в некоторых кавказских утрачена - адыгском, убыхском - но проявляется в глаголах, лезгинском, агульском, южнотабасаранском, удинском
Т.е. вообще в западнокавказских рода нет, а в восточнокавказских есть?
По остальным.
Рода нет ни в тирренских, ни в шумерском.
Понятие "род" вводит в заблуждение применительно к сино-кавказским. Это некорректное понятие. Правильное понятие - КЛАСС.
В бурушаски 4 класса: мужской, женский, "живой", "неживой".
В кетском 3 класс: мужской, женский, неодушевленный (он же средний). Это и есть роды!
В баскском, кавказских, сино-тибетских, даже в тирренских выявлены СЛЕДЫ КЛАССОВЫХ ПРЕФИКСОВ. Ни в одном живом сино-кавказском языке нет более 4 классов, но для пра-сино-кавказского восстанавливается 5 классов. Бенгтсон в 2001 г. называл эти 5 классов (=родов):
U-класс - баскский, СК, возможно СТ, значение "части тела";
I-класс - баскский, СК, СТ, на-дене (хайда, тлингит), значение "вещества, жидкости";
B-класс - баскский, СК, СТ, значение "части тела";
R-класс - баскский, СК, СТ, значение "животные, растения", в остальных сино-кавказских есть однокоренные слова без R-префикса;
D-класс - СК, СТ;
S-класс - в хайда (!) и СТ, значение "части тела", в остальных сино-кавказских есть однокоренные слова без S-префикса.
Но это черновые наброски только были.
Шумерский, однако, не имеет следов этих префиксов. Поэтому его все чаще выносят за рамки сино-кавказского.
Замечу, что число ностратически-сино-кавказских совпадений около 250, и это позволяет их, включая и афразийские, объединить в одну гиперсемью.
Что касается хайда, то мне не нравится, что его в последние годы стали выносить за рамки на-дене. Жду хороших толковых работ по хайда. Имею на руках работу "Na-Dene Etymologies" с 324-словным списком, из которого процентов 70-80 - совпадения хайда с другими на-дене.