Льюис (как и остальные «Инклинги» в той или иной степени) многим обязан Честертону, и не только апологетикой. Но Честертон – как и Толкин – католик. Как Льюису приходилось обходить это обстоятельство – и не было ли оно, в конце концов, реальной причиной его расхождения с Толкином? Известно, что последний не одобрил женитьбы Льюиса на разведенной американке; за этим просматривается не только ханжество Толкина (и даже его скрытый антисемитизм), но и столкновение правил разных церквей, разве не так?
Честно говоря, мне кажется, Честертон и Льюис оказываются близкими фигурами скорее в российском «интеллигентском» мифе об Англии, чем в реальности. Честертон – важен как глубокий христианский автор, Наталья Леонидовна Трауберг считала его важнейшим для XXI века христианским автором – католическая церковь сейчас начала процесс его беатификации. Но с Льюисом у них довольно мало общего. Я сейчас специально проверил в собрании писем Льюиса (это огромный корпус в четыре тысячи страниц): упоминаний Честертона там не больше, чем Маркса или Толстого. И в любом случае Честертон для Льюиса не католик, так для него вопрос вообще не ставится. Поэт – да; полемист (и в некоторых контекстах он идет через запятую с атеистом Бернардом Шоу) – да; христианин, излагающий свои идеи в форме художественных произведений, – да; но даже тут для Льюиса куда важнее Макдональд.
История взаимоотношений с Толкином — тоже пример того, насколько Льюис не мыслил в конфессиональных категориях – а Толкин мыслил. Для Льюиса англиканская церковь не была каким-то сознательным конфессиональным (партийным) выбором. Он насмотрелся на эти партийные игры в Белфасте, где вырос (его дед был настоятелем большой церкви в Белфасте, горячим врагом «папистов»). Англиканство было для него формой, если угодно, экуменизма, отказом от конфессионального выбора. Падая в воду абсолют становится рыбой, учил Гегель, а христианин в Англии «по умолчанию» оказывается англиканином. В одном месте Льюис замечает, что богослов XVI века Ричард Хукер, один из отцов-основателей англиканского богословия, «никогда не слышал о религии под названием “англиканство”». Толкин же был занудой и догматистом (великим постом он отказывался от пива, а Льюис нет), его чем дальше, тем больше тяготила популярность Льюиса, легковесность его суждений и вот этот специфический «экуменизм». Это были очень разные люди, которые на долгое время совпали друг с другом по целому ряду характеристик, но рано или поздно эта разность должна была взять свое, и взяла. Конфессиональные различия могли только обострить уже наметившийся человеческий разрыв. В случае Джой это имело значение, но не первостепенное. Льюис различал светский брак, как формальность имеющую формальное значение, и венчание – а для Толкина это было невозможно. На Джой (действительно, ко всему прочему, разведенной) он женился сначала формально, чтобы дать ей гражданство – и вот это для Толкина было непостижимо. Но, насколько я понимаю, друзья Льюиса не любили Джой прежде всего потому, что считали, что она женила его на себе обманом, хочет отобрать дом и т.д.
(Из беседы К. Кобрина с Н. Эппле)