедов Морозов, занятых важным делом, на просторах бывшего СССР - целая бригада. Трудится она усердно, принося радость всем – даже тем, кто, в силу политической конъюнктуры или должностных перемещений, перестал верить в этих зимних волшебников.
У Дедов Морозов тоже есть свой рейтинг…
Практически у каждого народа, даже у тех, в жизни которых зима присутствует чисто номинально, имеется добрый волшебник, приходящий к детям с подарками в дни смены ежегодного "караула". Не является в этом плане исключением и постсоветское пространство.
По традиции, главный ежегодный "слёт" СНГ-овских Морозов имеет место в городе Великий Устюг Вологодской области 18 ноября – в день рождения главного российского Деда Мороза. В этом славном городе располагается его резиденция, где он и встречает коллег со всей России и стран Содружества, а также многочисленных туристов, зажигает огни на первой новогодней ёлке в России. А уже потом, посовещавшись и обменявшись опытом, Деды приступают к делу на, так сказать, подконтрольных им территориях.
дед мороз
Фото: wwwgloballookpress.com
А кто же из них нынче самый популярный?
Заинтересовавшись таким вопросом, российское аналитическое агентство ТурСтат решило внести ясность в тему и составило рейтинг самых популярных Дедов Морозов в странах СНГ на зиму 2017-2018 годов. Рейтинг подсчитывался на основании данных, полученных в ходе анализа популярности посещений туристами резиденций Дедов Морозов.
В результате выяснилось, что в лидирующую группу Дедов Морозов, популярных у туристов в странах СНГ, входят: Дзед Мароз (Беларусь), Аяз Ата (Казахстан), Шахта Баба (Азербайджан), Каханд Папи (Армения) и Корбобо (Узбекистан). В такой очерёдности они и расположились в итоговой топ-пятёрке.
Белоруссия: "Мы делаем одно дело, каждый – по-своему"…
Белорусский Дзед Мароз, имя которому – Зюзя, и его внучка Снягурка встречают гостей в своей усадьбе на территории национального парка "Беловежская пуща". Его резиденция основана в 2003 году, а в 2013-м Дзед Мароз уже принял миллионного гостя.
Зюзя – издревле почитаемое белорусами божество мороза и холода. Глядит молодцом, назвать его немощным старичком язык не повернётся.
В поместье Дзеда Мароза расположены его дом с тронным залом, терем Снягурки, скарбница – сокровищница для хранения детских писем, рисунков и подарков, волшебная мельница для размалывания плохих поступков в пыль, поляна “Двенадцать месяцев”, живая новогодняя ёлка высотой аж 40 с половиною метров, аллея знаков Восточного календаря, мастерская Матушки Зимы, музей ледяного быта, а также "Хата Деда Мороза", где гостей потчуют блюдами белорусской кухни.
Дзед Мароз держится с подобающим властелину зимы достоинством, цену себе знает, и шапку ни перед кем не ломает. Его родичи – лесной дед Гаюн, лесные хозяйки Гаевки и Зазолки, а еще Полевик, Лозник, Боломутень, Водяник. А главная помощница - тётка Завея, с которой вместе трудятся: Зюзя морозит, а она снежным одеялом укрывает.
Думаю, у меня нет конкурентов,- говорит Дзед Мароз.- Ведь все зимние персонажи – друзья: мы делаем одно дело, но каждый по-своему. Потому и конкуренции быть не может.
белорусский дед
Фото: wwwgloballookpress.com
Казахстан: Успеть ко всем
Казахский Дед Мороз – Аяз Ата (в переводе – что-то вроде "Морозного Деда"), занявший второе место, встречает гостей вместе с внучкой Аӄшакар. Его резиденция находится в 12 км от курортного посёлка Бурабай (Боровое). Однако вполне вероятно, что вскоре он справит новоселье: по имеющимся сведениям, для Аяз Аты готовится новая резиденция – неподалёку от горнолыжного курорта Нуртау.
Сани, на которых передвигаются Аяз Ата и Аӄшакар, оснащены, наверное, по последнему слову техники, иначе за одну ночь им вряд ли удалось бы объехать всех и поздравить, произнеся заветное: "Жаңа жылыңызбен!" (по-казахски: "С Новым годом!").
Споры о происхождении Аяз Аты не утихают до сих пор. Одни полагают, что он возник как результат влияния западной культуры: много веков традиции празднования Нового года в зимнее время у казахов не было, поскольку они отмечали этот праздник (у них называется Наурыз) в марте, как по сей день принято у тюркских народов.
По другой версии, прототипом Аяз Аты считается легендарный тюркский поэт-песенник и композитор Коркыт, живший в IX веке – акын, сказитель, философ, покровитель поэтов и музыкантов, создатель струнно-смычкового музыкального инструмента кобыз. Говорят, что, мучимый мыслями о бренности мира и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт в конце концов удалился в сырдарьинские степи. Там ему, видимо, удалось достичь цели, и он воплотился в теперь уже бессмертного Аяз Ату.
Новый год
Фото: wwwgloballookpress.com
Азербайджан: Голубой волшебник
Третьим в рейтинге стал любимец азербайджанской детворы (и не только, наверное, детворы) — Шахтȧ Бабȧ ("Морозный дедушка"). Он встречает гостей вместе с внучкой Гар-гызы ("Снежная девочка").
Примечательная деталь: одеяние у азербайджанского Деда Мороза непременно голубого цвета. Во всем остальном, насколько удалось выяснить, он такой же добрый и весёлый, как другие его собраться, так же любит детей, и дарит им подарки. С этой миссией Шахтȧ Бабȧ, как удалось выяснить, наведывается и в соседний Дагестан.
Армения: Финиш – старт
А вот армянский Дед Мороз – Каханд Папи ("Новогодний Дед"), ставший в рейтинге четвёртым, облачается в зелёные одежды. В его имени, кстати, нет упоминания о морозах – может, оттого, что зимы в Армении преимущественно не такие суровые, как дальше на север. Или, быть может, предки нынешних армян предпочли не ассоциировать символ новогоднего веселья с зимним холодом.
Зима, некоторым образом, запечатлена в имени его внучки Дзюнанушик ("Снежная Анушик", или "Милоснежка"). А слово "каханд" по-армянски первоначально означало "первый день месяца", впоследствии конкретизировавшись в "первый день Нового года".
Армянского Деда Мороза тоже окружают сказочные существа: хлвлики – шумные и непоседливые бесенята, а также аралезы – крылатые собакоподобные духи.
По древнему поверью, аралезы способны оживлять мёртвых воинов, зализывая их раны. Согласно одной из легенд, записанной прославленным историком V века Мовсесом Хоренаци, аралезы так воскресили армянского царя Ара Прекрасного, который был смертельно ранен в сражении с войском влюбленной в него ассирийской царицы Шаммурамат (арм. Шамирам).
В советскую эпоху Каханд Папи как-то выпал из народного обихода: в те времена Новый год и в Армении праздновался с общепринятыми Дедом Морозом и Снегурочкой. В новейшей истории в этом аспекте произошли примечательные сдвиги. Нет, длиннобородого могучего старца в долгополом кафтане, с посохом и мешком подарков отменять никто не собирается. Однако сегодня на равных с ним действует и его армянский собрат, образ которого был воссоздан на основе национальных преданий. Впервые Каханд Папи предстал согражданами и гостями страны в конце декабря 2010 года – в рамках 4-го "Зимнего фестиваля".
Узбекистан: Да здравствует радость!
Узбекского Деда Мороза, который занял пятое место, зовут Корбобо ("Снежный Дед"). Гостей он встречает вместе с внучкой Коргыз ("Снежная девочка").
По сравнению с распространёнными образами Дедов Морозов Корбобо, наверное, выглядит несколько необычно, однако для Узбекистана очень даже традиционно: он одет в полосатый халат и тюбетейку праздничного красного цвета. Его верный помощник – ослик, навьюченный мешками с новогодними подарками, на котором Корбобо, в сопровождении внучки, ездит по городам и кишлакам.
Среди его подарков неизменно присутствуют фрукты, потому что в Узбекистане их наряду с традиционных национальных блюдами принято ставить на новогодний стол. Обязательно подаётся арбуз, и чем спелее и слаще эта чудо-ягода – тем благополучнее будет наступающий год.
дед мороз
Фото: wwwgloballookpress.com
Многообразная палитра
Такие вот Деды Морозы, в чём-то схожие друг с другом, в чём-то – совершенно разные. Как и придумавшие их народы. Палитра зимних волшебников многокрасочна даже на отдельно взятом постсоветском пространстве. А ведь помимо вышеупомянутых Дедов Морозов есть и другие колоритные фигуры, хотя и не попавшие на сей раз на верхние строчки топ-рейтинга.
Например, молдавский Мош Крэчун – крепенький мужичок в огромной шапке-кушме, бордовом меховом халате и кожаных постолах, разносящий детям подарки в национальной двойной сумке наподобие хурджина. Или грузинский Товлис Бабуа – уроженец, как гласит легенда, села Ушгули, что в горах Сванетии. Или бурятский Сагаан Убугун ("Белый Старец") – покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.
Немного раздвинув постсоветские рамки, укажем на ирландского Деда Мороза, имя которому – Даиди на Ноллайг. Он носит длинную зелёную шубу (святое дело: в Ирландии все в зелёном ходят), на голове вместо шапки – венок. А посох Даиди украшает связка трав: как напоминание природе, чтобы весной снова проснулась. А поскольку Дед Мороз – он и в Африке Дед Мороз, то в ходу такой персонаж и там. Например, в Бурунди; тамошние католики называют его Санта-Христиан. А проживает он по довольно экзотическому, но вполне объяснимому адресу – на вершине горы Килиманджаро, ибо только там в Африке постоянно есть снег.
Впрочем, имя в данном случае, наверное, не суть важно. Главнее другое – чтобы своего Деда Мороза дождались в каждом доме, где живёт вера в ежегодное чудо добра, надежды и обновления!