Отрывок из статьи: В.А. Девицына, Д.В. Карабельникова. К вопросу об этнической принадлежности терюхан в контексте особенностей местной разговорной речи.

Очень интересный рассказ я услышал от одной из жительниц деревни Кужутки Дальнеконстантиновского района совсем недавно — в августе 2018 года (во время уже ставшей традиционой археологической экспедиции на Старосельский могильник). Вскоре после войны подруге ее матери полюбился русский парень, он проживал в соседней с Кужутками русской деревне Мирше.
Любовь молодых из русской и мордовской деревень оказалась взаимной. Однако вскоре после переезда девушки к мужу в Миршу его односельчане и в глаза и за глаза стали называть ее «мордовкой», а когда у супругов появились дети, они тоже в разговорах всех соседей стали именоваться «мордвинами».
Так всю жизнь и проходила женщина со своими детьми в чужой деревне в «мордвинах». Ближе к старости женщина, жалуясь на это прозвище своим детям и родственникам из деревни Кужутки, строго наказала им, чтобы, как только она умрет, дети тотчас отвезли ее в родную деревню, там отпели, и похоронили ее на родном кужутском кладбище.
«Потому что в Мирше я по жизни была мордовка, а если меня в этой деревне еще и похоронят, тогда все соседи и после моей смерти будут подходить на кладбище к моей могилке, и также, как и при моей жизни, показывать и пальцем на крест тыкать – вот, мордовка лежит!».

В ходе своих ежегодных этнографических исследований в деревнях Макраше и в Малом Сескино (в Чертовке) мне удалось записать бытовавшую в советские годы достаточно обидную «дразнилку». Жители сел Большое Терюшево и Малой Пицы (жители этих бывших терюханских населенных пунктов, считавшие себя русскими, обрусели намного раньше) дразнили коренных жителей из соседних мордовских деревень – из Макраши и Малого Сескино так: «Чертовские ляляли на печи говно валяли, а макрашские дристуны клали говны в чугуны». Также макрашские школьники («мордва») называли русских, проживавших в соседних населенных пунктах – «русачами».

Мальчишки из соседних деревень и сел (Большого Терюшева, Малой Пицы, Маргуши), считавшие себя русскими, дразнили девчонок из Макраши так: «Поглядите, поглядите – вон мордовки макрашские идут!» На что макрашские школьницы им отвечали: «Мы то, мордовки, все ловки! А вот вы, русаки, сами дураки!». Этот тезис подтвердила и другая коренная жительница Макраши: «Мы когда учились в семилетней школе в Большом Терюшеве, они считали себя русачами (школьники из Б.Терюшево), а мы макрашские – мордва, да, мордва! Мы не обижались, мы их русачами звали...».