А.А. Сельницын
Пер Имерслюнд (Nils Per Imerslund, 9 мая 1912 - 7 декабря 1943) - норвежский писатель, политический деятель, один из активных участников национал-социалистического движения. Родился в семье предпринимателя Торлейфа Имерслюнда. В связи с родом деятельности отца семья постоянно переезжала, в начале 20-х годов оказавшись в Германии. Картина разрушенной войной страны произвела на Пера сильное впечатление. В 1923 году отец разорился, а его гомосексуальные наклонности привели к тому, что брак с матерью Пера Марией превратился в сугубо формальный. Былое материальное благополучие семьи осталось в прошлом.
По инициативе отца Пер поступает в «Königliche Paul-Gerhardt-Schule» в Люббене (к юго-востоку от Берлина) - в школу, где господствовала зубрёжка и прусская дисциплина, которая была противна молодому человеку. Год спустя он перебирается в школу-интернат в том же Люббене, но так и не испытывает тяги к знаниям. В то же время он активно занимается спортом и выезжает на природу. Также Иммерслюнд проникается идеями "народного" (Völkisch) движения, представлявшего собой множество различных течений и групп, для которых общими были идеи национализма, антисемитизма и антикоммунизма.
Будучи застенчивым по характеру, Пер ощущал себя в Германии чужим. Лишь в Эльверуме, у дедушки, где он проводил летние каникулы, он чувствовал себя как дома.
К большой радости Имерслюнда, семья в 1927 году перебралась в Мексику, которая представлялась юноше "сказочной страной", некой "вольницей" в противоположность суровой дисциплине прусской школы. Однако жизнь на западном побережье, в сыром жарком климате и нестабильной политической обстановке была далека от идельной. Домашним учителем Пера стал Ханс-Дитрих Диссельхофф (1899-1975), немецкий археолог, этнолог и литературовед. Диссельхофф также примыкал к национал-социалистическому движению - ещё в 1919 году он сражался с коммунистами в Эссене. Для юного Пера он стал наставником и почти кумиром. Кроме этого, у них завязались любовные отношения - при этом Имерслюнд знал, что у Диссельхоффа были отношения и с его матерью, и предположительно с его отцом. Вскоре Мария умирает от малярии, и Пер перебирается в Норвегию. Сам он, кстати, тоже подхватил малярию, от приступов которой мучился всю дальнейшую жизнь.
В 1928-29 гг. он живёт в Хамаре, благодаря поддержке отца учится в Hamar offentlige skole for høyere allmenndannelse. Учёба не приносила радости, и свободное время Имерслюнд проводил на природе. Но самым важным было то, что в Хамаре у него появился круг друзей, для которых Пер, в свои молодые годы повидавший мир, выглядел почти героем. Его даже называли "Per Mexico". Он принимал активное участие в политических дебатах в студенческом обществе "Фрам" (Fram). Однако уже год спустя Перу пришлось возвращаться в Мексику - по причине того, что отец опять разорился и не мог оплачивать его учёбу в Хамаре.
В Мексике Имерслюнд вновь встречает Диссельхоффа, вместе с ним занимается поиском сокровищ индейцев. Это предприятие имело и сугубо практическую цель - помочь отцу Пера Торлейфу снова встать на ноги и заняться торговлей антиквариатом. Но мечте не суждено было осуществиться.
Имерслюнд резко выделялся на фоне коренного населения своей нордической внешностью, напоминая мескиканцам лики святых. При этом сам он восторгался местными революционерами Панчо Виллой и Эмилиано Запатой, которые являлись для Пера примером мужества, стремления к свободе, решительности в противостоянии классовым различиям, власти капитала, англо-американскому империализму и господству католической церкви.
Но вскоре Имерслюнд покидает Мексику - на сей раз он отправляется в Германию. Теперь он оказывается в Берлине один, без денег, в обстановке политического хаоса. Круг его общения - бывшие немецкие друзья, Диссельхорф и норвежские иммигранты. Впечатления от пребывания в Мексике легли в основу первого романа Имерслюнда Hestene står salet (1936), изданного сначала в Германии, а уже потом - в Норвегии.
Однако Имерслюнд не желал ограничиваться одной лишь писательской деятельностью. Его гораздо больше влекла политическая борьба. Он завязывает контакты со штурмовиками из СА и вступает в их ряды. При этом, как и многие рядовые члены СА, он весьма скептически относится к Гитлеру и другим лидерам национал-социалистического движения по причине их ориентации на капитал, на крупную буржуазию.
Весной 1934 года Имерслюнд приезжает в Осло и вступает в ряды Норвежской национал-социалистической рабочей партии (Norges Nasjonal-Socialistiske Arbeiderparti, NNSAP), возглавляемой Эвгеном Нильсеном (1884-1963). Партия представляла собой более радикальную версию квислинговской Nasjonal Samling. Численность NNSAP была невелика, в годы расцвета партия насчитывала около 1000 членов. Главными идейными врагами были "Иудея" (евреи, коммунисты и масоны), "Рим" (католики, иезуиты и христиане вообще) и "Тибет" (теософы, антропософы и представители "восточной" философии). Это были три "демонические силы", которые нужно было побороть во имя выживания "белого человека". По образцу немецкой НСДАП были созданы штурмовые отряды, участвовавшие в столкновениях с коммунистами. 17 апреля 1934 года члены NNSAP и Nasjonal Samling организовали так называемое "Побоище на Форуме" (Forum-slaget), пытаясь штурмом взять резиденцию Oslo Gymnassamfunn. Полиция арестовала самых активных "бойцов", после чего около 500 национал-социалистов прошли маршем к Grev Wedels plass, подняв руку и нацистском приветствии и выкрикивая "хайль". Акция получила большую огласку в прессе, причём многие газеты были скорее на стороне нацистов. Судебное дело против зачинщиков беспорядков так и не было доведено до конца.
В сентябре 1935 года Имерслюнд побывал на конгрессе НСДАП в Нюрнберге. Масштабы торжества, в котором приняли участие полмиллиона национал-социалистов, произвели большое впечатление на Имерслюнда. Он встретился со многими "соратниками" немецких нацистов из других стран, особенный восторг у него вызвала румынская "Железная гвардия" и её лидер Корнелиу Кодряну. Но самым важным событием для Имерслюнда была встреча с соотечественником Хансом Якобсеном (Hans Solgaard Jacobsen, 1901-1980), одним из видных деятелей нацистского движения в Норвегии, издателем журнала Ragnarok.
Сформировавшийся вокруг Имерслюнда круг единомышленников, в который входили Якобсен, Стейн Барт-Хейердал, Тур Странд, Гейрр Твейт и другие, находился в резкой оппозиции к Квислингу и его "Национальному собранию". Своих идейных оппонентов Имерслюнд сотоварищи упрекали в мягкотелости, сговоре с буржуазией и излишнему пристрастию к пасторской риторике. Сами "левые оппозиционеры" ратовали за национал-социализм с плановой экономикой, национализацией крупных предприятий и учреждений и системой социального обеспечения. К тому же Иммерслюнд и его соратники выступали приверженцами скорее новой языческой, чем христианской идеологии как основы для национал-социализма. Презрительное отношение к Квислингу ещё больше усилилось после оккупации Норвегии, когда лидер "Национального собрания" превратился в "мальчика на побегушках у немцев", которым здесь, по мнению "левых" нацистов, делать было нечего.
В 1936 году Имерслюнд и соратники выступили с предложением организации "Общественных работ" (Arbeidstjenesten) по немецкому образцу. Практической задачей виделось сокращение безработицы, а идеалом - привнесение духа коллективизма. Первый рабочий лагерь был организован в коммуне Стур-Эльвдал летом 1936 года. Предприятие имело определённый успех, но в силу дистанцированности от квислинговцев и явного политического подтекста оно не могло вылиться в крупное движение. Впоследствии, в 1941 году, оккупационными властями была введена уже обязательная трудовая повинность.
В 1935 году правительство Нюгорсволла предоставило политическое убежище в Норвегии Льву Троцкому. Условием был отказ Троцкого от какой-либо политической деятельности. Но Имерслюнд и его окружение сомневались, что Троцкий впал в немилость у Сталина, и полагали, что он прибыл в Норвегию для ведения подпольной работы. Но для этого нужны были доказательства. Люди Имерслюнда были не единственными, кто шпионил за домом Троцкого. Многих интересовало, чем он на самом деле занимается и почему у него столь часто бывают гости, в основном еврейского происхождения. В ночь с 5 на 6 августа 1936 года Имерслюнд и его товарищи под видом полицейских пытались проникнуть с обыском в дом, где проживала семья Троцкого. Сам глава семейства в это время был в отъезде в Кристиансанне. Однако дочь Троцкого догадалась, кто они на самом деле. "Обыск" закончился тем, что незадачливым сыщикам пришлось убраться восвояси. По дороге они наткнулись на полицию, которая задержала их и переписала имена и фамилии - всех, кроме Имерслюнда. Сам он, вовремя скрывшись, пытался той же ночью повторно проникнуть в дом Троцкого, но безрезультатно. Дело дошло до суда, который ограничился весьма мягким наказанием. Это было воспринято Имерслюндом и его товарищами как победа, тем более что почти одновременно, 18 декабря, Троцкому было отказано в виде на жительство и ему была выдана виза в Мексику. Для Имерслюнда в этом заключалась некая ирония судьбы - хотя, конечно же, он был рад тому, что Норвегия таки избавилась от "иудомарксиста".
В 1937 году, в разгар Гражданской войны в Испании, Имерслюнд отправляется туда, чтобы сразиться с социалистами на стороне Франко. После долгих мытарств ему удаётся попасть на передовую, где он, мучаясь от жары и малярии, осознал "бессмысленность" этой войны. Большим разочарованием для него было то, что после победы Франко Испания не стала новой, радикальной и революционной страной, как он себе это представлял. Однако важным было то, что Имерслюнд получил боевой опыт.
В последующие годы Имерслюнд занимался писательским трудом, организацией трудовых лагерей и политической деятельностью. После раскола квислинговской партии в 1936 году часть бывших радикально настроенных квислинговцев примкнула к кружку "Рагнарёка". Но попытка создать достойную альтернативу "Национальному собранию" оказалось неудачной.
В конце 30-х годов Имерслюнд пытается наладить и свою личную жизнь. Благодаря своей внешности "арийского идола" и мистическому ореолу он всегда привлекал внимание женщин. Отношениям с ними мешали гомосексуальные наклонности Пера. Однако он сумел убедить себя в том, что должен перебороть их. Отчасти под влиянием соратников, резко осуждавших гомосексуализм, отчасти по примеру Диссельхоффа, который сам женился и обзавёлся дочерью, Имерслюнд осознал, что ему следует придерживаться "традиционной ориентации". 26 марта 1938 года он женится на Лив Ассерсон. Свадебная церемония была устроена в духе языческих обрядов. Любопытно, что изначально у Пера завязались отношения с сестрой Лив, которая была оперной певицей, но в итоге он сделал выбор в пользу практичной и отзывчивой Лив. Они были вместе до самой смерти Имерслюнда, и у них родилось двое детей, последний из них - уже после смерти отца.
Начало Второй мировой войны было воспринято соратниками Имерслюнда с возмущением. Дружба Сталина и Гитлера и нападение на Польшу были восприняты как нарушение главного принципа национал-социализма - права нации на самоопределение. Политика империализма более соответствовала буржуазным принципам и в корне противоречила национал-социалистической идее. Когда СССР напал на Финляндию, Имерслюнд с соратниками выразили желание помочь финнам. Однако в силу разных обстоятельств, Имерслюнд прибыл в Финляндию лишь 23 февраля 1940 года. После учений в районе Кеми в марте он был отправлен на передовую, но к тому времени боевые действия уже закончились. Разочарованный, Имерслюнд возвращается в Норвегию 4 апреля - за пять дней до немецкого вторжения.
Нападение Германии на Норвегию и прокламация Квислинга вызвали шок у Пера и его окружения. Сам он попытался примкнуть к норвежским частям, но был отправлен домой с предписанием ожидать дальнейших приказов. Имерслюнда и его друзей особенно беспокоило то, что у власти могли оказаться их противники во главе с Квислингом, и тогда их ждала бы такая же участь, как немецкие СА. Вынашивались планы покушения на Квислинга и его ближайших соратников, но в итоге Имерслюнд был задержан по обвинению в шантаже и приговорён к штрафу.
Летом 1940 года он работает на радио, читает новости и в качестве корреспондента бывает в Германии. Однако после провокационной речи в адрес "Национального собрания" Имерслюнд был уволен. После провозглашения Квислинга министром-президентом кружок "Рагнарёка" оказывается разбитым. Некоторые встают на путь открытой борьбы, некоторые (в частности, Якобсен) начинают сотрудничать с Квислингом. Имерслюнд отказывается и от того, и от другого. Его отвращение к оккупационным властям было столь велико, что, по некоторым данным, в годы войны он помогал членам Сопротивления, предавая им важную информацию.
Как бы то ни было, Имерслюнд остался без работы. Зимой 1940-41 года он работал в одном из трудовых лагерей в качестве наставника, но осознал, что теперь эти лагеря превратились в арену пропаганды для "Национального собрания". Призыв Квислинга в январе 1941 года вступить в армию также не вызвал энтузиазма. Но с нападением Германии на Советский Союз картина резко изменилась. Имерслюнд желал воевать под норвежским флагом в составе финской армии. Однако призыв "поможем братскому народу" оказался лишь красивой фразой, и сформировать какие-либо норвежские подразделения не удалось, тем более что это не входило в планы немецкого командования. Доверие Имерслюнда к немцам было окончательно подорвано. Однако дезертировать он уже не мог, и вскоре вместе с тысячью других норвежцев оказался в рядах дивизии Ваффен-СС "Викинг". В составе группы армий "Юг" он обычным рядовым воевал на Украине, в районе Днепропетровска. Неизвестно, принимал ли Имерслюнд участие в карательных акциях против военнопленных или гражданского населения. Уже в октябре 1941 года он был вывезен в госпиталь в Бреслау с диагнозом "дизентерия". Судя по всему, под влиянием военных действий у него возникли некоторые нарушения психики. Вырвавшись из Бреслау, Имерслюнд вновь отправился в Финляндию в должности обершарфюрера. Там он принимал активное участие в подрывной деятельности в тылу советских частей. Во время одной из акций он получил тяжелое ранение разрывной пулей в плечо. Отказавшись от ампутации левой руки, Имерслюнд выехал в Норвегию, где продолжил лечение в госпитале Акер. В течение 15 месяцев он вынужден был носить специальный штатив, который поддерживал руку, и терпеть при этом страшные боли.
В госпитале Имерслюнд работал над воспоминаниями и общался с соратниками, которые навещали его. Сам министр юстиции Сверре Риснес нанёс ему визит и извинился за то, что когда-то осудил его по делу Троцкого. Задачей Риснеса было создание и работа с "Германске СС Норге", куда могли бы войти люди, близкие Имерслюнду. Однако вскоре эта организация попала под крыло "Национального собрания". Тем не менее, идея борьбы с оккупационным режимом и с квислинговцами сплотила вокруг Имерслюнда многих как старых, так и новых единомышленников. Их целью было "спасти идею национал-социализма от Квислинга и Тербовена". Наряду с журналом "Рагнарёк", выходил журнал "Germaneren", также являвшийся трибуной для идейных противников Квислинга. После "дела Эйлифсена", когда младший советник юстиции Гуннар Эйлифсен был казнён за противодействие оккупационным властям, ненависть к квислинговскому режиму усилилась настолько, что соратники Имерслюнда готовы были вступить в ряды Сопротивления. Разрабатывались планы совместных акций с бойцами Сопротивления, покушения на Квислинга и членов его правительства. В короткие промежутки между работой Пер навещал свою жену Лив в усадьбе в Эггедале.
Но ранняя смерть Имерслюнда помешала осуществлению его грандиозных планов. В октябре 1943 года он после неудачного падения вновь повредил больную руку, что привело к заражению крови. 7 декабря 1943 года он скончался в госпитале Акер. По некоторым свидетельствам, даже на смертном ложе он продолжал активно работать, связывая своих разочарованных соратников с бойцами Сопротивления. Свою единственную награду - полученный от немцев Железный крест второй степени - Имерслюнд отдал своей собаке.
Жизнь и деятельность Имерслюнда, о которой почти ничего не известно за пределами Норвегии, до сих пор вызывает большой интерес у его соотечественников. В 2004 году вышла посвящённая ему большая монография "Арийский идол" (Det ariske idol). История Имерслюнда, полная событий и приключений, интересна как сама по себе, так и в качестве иллюстрации существования "другого" национал-социализма в Норвегии.