mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Cразу вспомнил про то как в пожаре Москвы обвинили колдовство Глинских


Cразу вспомнил про то как в пожаре Москвы обвинили колдовство Глинских

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

6. Домашние животные в демонологии
Несмотря на то, что кошки в Китае одомашнены очень давно, историй об оборотняхкошках в китайской
литературе сравнительно немного. Очевидно, что народные суеверия обходили по преимуществу
стороной этот класс «злых существ». Тем не менее, весьма интересен и одновременно поучителен
следующий эпизод из придворной жизни, внесенный в исторические хроники под годом 598. Он
свидетельствует, что, по крайней мере, в то время китайцы верили в существование ведьм,
использующих для своих коварных целей оборотней-кошек. Вот как говорит об этом историк.
«По своему характеру Духу То был еретиком. Его бабушка с материнской стороны, госпожа Гао,
служила коту-оборотню и убила своего зятя Го Ша-ло; благодаря ей колдовство вошло в его дом.
Императору тайно доложили об этом, но он не поверил.
Случилось так, что императрица и госпожа Чэн, наложница Ян Су, одновременно заболели.
Вызванные к больным лекари в один голос заявили, что причиной болезни является кошка-оборотень.
Император, учитывая, что Духу То приходился императрице младшим братом по отцу, а его супруга —
младшей сестрой Ян Су по отцу, заключил, что это их рук дело. Император тайно приказал его
старшему брату My проявить (братские) чувства и усовестить его, а потом, отослав всех приближенных,
самолично увещевал его. Но То все отрицал, и тогда император, разгневавшись, понизил его ранг до
начальника Сяньчжоу, а когда То выразил протест, назначил комиссию в лице Гао Гуна, Су Вэя, Хуанфу
Сяо-сюя и Ян Юаня для того, чтобы разобраться в деле и осудить То.
Служанка То по имени Сюй Э-ни сделала следующее признание: колдовство пришло из дома
матери То, которая постоянно служила кошкам-оборотням. В каждый день цзы она совершала в честь
них жертвоприношения, поскольку, говорила она, день цзы соответствует крысе, а также говорила, что
имущество того, кого убьет кошкаоборотень, попадает в тот дом, где она живет. Однажды То попросил
вина, а когда жена сказала, что у нее нет денег на вино, обратился к Э-ни: "Скажи кошке-оборотню,
чтобы она отправилась в дом господина Юэ и раздобыла для нас денег". При этих словах Э-ни
забормотала про себя заклинания. Через несколько дней кошка-оборотень отправилась в дом Ян Су. И
наконец, когда император вернулся из Бинчжоу, То якобы сказал ей в парке: "Передай кошке-оборотню,
чтобы она отправилась в покои императрицы и заставила ее дать мне еще денег". После этого Э-ни
вновь пробормотала заклинание, и оборотень вошел во дворец. Потом Ян Юань, служивший во внешней
страже, отослал Э-ни прочь с тем, чтобы она привела кошку-оборотня. В тот же вечер она поставила
горшок с ароматной рисовой кашей и, помешивая ее ложкой, воскликнула: "Киска, возвращайся, не
оставайся во дворце!" Через некоторое время лицо ее посинело, и передвигалась она так, словно кто-то
тащил ее за собой, и тогда она сказала: "Кошка-оборотень уже здесь".
Император передал дело в руки государственных министров. Цич-жан-гун Ню Хун посоветовал:
"Если первопричиной зла, приносимого призраками, являются люди, с последствиями его можно
покончить, убив этих людей". И тогда император приказал посадить То и его жену на повозку,
запряженную теленком, и хотел уже было милостиво разрешить им покончить с собой у себя дома, но
тут во дворце появился младший брат То, управляющий Палатой чинов и заслуг, и стал молить о
пощаде. То даровали жизнь, но лишили всех рангов, а его жену, госпожу Ян, сослали в буддийский
монастырь. Но еще прежде этих событий некий человек пожаловался, что его мать была убита чьей-то
кошкой-оборотнем, но император счел его жалобу выдумкой и чепухой и с негодованием отослал его
прочь. Однако теперь он приказал, чтобы семьи, уличенные в насылании кошек-оборотней,
истреблялись. То вскоре умер» («История северных династий», гл. 64, 11.10; «История династии Суй»,
гл. 79, II.4).
История эта лишний раз свидетельствует о том удивительном легковерии, которое в далекие
времена поражало порой умы даже коронованных особ и государственных министров. В официальной
истории танской династии рассказывается, что в следующем столетии императорские наложницы
истово верили в то, что после смерти некоторые люди способны превращаться в кошек и мстить тем, кто
преследовал их при жизни. Так, придворная дама Сяо Лян-ди, фаворитка императора Гао-цзуна и его
супруги Ван, была обесчещена вместе с императрицей стараниями и кознями Чжао И, которая заняла ее
место и впоследствии стала знаменитой императрицей У Цзэ-тянь. Она обвинила двух женщин в
колдовстве. «Император повелел, чтобы их понизили до положения простолюдинов и посадили под
домашний арест во дворце, а мать и братьев императрицы вместе со всем кланом Лян-ди приказал
отправить в ссылку на юг. Тогда Сюй Цзин-цзун подал трону петицию, в которой говорилось, что Жэнь-
ю (покойный отец опальной императрицы) не имел никаких особых заслуг, и предлагалось в связи с
совершенным против трона преступлением уничтожить весь его клан, а гроб с его телом разрубить на
куски. Тогда был издан эдикт, лишавший Жэнь-ю всех его (прежних) рангов и должностей; позднее У-
хоу убила императрицу и Лян-ди. Однако еще до этого мысли императора вернулись к некогда любимой
супруге, и он отправился к месту ее заточения. Супруга обратилась к императору со словами: "Ваше
величество настолько добры, что вспомнили наши прежние счастливые дни; после того как я умру и
вновь появлюсь на свет, чтобы наслаждаться солнцем и луной, молю вас, оставьте для меня во дворце
пристанище, куда бы могло вернуться мое сердце", — "Я немедленно сделаю это", — ответил
император. Когда же У-хоу прознала об этом, она заставила императора отдать приказ дать каждой из
женщин по сто ударов палками и отрубить им руки и ноги; потом она велела связать эти руки и ноги
вместе и бросить в сосуд с вином, заявив, что желает, чтобы обе они опьянели до самых костей. Через
несколько дней обе женщины умерли, а тела их разрубили на части. Когда женщины узнали об
отданном приказании, Лян-ди набросилась на своего врага с проклятиями: "От лисьих козней госпожи У
нам нет спасения даже здесь, но когда потом я стану кошкой, я превращу ее в крысу и задушу ее в
отместку за все то зло, что она причинила мне". Когда впоследствии императрице передали ее слова, она
запретила держать кошек во всех своих шести дворцах» («Синь Тан шу», гл. 76, И. разд. 6).

Отредактировано Лев Каждан (2015-02-15 12:36:36)

0

2

Но это же невидимые мертвые оборотни, а не настоящие.

0

3

Я про разборки в императорских дворцах с обвинениями в колдовстве. В Московии тоже такое было.

0

4

«Сын Гунсунь Хэ по имени Цзин-шэн унаследовал от отца титул начальника императорских
конюшен, так что оба — и отец, и сын — принадлежали к высшей знати. Цзин-шэн был сыном сестры
императрицы, и потому отличался распущенностью и беззаконным поведением. В годы Чжэнхэ (92—89)
он по собственному произволу истратил девятнадцать миллионов монет, причитавшихся Северной
армии; растрату раскрыли, и его посадили в тюрьму. В это время вышел указ императора об аресте Чжу
Ань-ши из Янлина, но его не могли поймать. Император упорно настаивал на поимке, и тогда Гунсунь
Хэ предложил выследить и поймать его, при условии, что тогда с его сына снимут обвинение. Этот Чжу
Ань-ши был одним из наиболее влиятельных людей в столице. Узнав, что Хэ поймал его для того, чтобы
искупить вину сына, он рассмеялся: "Теперь несчастье этого министра падет на весь его род! Во всех
южных горах не хватит бамбука для того, чтобы вместить обвинения, которые я выдвину, а в долине Е
не хватит дерева для наручников, которые я сделаю". И он написал из тюрьмы письмо императору, в
котором обвинил Цзин-шэна в связи с императорской принцессой Ян-ши и в том, что вместе с
колдунами-у он совершал жертвоприношения (злым духам) и призывал беду на императора. Кроме того,
он наклеветал, что, когда император отправился к Ганьцюань, они закопали на главной дороге
человеческие фигурки, сопровождая это заклинаниями и злословием. И тогда император приказал
нескольким министрам допросить Хэ и сурово покарать его за преступления; отца и сына казнили в
тюрьме. Бедствие у гу, обрушившееся на их семью и весь род, было запущено Чжу Ань-ши, а завершено
Цзян Чуном, так что принцессы, императрица и наследник престола — все погибли» (гл. 66, I.2).
Вся семья Хэ и целый его клан были истреблены; биография Хэ у Сыма Цяня заканчивается
следующими словами: «Он был наказан за связь его сына Цзин-шэна с принцессой Я-ши и за у-гу, клан
его погиб, и потомков не осталось» («Ши цзи», гл. Ill, I.16). Теперь остается выяснить, каким образом
Цзян Чун «завершил бедствие».
Цзян Чун стоял во главе армии, боровшейся с хуннами; он был отважным и воинственным
человеком огромного роста и слыл фаворитом императора, личная безопасность Сына Неба в большой
степени зависела от него. Биограф сообщает следующее: «Случилось так, что Чжу Ань-ши из Ян-лина
обвинил министра Гунсунь Хэ и его сына, начальника императорских конюшен, в у гу; в интригу
оказались вовлеченными принцессы Ян-ши и Чжу-и, и она повлекла за собой казнь Хэ и его сына. Затем
император отправился в Ганьцюань и там заболел. Цзян Чун, видя, что император стар, и догадываясь,
что, если он умрет, наследный принц лишит его жизни, с преступными намерениями сообщил
императору, что источником дьявольских чар, вызвавших болезнь, от которой страдает владыка,
является у гу. И император уполномочил его принять меры против у гу. Тогда Цзян Чун приказал своим
колдунам из племени хуннов выкопать яму, чтобы искать человеческие фигуры; они схватили
совершающих гу и ночные жертвоприношения; они видели призраков; они оскверняли землю
(жертвенным вином), дабы явить следы преступления. Они постоянно арестовывали людей,
допрашивали их, пытали их раскаленными железными щипцами и поджаривали на огне, чтобы вырвать
признания; и люди один за одним оговаривали друг друга, обвиняя в использовании у гу; чиновников
постоянно обвиняли в замышлении мятежа; тех, кто бежал и был схвачен, приговорен к смерти и казнен,
насчитывалось всего несколько десятков тысяч.Все это время император, находившийся в преклонных годах, подозревал свое
окружение в практиковании гу, произнесении заклинаний и насылании чар. Никто — ни из
числа виновных, ни из числа невинных — не осмеливался сообщить ему о совершенных
ошибках. А Цзян Чун, хорошо знавший настроения императора, сообщил ему, что даже во
дворце преобладает влияние гу. Сперва он обвинил обитателей внутренних покоев, и дело
дошло до женщин, пользовавшихся высочайшей императорской милостью, и даже до
императрицы. Потом в поисках гу он начал копать землю во дворце наследника престола и
нашел статую из дерева тун. Принц, боясь, что не сможет спастись от обвинения, схватил Цзян
Чуна и обезглавил его собственной рукой, воскликнув с негодованием: «Ничтожный раб из
Чжао!* Разве не достаточно, что ты уже один раз посеял рознь между правителем государства и
его сыном? Неужели ты еще раз поссоришь меня с отцом!»
О том, как затем принц был побежден, рассказывается в «Цюй юань чжуань». Впоследствии У-
ди доложили, что Цзян Чун обманывал его, и император истребил все три его клана», т. е. самого Чуна,
его матери и жены («Щи цзи», гл. 45, 11.14).
Наследник престола по фамилии Ли был назначен официальным преемником императора еще в
122 году до н. э., в возрасте семи лет. «Ши цзи» так говорит о нем: «В последние годы царствования У-
ди императрица Вэй-хоу утратила расположение императора. Цзян Чун строил против нее интриги, так
как между ними, а также между Чуном и наследником престола были плохие отношения, поэтому Чун
опасался, что после кончины императора принц казнит его. Поэтому, когда началось преследование у гу,
Чун в своих преступных замыслах воспользовался этим случаем. Император находился уже в
преклонном возрасте и, повсюду воображая злые козни, подозревал все свое окружение в причастности
к гу, заклинаниям и чарам. Последовало жестокое наказание: министр Гунсунь Хэ и его сын, принцессы
Ян-ши и Чжу-и, императрица и сын ее младшего брата Вэй Кан — все были признаны виновными и
казнены. Обо всем этом сказано в биографиях Гунсунь Хэ и Цзян Чуна.
Преследуя свои цели в деле у гу, Цзян Чун, которому была хорошо известна подозрительность
императора, сообщил ему, что влияние гу ощущается даже во дворце. Он ворвался во дворец, проник
даже в императорские покои, сломал трон и раскопал землю под ним. И император приказал Хань Юэ,
вассалу Ань-дао, а также помощнику министра Чжан Ганю и стражу Желтых ворот Су Вэню помочь
Чуну. Чун направился также во дворец наследника престола, начал перекапывать землю, ища гу, и
нашел статую
* Цзян Чун был родом из Ханьданя, что в области Чжао.
из дерева тун В то время император болел и, спасаясь от жары, удалился во дворец Ганьцюань, так что
за исключением императрицы и наследника престола в столице никого не осталось. Наследный принц
позвал своего второго учителя Ши Дэ. Дэ, будучи наставником наследника престола, понял, что и его
жизни тоже грозит опасность, поэтому он дал ученику такой совет: "Покойный министр и его сын, две
принцессы, ее величество императрица Вэй Хоу — все пали жертвами этого дела, а сегодня колдуны-у и
вассалы отыскали в земле какие-то уличающие доказательства; мы не знаем, сами ли они положили их в
землю, или те действительно там были; в любом случае, вы не сможете объяснить все это. Поэтому
воспользуйтесь своими полномочиями, схватите Чуна и его банду, бросьте их в темницу и жестоко
покарайте за преступления и обман. Император болен и находится в Ганьцюань, императрица и ее
чиновники обращались к нему за приказаниями, но не получили никакого ответа, так что мы даже не
знаем наверняка, жив он или нет, а министры-преступники пользуются этим. Наследник, неужели вы
забыли историю Фу-су из династии Цинь?*" Наследник престола без колебаний последовал совету Ши
Дэ, и во втором году правления под девизом Чжэнхэ (91 год до н. э.), в седьмом месяце, в день жэньу, он
отправил в качестве посланцев своих гостей с приказом арестовать Чуна и других. Вассал Ань-дао Хань
Юэ решил, что посланцы лгут ему, и отказался подчиниться приказу принца, и тогда они убили его.
Помощник министра Чжан Гань был ранен, но смог спастись и бросился искать защиты во дворце
Ганцюань. Той же ночью наследный принц послал своего канцлера У Це с ордером во дворец Вэй-ин, и
там, у ворот Чанцю, через главного камердинера И-хуа посланник передал императрице приказание
убрать из конюшен колесницы, спрятать там лучников и выступить с воинами, охраняющими арсенал, а
также охраной дворца Чанлэ. Затем принц отдал следующий приказ командирам: "Цзян Чун поднял
мятеж; я обезглавил его и сжег его хуннских у в Шанлинь". Его сторонники и гости стали во главе
отрядов и сражались в Чанъани против канцлера Лю Цюй-ли — это восстание известно как "мятеж
наследного принца". Но так как население не поддержало принца, войска его были разбиты, но сам он
сумел спастись.Гнев императора был так страшен, что все подчиненные пребывали в трепете и страхе и
не знали, куда им деться... Принц бежал на восток в Ху (нынешняя Хэнань) и укрылся в
деревушке Цюаньцзю. Человек, давший ему пристанище, был беден и, чтобы обеспечить
запросы принца, постоянно продавал обувь. В Ху у принца жил старый друг, и, услышав, что
тот богат, принц послал к нему человека и тем самым выдал себя. Чиновники окружили дом,
чтобы арестовать его, и тогда принц, видя, что бегство невозможно, ушел в свою комнату, запер
двери и удавился. Молодой воин из Шаньяна по имени Чжан Фу-чан распахнул дверь, а Ли
Шоу, секретарь начальника уезда Синьань, быстро подхватил принца на руки и высвободил из
петли; хозяин дома во время схватки был убит, погибли также два внука императора.
Император опечалился гибелью наследного принца... Он наградил Ли Шоу титулом Юй-хоу, а
Чжан Фу-чана — титулом Ти-хоу. По прошествии времени большинство людей перестало верить в дело
у гу, и император понял, что действиями наследника престола руководил только страх, и ничего больше;
и, когда Чэ Цяньцю вновь заявил о зле, причиненном принцу, император назначил его министром,
истребил всю семью Цзян Чуна и сжег на мосту Хэнцяо Су Вэня» (гл. 63; II).
В анналах царствования императора У-ди сказано следующее: «Дело у гу началось в первом году
Чжэнхэ (92 год до н. э.), на одиннадцатый день одиннадцатого месяца; министр Гунсунь Хэ был брошен
в тюрьму и казнен в первом месяце второго года, а в
* Фу-су — наследник первого китайского императора Цинь Щихуана, убит по приказу печально
известного первого министра Ли Сы после смерти отца.
следующем месяце за практикование у гу казнили принцесс Чжи-и и Ян-ши. Летом того же года
император находился в Ганьцюань, а осенью, в седьмом месяце, люди Хань Юэ и Цзян Чун стали копать
землю и искать гу во дворце принца. В том же месяце, в день жэньу, наследный принц и императрица
решили обезглавить Цзян Чуна, принц вывел войска, которые сражались в Чанъани с армией канцлера
Лю Цюй-ли так яростно и ожесточенно, что погибло несколько десятков тысяч человек. В день гэнъинь
(восьмой после жэньу) наследник престола бежал, а императрица покончила с собой, а в восьмом
месяце, в день синь-ай (через двадцать дней после гэнъинь) принц убил себя в Ху» (гл. 6, 1.32).
Таким образом, всего кровавая истерия продолжалась около девяти месяцев и закончилась
настоящей битвой, стоившей жизни десяткам тысяч человек! Цифра огромна, но у нас нет никаких
документальных оснований утверждать, что она преувеличена. О тех страшных днях, когда принц
потерпел поражение, когда решилась судьба его самого, его матери, сестер и двух сыновей, мы читаем
также в биографии канцлера Лю Цюй-ли, сводного брата императора, одержавшего тогда верх: «Осенью
того же года наследник престола Ли был оклеветан Цзян Чуном. Принц убил Цзян Чуна, поднял войско
и напал на дворец канцлера, Цюй-ли бежал, бросив свои печати. В тот момент император из-за жары
находился во дворце Ганьцюань. Главный секретарь канцлера сломя голову бросился туда, чтобы
сообщить о случившемся. Когда император спросил, что же предпринял канцлер, чиновник ответил: "Он
спрятался и не решил ся вывести войска". В гневе император воскликнул: "Что ты такое говоришь?
Разразился мятеж, а он спрятался? Поистине, канцлер начисто лишен характера Чжоу-гуна, ведь разве
Чжоу-гун не убил Гуаня и Цая?*" И император послал канцлеру приказ, который гласил: "Для поимки и
казни мятежников существуют награды и наказания; поставьте на повозки защитные башни и не
вступайте в ближний бой на мечах, чтобы избежать больших потерь и множества раненых среди воинов,
и накрепко заприте городские ворота, дабы мятежники не смогли убежать".Как только наследный принц убил Цзян Чуна, он поднял воинов и издал декрет, в
котором говорилось, что император находится в Ганьцюань и тяжело болен, а порочные
сановники замышляют поднять мятеж. Император перебрался из Ганьцюань во дворец
Цзяньчжан, к западу от города, поднял войска Сяньфу (столица и ее окрестности) и ближайших
уездов, а также провинциальных чиновников и военачальников, получавших жалованье до двух
тысяч даней риса. Но принц также собрал людей для исполнения своих приказаний, а, кроме
того, объявил амнистию всем государственным заключенным и ссыльным в Чанъани; он
поднял воинов арсенала и сказал своему второму наставнику Ши Дэ, гостям, Чжан Гуану и
другим, чтобы они разделили командование между собой. Он также отправил Жу-хоу, который
отбывал заключение в Чанъани, в Чаншуй и Сюаньцюй с приказанием поднять конницу
хуннов; но, когда всадники собрались и облачились в доспехи, Ман Тун, Интендант Дворцовых
ворот, схватил Жу-хоу и сказал хунтам, что приказ — поддельный и ему не следует
подчиняться, после чего обезглавил Жу-хоу и повел конницу в Чанъань. По тревоге подняли и
речной отряд, который был передан под командование главного государственного
церемониймейстера Шан Цю-чэна. Предписания ханьского дома всегда были красного цвета,-
но так как принц тоже использовал красные предписания, к ним стали прикреплять желтую
бирку, чтобы отличить их от приказов принца.
* Гуань и Цай — сыновья основателя чжоуской династии Вэнь-вана, в 1115 году до н. э. подняли мятеж,
но брат Вэнь-вана Чжоу-гун покарал их. [Современная хронология относит это событие уже к
середине X/ в. до н. э. — прим. ред.]
Наследник престола приказал Жэнь Аню, Инспектору Северной армии, вывести вверенные ему
войска, но Ань получил предписание, закрыл ворота лагеря и отказался подчиниться. Тогда принц
выступил со своими воинами и собрал людей с четырех районов города, всего несколько десятков
тысяч. В Чанлэ, у Западной заставы, они встретились с армией канцлера Лю Цюй-ли. Битва
продолжалась пять дней, десятки тысяч были убиты, и кровь потекла по городским рвам, но так как
канцлер постоянно получал подкрепления, войска наследного принца потерпели поражение.
Он бежал к южной окраине города, к воротам Фуян, и смог выйти через них, так как Тянь Жань,
чиновник, ответственный за поддержание порядка, в чьи обязанности входило следить за тем, чтобы
ворота оставались закрытыми, позволил принцу покинуть город под покровом ночи. Канцлер хотел уже
было обезглавить Жэня за это преступление, но помощник министра Бао Шэн-чжи сказал: "Чиновника
такого ранга, получающего жалованье в две тысячи даней риса, нельзя казнить, не испросив прежде
императорского соизволения; неужели вы осмелитесь самовольно убить его?" И канцлер простил Жэня.
Когда императору доложили об этом, он был вне себя от гнева и отправил чиновников с тем, чтобы
покарать преступников. Те спрашивали помощника министра: ''Тянь Жэнь позволил мятежнику бежать,
и закон обязывал канцлера обезглавить его, почему же вы воспрепятствовали этому?" Помощник
министра испугался и покончил с собой. Жэнь Аня из северной армии они назвали виновным в том, что
он принял предписание принца и тем самым показал себя дважды предателем, а Тянь Жэня признали
виновным в том, что он позволил наследному принцу бежать; их казнили разрезанием надвое» (цз. 66,
II). Сыма Цянь также сообщает, что «род Тянь Жэня был истреблен в Синчэне» («Ши цзи», цз. 104, 1.4).
Историк Чу* тоже сообщает нам некоторые сведения о судьбе этих двух людей. Он говорит, что Жэнь
Ань, получив приказ принца, не выступил со своими войсками на стороне императора потому, что
предпочел подождать и посмотреть, какая сторона возьмет верх, а потом присоединиться к победившим
(«Ши цзи», гл. 104, 1.7).В биографии Лю Цюй-ли содержатся и другие подробности относительно судьбы
главных героев и жертв этой ужасной драмы. «Император провозгласил, что Интендант Ворот
Ман Тун, схвативший одного из предводителей мятежников Жу-хоу, и Цзин Цзянь, человек из
Чанъани, который вместе с Ман Туном поймал Ши Дэ, второго наставника наследного принца,
достойны высших почестей и что главный государственный церемониймейстер Шан-цю Чэн
храбро сражался и смог захватить командира мятежников Чжан Гуана. И он даровал Туну титул
Чжунхэ-хоу, Цзяню — титул Дэ-хоу, а Чэну — титул Ду-хоу. Все гости принца, которые вышли
через дворцовые ворота, были казнены; тех, кто, находясь на службе у принца, подстрекал
войска к мятежу, наказали в соответствии с законом, с истреблением их родов; а всех
чиновников и воинов, принужденных выступить на стороне принца, сослали в область
Дуньхуан...
В следующем году, когда главнокомандующий Эрши Аи Гуан-ли выступил во главе армии
против хуннов, канцлер созвал прощальный обед и проводил его до моста через реку Вэй. Здесь он
попрощался с Гуан-ли; Гуан-ли сказал: "Я надеюсь, что вы как можно быстрее убедите императора
назначить наследником престола принца Чан-и; если он станет императором, разве вы, господин,
пожалеете об этом?" Лю Цюй-ли пообещал, что так и сделает. Принц Чан-и был сыном наложницы Ли,
младшей сестры главнокомандующего, а дочь главнокомандующего была женой сына Лю Цюй-ли;
* а) Из тюрьмы Жэнь Ань написал письмо Сыма Цяню, который был его другом, с просьбой заступиться
за него, б) Наставник Чу, Чу Шао-сунь. Ему принадлежат многие интерполяции в «Ши цзи».
поэтому у обоих имелись веские причины желать такого назначения. В это время придворные были до
такой степени встревожены преследованием у гу, что под их влиянием Го Жан оклеветал канцлера и его
жену, что якобы он часто посылал у, чтобы совершать жертвоприношения божествам земли и
произносить заклинания и заговоры против их владыки, а также что вместе с главнокомандующим
Эрши они возносили молитвы и приносили жертвы, дабы принц Чан-и мог стать императором.
Чиновники предложили императору расследовать обвинение. Лю Цюй-ли признали виновным в
государственной измене и нарушении Дао; по велению императора его посадили в клетку, поставили ее
на повозку и возили кругами по городу, а потом разрезали надвое на восточном рынке. Головы его жены
и сыновей выставили на кольях на улице Хуаян. Также схватили жену и сыновей главнокомандующего.
Когда Эрши узнал об этом, он сдался в плен хуннам, после чего его род был истреблен». Таким образом, кровавая резня в Чанъани отнюдь не положила конец охоте на
распространителей у гу; Лю Цюй-ли, его жену и сыновей казнили в шестом месяце 90 года до н.
э., т. е. всего десять месяцев спустя («Цянь Хань шу», гл. 6, 1.33). А то, что и в дальнейшем
преследования продолжались с такой же жестокостью, подтверждается хотя бы тем фактом, что
Чэ Цянь-цю, назначенный канцлером на место Лю Цюй-ли, «вступив на должность и
рассматривая дела, сразу понял, что арестов, казней и наказаний в течение последних двух лет
из-за преследования наследника престола было великое множество, отчего все подданные
пребывали в великом страхе. Желая исцелить императора от его подозрительности и тем самым
принести покой и утешение народу, он вместе с теми своими помощниками, кто получал
жалованье в две тысячи даней риса, пожелал императору долголетия, воспел его добродетели и
превосходство и посоветовал проявить гуманность и из сострадания прекратить казни... На что
император ответил так:
"Это из-за моей несовершенной добродетели случилось так, что канцлер и главнокомандующий
Эрши замыслили мятеж, а после зло у гу распространилось повсюду среди чиновников и придворных...
Когда Цзян Чун действовал во дворце Ганьцюань, его люди проникли даже в Перцовые покои* дворца
Вэйин и раскрыли заговор Гунсунь Цзиншэна, а также прознали, что Ли Юй со своими воинами хотел
присоединиться к сюнну; мои министры ничего не сообщили мне об этом. А теперь вы сами, канцлер,
выкопали гу на Террасе Орхидей; доказательства очевидны, а свидетельства более чем достаточны. И
поныне множество у еще на воле и не прекращают своих козней; мятежники исподтишка угрожают мне;
гу и вдалеке, и поблизости; это удручает меня, разве может при всем при этом моя жизнь быть долгой?..
Не предлагайте мне больше ничего подобного!" Через год император заболел и назвал наследником
престола своего сына от госпожи Гоу-и» («Цянь Хань шу», гл. 66, II.6).
Поскольку это произошло во втором месяце 87 года до н. э., можно подсчитать, что император
отказывался остановить преследование колдунов и тогда, когда со времени Чанъаньского мятежа
минуло уже более двух лет. Источники подробно описывают в мрачных тонах, с какой невероятной
жестокостью осуществлялась борьба с ними.
«Наследный принц взял в жены госпожу Ши, и она родила ему внука императора; внук
императора взял в жены женщину Ван, и она родила (будущего) императора Сюаньди. Этому ребенку
было всего несколько месяцев, когда началось преследование у гу. Наследник престола и его супруга,
внук императора и его супруга Ван — все погибли в это время, и даже правнук, хотя он лежал еще в
пеленках, тоже пострадал — его поместили в тюрьму, прилегавшую к местной управе. Но Бин Цзе,
чиновник ведомства правосудия при дворе, пожалел невинного ребенка, когда принимались меры
против у гу, и приказал двум ссыльным женщинам, наказание для которых смягчили — Чжао Чжэнцин
из Хуайяна и Ху Цзу из города Вэй, — поочередно кормить его своим молоком.
* Перцовыми покоями назывались апартаменты императрицы, так как в материал, которым обивали
стены, клали перец, чтобы он хранил тепло и источал аромат. Тайно он давал ему еду и одежду, навещал
его и относился к нему с большой добротой.
Дело у гу продолжалось два года и еще не утихло, когда во втором году Хоуюань (87 год до н. э.)
император заболел и попеременно находился во дворцах Чанъян и Уцзо. Тогда предсказатель заявил,
что в одной из тюрем Чанъани может родиться Сын Неба. Император отправил своих людей во все
государственные тюрьмы, и всех пленников, вне зависимости от того, находились ли они в заключении
за самые невинные или самые тяжкие преступления, казнили. Го Жан, начальник ведомства доходов,
пришел этой ночью в тюрьму провинциального здания, но Бин Цзе закрыл ворота, и посланник не смог
войти. Так Бин Цзе спас правнука императора, поскольку скоро объявили всеобщую амнистию, и тогда
Бин Цзе передал правнука императора в дом его бабушки и госпожи Ши» («Цянь Хань игу», гл. 8, I.1). Судьба сохранила маленького ребенка, которому в 73 году до н. э., после кончины
преемника императора У-ди, суждено было взойти на престол. Из биографии Бин Цзе,
помещенной в «Историю Ранней Хань», мы узнаем, что Го Жан пожаловался на поведение Бин
Цзе, но император увидел в совершенном им поступке небесное знамение и объявил всеобщую
амнистию. «Обитатели тюрьмы обязаны своими жизнями исключительно Бин Цзе» («Цянь
Хань шу», гл. 74, I.8).
Нет ничего удивительного в том, что в период кровавых гонений и преследований столица была
переполнена шпионами и полицией, которым специально поручили выслеживать «тайных колдунов».
Официальная история отмечает: «В четвертом году Чжэнхэ (89 год до н. э.) император У-ди назначил
начальников над мелкими чиновниками и судей, которым выдали предписания и закрепили за
столичными ведомствами. Всего их было тысяча двести человек; они хватали людей, уличенных в у гу, и
выискивали мятежников и бунтарей. Впоследствии эти должности отменили» («Цянь Хань шу», гл. 19,
I.13). Таким образом, гонения на у гу происходили, по всей видимости, довольно часто. Даже сын того
самого Хань Юэ, который помогал Цзян Чуну и был убит сторонниками наследного принца, не избежал
обвинения в колдовстве, а его клан едва избежал истребления. «Хань Юэ нашел гу во дворце наследного
принца, и принц убил его. Его сын Син был признан виновным в угу и казнен; император решил, что,
поскольку его отец, военачальник Ю-цзи, погиб на императорской службе, за исключением виновного
никого наказывать не следует» («Цянь Хань шу», гл. 33, 1.10). Так их род спасся от гибели.
Похожие и не менее ужасные придворные интриги происходили и при Поздней Хань. «Инь,
супруга императора Хэ-ди, была возведена в ранг императрицы в восьмом году Юнъюань (96). Ее
бабушка по материнской линии Дэн Чжу имела доступ в дворцовые покои. Летом четырнадцатого года
трону доложили, что императрица вместе с Дэн Чжу занимаются колдовством у гу. Когда дело вышло
наружу, император поручил своему придворному помощнику Чжан Чжэню и канцлеру Чэнь Бао
подвергнуть их пытками в дворцовой тюрьме и вынести им приговор. Показания Дэн Чжу, двух ее
сыновей Фэна и И, а также трех младших братьев императрицы И, Фу и Чана сопоставили и обвинили
их в том, что они совершали жертвоприношения, сопровождая их заклинаниями и заговорами, а
следовательно, виновны в государственной измене и ереси.
Фэн, И и Фу умерли в тюрьме под пытками, которыми у них выбивали признание. Императрицу
перевезли во дворец Тун, где она умерла от горя; отец ее покончил с собой, а И и Чана, вместе со всей
семьей Дэн Чжу сослали в Жинань, что в уезде Бицзин. А всех ее родственников и братьев,
проживавших в столице и вне ее, сместили с должностей и отправили обратно в их деревни. Но в
четвертом году периода Юнчу (110) вдовствующая императрица Дзн издала эдикт, по которому
сосланным членам семьи Инь разрешалось вернуться на родину, а кроме того, им возмещалась
собственность на сумму свыше пяти миллионов монет» («Хоу Хань шу», гл. 10,1,1.16).
При династии Хань54 существовали специальные законы, по которым к смертной казни или
нанесению увечий приговаривали каждого, кого находили несущим опасность спокойствию императора
и правящего дома. Чжэн Кан-чэн, живший во втором столетии, в своем комментарии к пассажу из
«Чжоу ли», который мы приводили выше, говорит, что по существовавшим в его время «законам против
разбойников тех, кто осмеливался использовать гу против людей или побуждать к этому других, казнили
и увечили на рынках» («Чжоу ли», изд. годов Цяньлун, гл. 37, 1.35). Это преступление ставилось в один
ряд с воровством и грабежами, ибо, как отмечает Юй Бао, живший в четвертом веке, гу являлось для
творивших его источником богатства. «В области Жунъян (пров. Хэнань) жила семья по фамилии Аяо,
члены которой на протяжении многих поколений занимались гу и накопили большие богатства. Потом
один из членов семьи взял в дом невесту, не сказав ей ничего о том, чем занимается его семья. Однажды,
когда все члены семьи отправились по делам и оставили женщину присмотреть за домом, взгляд ее упал
на большую вазу, стоявшую в одной из комнат. Она подняла крышку и, увидев в вазе огромную змею,
вскипятила воды и вылила ее в вазу, чтобы убить ее. Когда семья вернулась, она рассказала им, что
сделала, чем ввергла их в глубокую печаль. Вскоре они все, до последнего человека, умерли от заразной
болезни» («Coy шэнь цзи», гл. 12). "

Отредактировано Лев Каждан (2015-02-19 23:17:32)

0

5

Если верить династийным историям, китайцы убеждены в возможности разрушить даже
супружескую любовь путем оперирования с «символами», специально разрисованными или
раскрашенными. Так, в «Истории династии Цзинь» описывается следующий эпизод, имевший место в
1209 году. «У покойного императора (Чжан-цзун) были фаворитки, к которым госпожа Ли (главная
наложница) относилась чрезвычайно ревниво. Она приказала колдунье по имени Ли Дин-ну сделать
изображение человека из дерева и бумаги и амулет в виде двух уток (в Китае считаются символами
супружеской любви), воспользоваться "призраками в подчинении" и заставить их действовать, дабы с их
помощью прервать потомственную линию императора. Поскольку никто не мог объяснить, какое
именно зло она совершила, император, как только прознал об этом, приказал высокому сановнику
допросить ее, а когда она во всем созналась, велел главным министрам еще раз допросить ее, под
пыткой; поскольку ничего нового узнать не удалось, судьи признали ее виновной в соответствии с
законом, но попросили, чтобы ее оправдали, поскольку она в течение долгого времени заботилась о
покойном императоре. Однако принцы крови и офицеры выступили с меморандумом, требовавшим от
императора приказать ей покончить с собой» («История династии Цзинь», «Цзинь ши», гл. 64, 1.14)

0

6

"«Была колдунья по имени Янь Дао-юй, заявлявшая, что она общается с духами и душами (лин) и
обладает способностью использовать призраков». Служанка принцессы по имени Ван Ин-у представила
ее госпоже, и она завоевала доверие наследного принца Шао и второго принца Сюня, которые
«почтительно прибегали к ее искусству и называли ее "Небесной повелительницей", а после по ее
указаниям они сделали колдовские гу и куклу из яшмы, изображавшую императора, которые зарыли
перед дворцом Ханьчжан». Принцы прекрасно сознавали, какое преступление совершают, и опасались,
что отец может обо всем узнать и покарать их. Сообщником их была Ван Ин-у, вместе с Чэнь Тянь-
сином, слугой принцессы, которого Ван Ин-у вырастила и использовала для удовлетворения
собственных сексуальных аппетитов. Кроме того, в колдовском заговоре участвовал и евнух Цин Гэ.
Принцесса умерла, и тогда наследный принц отдал Ван Ин-у в наложницы одному из своих офицеров,
по имени Чэнь Хуай-юань, который узнал о тайной связи Ван Ин-у с Чэнь Тянь-сином. По его просьбе,
наследный принц казнил слугу. Казнь эта привела в ужас евнуха Цин Гэ, поскольку они с Ван Ин-у
были хорошими друзьями. И, чтобы спасти свою жизнь, он рассказал обо всем императору. Случилось
это в седьмом месяце 452 года.
Сын Неба арестовал Ин-у. Ее дом обыскали и нашли множество бумаг, написанных рукой Шао и
Сюня — заклинания и заговоры, связанные с колдовскими гу; обнаружили и зарытую фигурку. Дао-юй
удалось бежать, и все ее поиски, даже в провинции, оказались безрезультатными. Оба принца даже не
пытались оправдываться и сразу же открыто признали свою вину. Младший вместе с пропавшей Дао-
юй, переодетой буддийской монахиней, направился на столичную пристань, а оттуда — в северную
армию; во втором месяце следующего года он даже осмелился вернуться с ней в столицу.
Но две служанки доложили императору о колдовстве. Император лишил Шао ранга наследника
престола, а Сюню приказал покончить с собой. Вердикт владыки побудил принцев совершить попытку
государственного переворота. Ранним утром, когда стражники спали, Шао напал на дворец, а его
сподвижник, Чжан Чао-чжи, убил императора и отрезал у него пять пальцев. Погибли и несколько
сановников; Шао взошел на престол и стал править под девизом Тайчу, «Великое Начало», который ему
подсказала Дао-юй.
Но третий принц, законный наследник в силу низложения старшего принца и смертного
приговора второму, сосредоточил большую власть в провинциях. После короткой кампании и сражения
на реке Янцзы его войска захватили столицу, которая была усмирена и приведена к покорности
посредством двадцати двух дней кровопролития и погромов. Шао, спрятавшийся в колодце в столичном
арсенале, был найден и обезглавлен; Сюнь вскочил на коня и покинул столицу, но был вынужден
сдаться командующему победившей армии и тоже расстался с головой. Всех их жен, наложниц и детей
казнили или приказали покончить с собой. Головы принцев выставили на шестах, а потом вместе с
телами бросили в Янцзы. Погибли и их сторонники; тело Чжан Чао-чжи съели воины, а остатки его —
сожгли. Шао, которого перед смертью заставили выдать место, где он спрятал императорские печати,
сказал, что они находятся у Янь Дао-юй. Вновь по всей империи начали искать ее и Ван Ин-у; их нашли
и приговорили к публичной казни — запороли до смерти; тела сожгли, а пепел развеяли над Янцзы
(«История [Лю] Сун», гл. 99; «История южных династий», гл. 14). "

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Cразу вспомнил про то как в пожаре Москвы обвинили колдовство Глинских


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно