Елисеев о Садко
Сообщений 1 страница 9 из 9
Поделиться22018-08-19 23:17:37
Змей или Ящер. Широпаев же именно в Новгороде его вызвал.
Поделиться32018-08-21 12:12:02
Садко и торговая талассократия
Весьма удивительно, как такая «антикапиталистическая» былина родилась в торговом Новгороде с его могущественной олигархией. Хотя, может быть, потому и родилась, что «родные язвы» - виднее.
В начале Садко был бедным-несчастным гусляром, который, в один «прекрасный» момент, как сказали бы сейчас, лишился «заказов». Тут-то его и охмурил царь Морской, сказавший, что хочет наградить гусляра за его прекрасную игру. Садко побился об заклад, что видел в Ильмень-озере чудесную «рыбу - золоты перья». Ему не поверили, а он повел к озеру, где Морской царь и показал эту самую «рыбу». Так бедный гусляр и разбогател. Более того, он попытался скупить все товары на «свете белом», то есть стать неким магнатом номером один, властелином торгового строя. И ему удалось купить все товары новгородские, но тут подоспели товары из Москвы, что и стало причиной грандиозного фиаско. Символично, что данному торгашескому триумфу мешает самодержавная, военно-земледельческая Москва. (В другом варианте Садко всё же скупает все товары, включая даже битые горшки.)
Несмотря на неудачу, Садко продолжил «реализацию масштабных проектов». Он нагрузил товарами 30 кораблей и двинулся в «синее море». На обратном пути корабли внезапно остановили своё движение и разразилась мощная буря. Садко понял, что сие есть проделки Морского царя и попытался откупиться, бросая в пучину бочки с золотом, серебром и жемчугом. Но выяснилось – царю нужны живые люди. Жребий пал на самого Садко, очутившегося в палатах царя и вынужденного играть для него на гуслях. От этой игры море взволновалось так, что корабли затонули – и погибло много людей.
Таким образом, водный царь выступает и как повелитель морской стихии, и как источник торговой прибыли. Можно даже сказать, что он повелитель капитализма – «торгового строя». (Ж. Аттали) Сама морская стихия очень даже соответствует капитализму, ведь капитал есть нечто ликвидное, он переливается из одной точки мира в другую - подобно водным потокам. (Не случайно же, в авангарде капитализма всегда стояли талассократические страны – Венеция, Голландия, Англия, США.)
Водная стихия символизирует изначальный, недобытийный хаос, из которого возник оформленный мир вещей. («Земля была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водой»). Капитализм с его рыночной стихией («Незримой рукой Рынка»), является такой же темной стихией. И данная стихия весьма разрушительна. К слову, и игра Садко, плененного Морским царем, вызывает губительную бурю.
Сам «Богатый гость» символизирует творческую силу, которая пленена Капиталом – персонификацией коего и выступает Морской царь. Последний действует Обманом – действенным орудием плутократии. И Об-ман всегда сопровождается об-мен-ом, стремлением по-мен-ять все на вся. А также из-мен-ить всё, чтобы распространить свою власть над совершенно новым миром. И понятно, чтобы создать такой мир нужно полностью разрушить мир старый. И, прежде всего, сокрушить государства и нации. А тут уже требуется Из-мен-а, крайне распространенная в мире, где всё можно об-мен-ять – купить и продать.
Садко всё-таки сумел вырваться из плена Морского царя. В этом ему помог Микола Можайский (Николай Чудотворец) – заступник путешествующих на воде. Он научил его – как обойтись с Морским царём. Подводный пленник разорвал свои гусли, отказавшись играть для подводного владыки.
Тогда от Садко потребовали жениться на одной из морских девиц. Он выбрал (из 900 претенденток) последнюю - некую «девицу Чернавушку». Тем самым он высказал своё презрение к иерархии торгового «морского царства». Садко также «не творил блуда» с молодой женой, отказавшись соединиться с морской стихией. Потом он оказался вблизи Новгорода и увидел, как туда подплывают его спасенные корабли. После данного приключения Садко уже не ехал в «синее море» - он отказался от торгашеской талассократии.
Любопытный «момент» - Садко вмешивается в спор морского царя с царицей, которые дискутируют на тему, что дороже на Руси «золото» или «булат». Бывший купец решает его в пользу булата, тем самым отрицая торгашеский капитализм во имя воинско-героической доблести.
Сам Морской царь есть анти-Царь - Морской (Мировой) Змей, которому приносили человеческие жертвы, в частности в Венецианской республике, очень похожей на Новгородскую.
«По следу вампира» - https://a-eliseev.livejournal.com/1852250.html
Также по теме
«Черная Венеция и инверсия венетов» - http://zavtra.ru/blogs/authors/5847
Змей – Чудо-Юдо.
«Чудо-Юдо, Рыба Кит».
https://a-eliseev.livejournal.com/1851725.html
И капитализм, несомненно, строй Мирового Змея
«Революция против торгового строя» - https://a-eliseev.livejournal.com/1851725.html
Ну, и также
«Посейдон и атлантизм» - http://zavtra.ru/blogs/posejdon_i_atlantizm
Поделиться42018-08-21 12:28:05
А как же быть тогда со словом «товарищ» (то есть от «товар»), которое означает компанию купцов-торговцев? Ведь именно варяги-викинги и породили, собственно, «товарищей»? И Новгород, и Киев были «талассократическими», если угодно, центрами и «путь из Варяг в Греки» во многом определял судьбы славяно-русской цивилизации. Дмитрий Лихачёв, что интересно, в противовес евразийству называл древнюю Русь Скандо-Византией. И викингская Скандинавия, и православная Византия одинаково торговали и имели огромные флоты.
Поделиться52018-08-21 13:27:46
Так власть-то принадлежала военным князьям Рюриковичам (до 989 года - князьям-жрецам), а не купцам.
Поделиться62018-08-21 14:31:46
СЕРГЕЙ СТОЛЯРОВ, исполнитель главной роли в фильме «Садко» (1952, режиссёр — Александр Птушко): https://ru.wikipedia.org/wiki/Столяров,_Сергей_Дмитриевич
И самая последняя роль Столярова — Дар Ветер в экранизации романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» (1967).
Поделиться82018-08-21 16:56:47
Максим, если ты видел фильм «Садко», который, без сомнения, является шедевром не только советского, но и мирового кинематографа, то там показано противостояние именно «воинско-героической доблести» и «торгашеского капитализма». Садко в фантастическом исполнении Сергея Столярова — это Воин-Певец, который ищет Счастье. Он бросает вызов купцам Великого Новгорода и защищает простой трудовой народ. Вместе с ватагой храбрецов-удальцов он совершает путешествие по морям-океанам, одолевает врагов (среди них, что интересно, сверхчеловеки-викинги) и, наконец, возвращается домой, в Великий Новгород, и к суженой Любаве.
Показательна и последняя роль Столярова — Дар Ветер, потомок русского народа, коммунист-титан космической Эры Великого Кольца. Русская Идея во всём великолепии и размахе — от воина-гусляра Садко — к могуществу ноосферно-коммунистической Земли, возмужавшее человечество которой покоряет Вселенную и на равных, как с братьями, общается с галактическим содружеством цивилизаций Великого Кольца.
Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2018-08-21 17:00:33)
Поделиться92018-08-21 20:41:55
Кстати, я видел фильм Садко. А Туманность Андромеды нет.