"Действию потусторонних сил и злых духов в Китае приписывается не только лихорадка, но и
сумасшествие. В классическом каноне по искусству врачевания выделяется пять его причин: «Ниже
даны пять видов помешательств, вызываемых се: когда они входят в ян (человека), он сходит с ума;
когда они входят в инь, его разбивает паралич. Если они твердо завладеют его ян, у него начнутся
припадки эпилепсии, если они твердо завладеют его инь, он онемеет. Если ян се войдут в его инь,
человек становится тихим, если инь се покинут его ян, он станет буйным. Таковы пять помешательств»
(«Хуан-ди су вэнь», гл. 23).
Се могут разрушать разум больного в несколько этапов через последовательный ряд
заболеваний. В трактате по медицинскому искусству Чжан Цзи, высокого сановника, жившего во
втором-третьем веках новой эры, сказано: «Когда се своим завыванием тревожат спокойствие хунь или
по человека, его дыхание и кровь убывают; убывание крови и дыхания передается сердцу, сердце и
дыхание ослабевают, и человек становится пугливым. И тогда, когда во время сна он закрывает глаза,
ему снится, что он уносится вдаль, ибо дух его рассеивается, его хунь и по беспорядочно блуждают,
упадок инь приводит к эпилепсии, а упадок ян вызывает умопомешательство»*. В русле данной
концепции авторы медицинских трактатов утверждают, что, если сумасшедший под демоническим
влиянием видит и говорит о странных, неизвестных вещах, о призраках и духах, теряя даже
минимальный контроль за своими глазами, ушами, языком и жестами, это доказывает, что «пустота
дыхания и крови» достигла апогея, а разум утратил остатки ясности. Однако обильное выделение слизи
вкупе с сумасбродным буйством и беспокойством отнюдь не всегда являются подтверждением действия
се; их можно объяснить катаром, инфекцией и пр. Если женщине снится, как она вступает в
сексуальную связь с призраком, или если она бредит после тяжелых родов или во время сильной
менструации, причиной этого может быть пустота крови, ставшая следствием истечения ее шэнь.
Авторы медицинских трактатов также практически единодушны в том, что психоз и безумие есть
следствие овладения се сердцем больного — средоточием его души.
Взгляды ученых мужей на проблему умопомешательства удивительным образом совпадают с
представлениями простых людей. В Амое люди говорят, что все сумасшедшие без исключения
находятся под властью сяо гуй, «демонов безумия». Если человек страдает припадками в первые теплые
дни года, он пребывает в сетях таохуа гуй, «демонов цветов персика», ибо в это время персиковые
деревья одевают свой весенний наряд; поэтому человека можно сделать безумным, просто ударив
веткой персика. Сяо гуй боятся в первую очередь из-за того, что, по поверьям, они крепко-накрепко
прилепляются к своим жертвам. Против них бессильны самые изощренные заклинания и заговоры,
какие только придуманы человеческим гением, и, если такой демон проник в человека и отнял у него
разум, семье его не остается ничего более, как терпеливо ждать, когда призрак соблаговолит уйти по
собственной воле.Тот факт, что безумие повсеместно и безусловно приписывается действию злых духов,
вполне объясняет и то, почему галлюцинации мечущихся в бреду людей, которым мерещатся
воображаемые существа и звери, здоровые люди принимают ни больше ни меньше как за
реальное появление призраков. И просто поразительно, насколько часто в медицинских
трактатахпри перечислении симптомов сумасшествия «безумные, бессвязные речи» (ван юй)
упоминаются в непосредственной связи с «видением призраков» (цзянь гуй). Впрочем, если уж
китайцам, находящимся в здравом уме и полной памяти, повсюду видятся призраки, то что
говорить о тех случаях, когда они больны и мечутся в бреду. Близки к демонам сумасшествия,
но менее злобны и привязчивы демоны, вызывающие скоротечную либо постоянную
рассеянность рассудка, которых китайцы
* «Цзинь гуй яо люэ», объемный труд по искусству врачевания в двадцати четырех главах, высоко
ценимый практикующими лекарями и по сей день.
Амоя называют ми хунь гуй, «призраками, смущающими или сбивающими с толку хунь», либо у шэнь а
гуй, «духами, приводящими к утрате шэнь». Они похищают из людей хунь и шэнь, составляющие
человеческий разум, либо часть их, и тем самым вызывают глубокую апатию, рассеянность и
забывчивость. Действию этих духов приписываются утрата внимания, временное умопомрачение,
сумасшествие, но без буйства и бешенства, а также идиотизм и слабоумие — словом, все психические
отклонения, неопасные для остальных людей."А вот и православная точка зрения.Точка зрения Воробьевского.
" «Дьявол — первый вольнодумец и спаситель мира. Он освободил Адама и ставит печать человечности и свободы на его челе…» — это не просто эффектная фраза. Масон Михаил Бакунин говорил о духовном смысле грядущей революции со знанием дела: «… нам придется разбудить дьявола в людях, чтобы возбудить самые низкие страсти». Начинался ХХ век. Революционное столетие. Шел 1905 год. В Москве вроде еще было спокойно. Еще не нагромоздили баррикад. Еще не стреляли… Но что-то уже происходило. Что-то сгущалось. С пациентами психиатрических лечебниц творилось нечто непонятное. Революционные выкрики слышались даже из изоляторов. Идея, явно невысказанная в столь мрачных стенах, овладевала и этими массами. Врачи пожимали плечами. Хотя ответ был известен давно. Святой Иоанн Кассиан писал: «Бесноватые, когда охвачены нечистыми духами, говорят и делают то, чего не хотят или бывают вынуждены произносить то, чего не знают»…
Странное дело: и в наши дни тематика бреда пациентов скорбных заведений начала меняться. Еще недавно здесь рассказывали о вездесущих агентах КГБ. О том, как они лучами пси-генераторов «проникали прямо в мозг». В воспаленном сознании проносились летающие тарелки. Роботы-пришельцы без стука входили в квартиры. Демонический мир старательно рядился в технотронные одежды века сего.
И вдруг они оказались сброшенными. Из-под скафандра «пришельца» появились копыта и хвост. Психиатры вновь в растерянности: налицо архаизация бреда. Что это значит? Если душевнобольные наиболее чутко улавливают зловредные идеи, которые «носятся в воздухе»… Значит, в контакт с неприкрыто демоническим миром вступают все большие слои населения?!
За кровавой прелюдией 1905 года последовала социальная революция 17-го. Чего нам ждать теперь? Революции оккультной?"
Отредактировано Лев Каждан (2015-02-15 21:31:12)