"Китайцы издавна верили в демонов-людоедов, и в сознании простого народа вера эта
укоренилась довольно прочно. В Китае в периоды повального голода употребление в пищу
человеческого мяса было явлением достаточно обыденным, так что едва ли можно было бы ожидать, что
антропофагия окажется несвойственной для свирепых и кровожадных призраков.
В первую очередь среди демонов-каннибалов мы должны назвать призраковмертвецов, о
которых шла речь в предыдущей главе; их также отличает постоянное стремление к человеческой крови.
Во-вторых, это тигры-людоеды и волки-оборотни, о которых мы говорили в главе V. Одно из
древнейших упоминаний о призракахантропофагах мы находим у Вэй Чжао; на основании его указаний
мы можем сделать вывод, что уже в его времена ван-сян считались каннибалами. Помним мы и о
«небесных собаках», охотниках за человеческой печенью и кровью. А у Дуань Чэн-ши мы читаем: «В
годы Дали (766 — 780) в деревне в Вэйнани (пров. Шэньси) жил служилый человек; находясь в столице,
он заболел и умер. Жена его, родом из семьи Лю, осталась жить в деревне вместе с сыном одиннадцати
—двенадцати лет. Как-то летней ночью на ребенка вдруг напали бессонница и страх. Когда пробили
третью стражу, мать его увидела старика в белом одеянии, изо рта его торчали два клыка. Старик
пристально посмотрел на женщину, потом медленно подошел к ее кровати, рядом с которой крепко
спала служанка, и схватил служанку за горло. Раздалось громкое чавканье; старик сорвал с женщины
одежду, схватил ее и в мгновение ока обглодал до самых костей, а потом поднял ее скелет, чтобы
высосать все внутренности. Мать увидела, что рот у старика был огромный, размером с целое сито. Тут
заплакал ребенок, и видение сразу же исчезло, но от служанки остались одни лишь кости. Несколько
месяцев после этого случая прошли без всяких происшествий» («Но гао цзи», I)."