Экономическое наваждение
Нужно набраться мужества, чтобы открыто заявить, что так называемое "улучшение социальных условий", "экономический рост" является не благом, но злом, поскольку слишком часто платить за это приходится нарастающим порабощением человека экономическим механизмом, деградацией государства, исчезновением всех существенных различий между людьми, атрофией этического чувства и "героической" способности в самом широком смысле
Характерной чертой упадка современного мира является утрата понимания политико-социальной сферы как организма, что тесно связано с потерей смысла истинной иерархии, а также материализацией и механизацией всех областей существования. Исходя из известной с древнейших времён аналогии между индивидуальным и коллективным организмом, можно сказать, что нынешний общественно-политический организм живёт подобно существу, в котором в результате переворота материально-физическая часть захватила власть над превосходящей её сферой интеллектуальных и духовных принципов. Никакие внешние проявления материального могущества и "прогресса" не только не отменяют глубоко регрессивного характера современной цивилизации, но напротив, являются его дополнительным подтверждением.
Свидетельством исчезновения или фальсификации подлинной иерархии служит утверждение приоритета социально-экономических интересов над более высокими ценностями и принципами. Как следствие, падает естественный авторитет и престиж, ранее признаваемый за носителями этих высших ценностей.
Стоит ли говорить, сколь далеки от понимания этой простой, но абсолютной идеи современные политические движения? Некоторые из них даже объявляют войну марксизму, но кто из них сам свободен от того идеологического дефекта, который составляет саму основу марксизма? Подобная война изначально проигрышна уже потому, что борьба ведётся по правилам противника. Вся суть марксизма вкратце сводится к лозунгу: "Экономика — наша судьба". В нём явно выражен тот регрессивный характер, о котором мы говорили чуть выше. Это мировоззрение, в котором решающим и "судьбоносным" фактором, определяющим земное существование, является чисто материальная жизнь общества, а, следовательно, "политическая проблема" и "социальный вопрос" утрачивают всякое высшее значение, благодаря абсолютизации примитивнейших жизненных условий и отрицанию всяких более высоких человеческих потребностей. Поэтому любая "политическая" дискуссия неизменно скатывается к разговору о "зарплате", "классовых интересах", "социальной пропаганде", эффективности" и т.п.
Это самое настоящее наваждение. Подобно тому, как при гипнозе ум начинает верить в реальность навязчиво внушаемых ему представлений, так и современный человек делает реальным то, что человеку, принадлежащему к нормальной культуре, показалось бы дурным наваждением или шуткой дурного тона. Он начинает верить в экономику, как в судьбу.
Похоже, сегодня почти не осталось достаточно мужественных людей, готовых воспротивиться этому положению дел. Вместо того, чтобы отбросить крапленые карты, садятся за стол с шулерами. Вместо того, чтобы предложить реальную альтернативу марксизму, придумывают различные способы, по сути ничем не отличающиеся от методов, используемых этой подрывной идеологией. Необходимо освободиться от гипноза, вернуть экономическую проблему в её законные границы, восстановить порядок, в котором область экономики подчинена сфере высших ценностей, благодаря чему человеческая жизнь сможет вновь обрести свой истинный смысл и реализовать свои духовные потребности. Без этого все разговоры о "возрождении" останутся пустой болтовнёй.
Следует также чётко уяснить себе, что нет никакого принципиального конфликта между "западным" капитализмом и "восточным" коммунизмом. Капитализм в лучшем случае, как в известном анекдоте, даёт возможность больному хорошенько пропотеть перед смертью. Но сам миф "эффективности", откуда неизбежно вытекает тема стандартизации, монополизации, глобализации и т.п., также порождён гипнозом о господстве экономики и материальных условий, которые в капиталистическом обществе, равно как и в марксистском, считаются первичным и решающим фактором, определяющим человеческое существование. И там, и там любая культура, не сводимая к чисто экономическим параметрам, то есть ещё сохраняющая свободное пространство для духа, считается "отсталой" и нуждающейся в "развитии", что равнозначно втягиванию её в соревнование по безграничному выкачиванию природных ресурсов, подчинению всех высших человеческих способностей интересам производства и социума, преклонению перед техническо-индустриальным стандартом.
В этом замкнутом круге, где отсутствует подлинная иерархия ценностей и интересов, начинать надо с работы по дезинтоксикации человека. Необходимо ясно осознать, что скрывается за лозунгом "социального прогресса", понять, что отнюдь не пресловутый "социальный вопрос" стал причиной возникновения и распространения марксизма, но наоборот — именно марксизм искусственно создал социальный вопрос, культивируя прежде не существовавшую "пролетарскую" ментальность, разжигая недовольство и подстрекая "прыгнуть выше своей головы" людей, занимавших действительно своё место и вполне довольных тем, кто они есть.
Несомненно, в этом марксистам подыграл капитализм. Не вдаваясь подробно в эту тему, остановимся на той лёгкости, с которой разбогатевшие люди, благодаря только своим деньгам, обретают могущество и влияние, занимая верхние ступени социальной лестницы, что также безусловно является ещё одним свидетельством современного упадка. Но разве не заложена скрытно эта ситуация в самом мифе процветания, при помощи которого подрывные силы гипнотизируют массы? Нужно набраться мужества, чтобы открыто заявить о том, что так называемое "улучшение социальных условий", "экономический рост" является не благом, но злом, поскольку слишком часто платить за это приходится нарастающим порабощением человека экономическим механизмом, деградацией государства, исчезновением всех существенных различий между людьми, атрофией этического чувства и "героической" способности в самом широком смысле. Ведь не секрет, что наиболее ценные человеческие добродетели нередко пробуждаются в самых суровых условиях, и почти всегда угасают, когда человека, низведённого до животного, помещают в обеспеченные, "комфортные" условия. Так, после вырождения здорового типа простолюдина, мастерового в "пролетария", сегодня сам "пролетарий" только и мечтает о том, как "подняться" до уровня жизни на словах презираемого и ненавидимого им буржуа-мещанина.
Несомненно, изложенный здесь круг идей покажется многим "анахроничным" и "реакционным". Хуже того, они совершенно не пригодны для пропаганды среди больного народа, ведь только агитатор, сулящий материальные выгоды и иллюзорные "права", способен вызвать в нём прилив воодушевления. Но с этим ничего не поделаешь. Только зрячий способен разглядеть, что находится на дне той бездны, в которую катиться наш мир. Ему остается только честно и бескомпромиссно сказать об этом, в надежде, что найдётся тот, кто его услышит.
("Il Meridiano d'Italia" 9.10.49 г.)
Вольный перевод с итальянского — Виктории Ванюшкиной.