mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » Языкознание и древнейшая история » Очерк Борозенца о корне h1ed


Очерк Борозенца о корне h1ed

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

H'-D (ИЕ (*h’edʰ-, *hodʰ-, *(h)dʰ-)

1. *h'ed- определительное местоимение, «тот самый, именно» (< «быть точным, истинным, самым»)
• ПСлв. *edьnъ, *odinъ (*h₁edʰ- + *h₃in- «некто»); *ed(ъ)và при лит. võs «едва»; *e(d)lě при срб-хрв. ле, ље̏  «усилительная частица в отрицательной конструкции», слн. lė́ «только, лишь», чеш. le «и, но, однако»
• ? лат. ecce! «вот!»; ec-quid «разве, ли»; ec-quis, убр. еřеk, erse «кто-нибудь»
> 1.1. *h'od- «колоть» (< «уточнять, ставить точку иглой»)
• лит. adyti «штопать», лтш. adīt «вязать»; лит. ãdata, лтш. adata «игла, спица, шип; укол, прокол»
>> 1.1.1. *h'odes- «инструмент для обработки дерева»
• хет. atešša «тесло, тесак, топор»
• ПГрм. *adisô «струг, тесло»: др-агл. adesa, eadesa, агл. adze

2. *h'edis ~ *h'djés- «дама, госпожа» (< «та самая», благоговейное обращение к женщине и божествам женского пола»)
• ПГрм. *edis-: др-агл. ides «дама, леди», др-скс. idis «жена, женщина», др-в-нем. itis «(божественная) женщина», др-скн. dís «женщина, девушка; фея, нимфа, богиня», нрв. dis «богиня» 

3. *h'edl- «ель» (< «дерево-богиня», < 1.1. «колючая, игольчатая»)
• грч. elátē «пихта, ель»
• ирл. aidlen «пихта»
• лат. ebulum «бузина»
• арм. ełevin «кедр»
• ПГрм. *el(d)ernaz: др-агл. ellærn, агл. elder «бузина»
• лит. ẽglė, лтш. egle, прс. аddle «ель»
• ПСлв. *edla, *ȇdlь: чеш. jedle, плб. jadlă, пол. jodła
Сакральное дерево бореалов, связанное с Днем Зимнего Солнцестояния. Ель растет на границе света и тьмы, и является символом взаимосвязи конца и начала. Отсюда ассоциация с похоронами - ель провожает на тот свет и оберегает переходящего своими вечнозелеными ветвями, которым приписывались целительные свойства, продлевающие жизнь живым и облегчающие страдания умирающим. В древнегреческой мифологии посох Диониса, умирающего и воскресающего бога, был увенчан еловой шишкой, а участники дионисийских шествий несли в руках еловые ветви. Также ель является священным деревом Артемиды, одной из древнейших богинь, которая изображалась вечно юной девственницей и считалась покровительницей всего живого на земле в аспекте целомудрия, врожденной нравственности (ср. Пан – природное буйство). Как блюстительница нравственности Артемида часто изображается жестокой и мстительной – так, если сопровождающие ее нимфы нарушают обет безбрачия, они строго караются. Также с культом Артемиды связан образ медведя, засыпающего на зиму и пробуждающегося весной. Ассоциации образа ели с похоронами стали впоследствии почвой для суеверий славян – на Руси издревле запрещено сажать ель вблизи дома, так как «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут», и «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». У римлян также бытовало поверие – если молния попала в ель у дома, жди скорой смерти его хозяев. В христианстве образ ели как целомудренной девы стал ассоциироваться с Богородицей и с Христовым Рождеством.

4. *h'edr-, *h'odr- «то самое, особенное место; тот самый, особенный человек, господин»
• грч. Óthrus «Офрис / Отрис, гора в центральной Греции» (< «особенное место») – твердыня Крона и прочих титанов в противовес Олимпу в течение десятилетней Титаномахии; место рождения старшего поколения богов – Гестии, Деметры, Геры, Гадеса и Посейдона.
• ПГрм. *edaraz, *edurz «огороженное место, убежище > забор, край, конец»: др-агл. eodor «огороженное место, дом; край, предел; защитник, князь», др-в-нем. etar «забор, край», ср-н-нем. «столб, забор», др-скн. jaðarr, jǫðurr «край, кромка; всевышний, начальник, господин», нрв. jar, jare «край, сторона»
• ПСлв. *odrъ «огороженное место > строение, забор > сеновал, ложе, кровать»: цр-слв. одръ «одр, ложе», чеш. odr «столб, сруб, изба», срб-хрв. odar «подмостки, катафалк»
Славянское устойчивое выражение «смертный одр» напрямую связано с образом ели как медиатором жизни и смерти. Гробы также традиционно изготавливаются из ели и прочих хвойных пород.

5. *sw-(h')ed- «обычай, норма, природа вещей, само собой разумеющееся» (< «свое то самое»)
• грч. éthō «иметь привычку, обыкновение», éthos «обы

0

2

конец не уместился, потом скопирую.

0

3

Исправленная версия статьи Борозенца с учетом моих замечаний.

H'-D (ИЕ (*h’edʰ-, *hodʰ-, *(h)dʰ-)
1. *h'ed- определительное местоимение, «тот самый, именно» (< «быть точным, истинным, самым»)
• ПСлв. *edьnъ, *odinъ (*h₁edʰ- + *h₃in- «некто»); *ed(ъ)và при лит. võs «едва»; *e(d)lě при срб-хрв. ле, ље̏ «усилительная частица в отрицательной конструкции», слн. lė́ «только, лишь», чеш. le «и, но, однако»
• ? лат. ecce! «вот!»; ec-quid «разве, ли»; ec-quis, убр. еřеk, erse «кто-нибудь»
> 1.1. *h'od- «колоть» (< «уточнять, ставить точку иглой»)
• лит. adyti «штопать», лтш. adīt «вязать»; лит. ãdata, лтш. adata «игла, спица, шип; укол, прокол»
>> 1.1.1. *h'odes- «инструмент для обработки дерева»
• хет. atešša «тесло, тесак, топор»
• ПГрм. *adisô «струг, тесло»: др-агл. adesa, eadesa, агл. adze
2. *h'ed-i- «сакральный локус»
2.1. *h'dej- «локальное божество, дух места» > ИЕ *(h)dʰēhs-
• ПЭлн. *tʰehós «бог»: грч. theós, мик. te-o, лак. siós; грч. theîos «божий > святой, священный, сверхчеловеческий»
• арм. dikʿ «языческие боги», фрг. deōs «бог»
• ПИтл. *fēzālis: лат. fērālis «погребальный, загробный» > mēnsis fērālis «февраль»; лат. *fēzjos «священный»: лат. fēriae «праздник», оск. fiísíais, fiisiis; *fēstos: лат. fēstus «праздничный, торжественный, весёлый»; *faznom, *fēsna «сакральное место, святыня, храм»: лат. fānum, оск. fíísnú, fíísam, убр. fesnafe, fesnere
2.2. ИЕ *h’edʰis ~ *h’dʰjés «сакральное место» > ПГрм. «божество места > богиня, госпожа»
• ПГрм. *edis-: др-агл. ides «дама, леди», др-скс. idis «жена, женщина», др-в-нем. itis «(божественная) женщина», др-скн. dís «женщина, девушка; фея, нимфа, богиня», нрв. dis «богиня»
3. *h'edl- «ель» (< «дерево-богиня», < 1.1. «колючая, игольчатая»)
• грч. elátē «пихта, ель»
• ирл. aidlen «пихта»
• лат. ebulum «бузина»
• арм. ełevin «кедр»
• ПГрм. *el(d)ernaz: др-агл. ellærn, агл. elder «бузина»
• лит. ẽglė, лтш. egle, прс. аddle «ель»
• ПСлв. *edla, *ȇdlь: чеш. jedle, плб. jadlă, пол. jodła
Сакральное дерево бореалов, связанное с Днем Зимнего Солнцестояния. Ель растет на границе света и тьмы, и является символом взаимосвязи конца и начала. Отсюда ассоциация с похоронами - ель провожает на тот свет и оберегает переходящего своими вечнозелеными ветвями, которым приписывались целительные свойства, продлевающие жизнь живым и облегчающие страдания умирающим. В древнегреческой мифологии посох Диониса, умирающего и воскресающего бога, был увенчан еловой шишкой, а участники дионисийских шествий несли в руках еловые ветви. Также ель является священным деревом Артемиды, одной из древнейших богинь, которая изображалась вечно юной девственницей и считалась покровительницей всего живого на земле в аспекте целомудрия, врожденной нравственности (ср. Пан – природное буйство). Как блюстительница нравственности Артемида часто изображается жестокой и мстительной – так, если сопровождающие ее нимфы нарушают обет безбрачия, они строго караются. Также с культом Артемиды связан образ медведя, засыпающего на зиму и пробуждающегося весной. Ассоциации образа ели с похоронами стали впоследствии почвой для суеверий славян – на Руси издревле запрещено сажать ель вблизи дома, так как «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут», и «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». У римлян также бытовало поверие – если молния попала в ель у дома, жди скорой смерти его хозяев. В христианстве образ ели как целомудренной девы стал ассоциироваться с Богородицей и с Христовым Рождеством.
4. *h'edr-, *h'odr- «то самое, особенное место; тот самый, особенный человек, господин»
• грч. Óthrus «Офрис / Отрис, гора в центральной Греции» (< «особенное место») – твердыня Крона и прочих титанов в противовес Олимпу в течение десятилетней Титаномахии; место рождения старшего поколения богов – Гестии, Деметры, Геры, Гадеса и Посейдона.
• ПГрм. *edaraz, *edurz «огороженное место, убежище > забор, край, конец»: др-агл. eodor «огороженное место, дом; край, предел; защитник, князь», др-в-нем. etar «забор, край», ср-н-нем. «столб, забор», др-скн. jaðarr, jǫðurr «край, кромка; всевышний, начальник, господин», нрв. jar, jare «край, сторона»
• ПСлв. *odrъ «огороженное место > строение, забор > сеновал, ложе, кровать»: цр-слв. одръ «одр, ложе», чеш. odr «столб, сруб, изба», срб-хрв. odar «подмостки, катафалк»
Славянское устойчивое выражение «смертный одр» напрямую связано с образом ели как медиатором жизни и смерти. Гробы также традиционно изготавливаются из ели и прочих хвойных пород.
5. *sw-(h')ed- «обычай, норма, природа вещей, само собой разумеющееся» (< «свое то самое»)
• грч. éthō «иметь привычку, обыкновение», éthos «обычай, обыкновение», êthos «характер, природа», éthnos «этнос, племя, род; стадо, стая»
• ПИар. *swádʰaH: скт. svadhā́, svádhā «естественное состояние; присущие полномочия»
• ПИтл. *sweðēō, *sweðālis: лат. sodeō > soleō «иметь обыкновение», suodālis > sodālis «член братства, закадычный друг, товарищ»
• ПГрм. *siduz «обычай, образ действий»: гот. sidus, др-агл. sidu, seodu «обычай; ритуал; мораль, нравственность», др-в-нем. situ, др-скн. siðr «обычаи, мораль, вера», дат. sæd «обычай», sædelig «нравственный»

0

4

Статья о том что цветы для Грабарь-Китарович на финале ЧМ-2018 действи

0


Вы здесь » mahtalcar » Языкознание и древнейшая история » Очерк Борозенца о корне h1ed


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно