"Глава четвертая
КОЛДОВСТВО ПОСРЕДСТВОМ ДУШ ПРЕДМЕТОВ
Мы уже говорили о весьма древней китайской идее, согласно которой, даже те вещи, которые мы
называем безжизненными, на самом деле одушевлены, особенно если они обладают формой
человеческой или напоминающей таковую. Естественно, доктрина эта ведет к положению, что такие
вещи могут быть призраками и делать опасными для человека те места, где они лежат или спрятаны.
Подобные представления, прочно укрепившиеся в сознании китайцев, невероятно облегчают
колдовское искусство; его может практиковать каждый, причем сотнями разных способов. Требуется
лишь спрятать в доме предполагаемой жертвы либо поблизости от нее какой-нибудь образ или просто
любую вещь с тем, чтобы заключенная в ней душа могла начать действовать. Колдовские инструменты,
несомненно, принадлежат к янь мэй, «призракам в подчинении», о которых мы говорили в предыдущей
главе; именно так их и называют.
Обладающими черной силой вещами могут быть статуи, которые в последний, обагренный
кровью многих людей период царствования ханьского императора У-ди якобы закапывали на дорогах,
по которым он проезжал, и которые нашли во дворце наследника престола. Это могли быть изображения
самого владыки, сделанные для определенных целей, о чем мы расскажем в следующей главе. Практика
прятать изображения и образы с коварными намерениями настолько часто описывается в книгах, что у
нас не может быть никаких сомнений — она широко распространена в Китае с глубокой древности и
вплоть до наших дней. Вот что пишет, например, автор, живший в четырнадцатом веке.
«Невежественных людей часто обманывают колдуны-у. Хотя власти строго запрещают их
практики, ничто не может сдержать их. На морском побережье жила одна богатая семья, которая не
верила ни в колдунов, ни в ведьм; однажды, когда они построили дом, один колдун посоветовал
плотнику сделать из дерева статую человека и положить ее внутрь столба; а когда члены семьи, после
нескольких лет болезней, пришли за советом к этому самому колдуну, он заявил, что в их доме есть
какая-то "вещь в подчинении" и что она спрятана в столбе; столб сломали и действительно внутри него
нашли статую человека. Но, когда они спросили плотника, он признался, что сделать это его научил
колдун. Семья доложила властям, и колдун был наказан. События эти послужили поводом к тому, чтобы
начальник уезда Хэ Цзы-чжэн запретил с того времени все еретические жертвоприношения, а также
колдунов и ведьм»*. В «Цзы бу юй» тоже упоминаются подобные колдовские хитрости. «В Цзычуань
(пров. Шаньдун) правнук Секретаря Палаты Гао Нянь-дуна, сюцай высшего разряда, говорил мне, что в
юности, после того как он осушил свадебный кубок, у него внезапно заболела голова и он в обморочном
состоянии рухнул на землю, не осознавая ни людей, ни вещей вокруг. Спустя несколько дней ему
постоянно чудилось, как чей-то голос нашептывает ему в уши что-то типа "лэ-лэ", а по прошествии еще
несколько дней ему привиделся ребенок, ростом не более чем в один чи. С того дня он начал худеть и
слабеть, и вскоре не мог уже подняться с постели. Его семья, будучи уверенной, что он попал под
действие колдовства, позвала мага, но все его попытки изгнать призрака закончились безрезультатно.
Тогда в изголовье его кровати тайком спрятали меч, и тогда, когда бы больной ни просыпался, он видел,
как оттуда быстро убегает маленький ребенок и прячется под деревянной лавкой. Под лавкой поставили
медный таз, наполненный водой, и как-то в полдень, когда больной очнулся от * «Нун тянь юй хуа», текст в двух главах, датируемый четырнадцатым столетием; автор
неизвестен. сна, он в очередной раз увидел убегающего ребенка и, схватив меч, стал
размахивать им, да так, что тот с резким звуком плюхнулся в воду. В тазу домочадцы нашли
деревянную фигурку ребенка в красной одежде, с красной ленточкой вокруг шеи, за которую
он тянул обеими руками с такой силой, словно хотел задушить себя. Фигурку бросили в огонь и
так положили конец колдовству. Потом им сказали, что в тот же день в деревне умер один
ремесленник. Правда была в том, что, когда ученый женился и поселился в доме жены в
качестве зятя, тесть его починил крышу, а выполнявший работу человек из-за того, что получил
в чем-то отказ от тестя, прибег к колдовству янь мэй; но как только с колдовством было
покончено, он сам расстался с жизнью» (Дополнительные главы к «Цзы бу юй», гл. 7).
Из истории этой можно сделать следующий вывод: каждому, кто строит дом, в высшей степени
необходимо поддерживать хорошие отношения с каменщиками и плотниками и время от времени
выставлять им щедрое угощение. Ведь если кто-нибудь из них спрячет в стене, под полом, на стропилах
маленькую _ фигурку из дерева или извести, дом наводнят всевозможные призраки, которые будут
постоянно тревожить и изводить хозяев своими стонами и свистами и исчезать, как только их увидят.
Черная магия станет еще более эффективной, если злоумышленник воспользуется для своих целей
фрагментом человеческой кости, ибо очень и очень немногие вещи на самом деле одушевлены в такой
же степени, как и человеческие останки. Вполне сгодится и поминальная табличка или ее часть,
которую легко можно стащить из какой-нибудь общественной кумирни. Но призраками становятся и
души животных, поэтому хорошую службу колдовским замыслам может сослужить и кость кота,
собаки, гуся или курицы.При помощи разнообразных колдовских предметов жены и наложницы скрашивают свое унылое
существование в задних покоях, а заодно и вымещают друг на друге свою антипатию и ревность. «Су
Пэй из Угуна в годы Тяньбао (742—756) был начальником Чуцю. Дочь его вышла замуж за человека из
семьи Ли; Ли испытывал куда большую страсть к своей служанке, а потому с дочерью Су Пэя они жили
отнюдь не в любви и согласии. Потом служанка попросила колдуна использовать против женщины свое
черное искусство. Они закопали амулет в навозной куче подле дома Ли, связали семь разноцветных
кукол, каждая размером в чи с лишним, спрятали их в дыре в восточной стене дома и замазали отверстие
глиной, так чтобы никто ничего не заметил. Прошло несколько лет, служанка Ли умерла и дочь Су Пэя
осталась в доме одна, но когда минуло еще четыре-пять лет, колдовство начало действовать:
разноцветные женщины вышли наружу и наводнили дом, отчего госпожа Су тяжело заболела. Никто не
мог понять, в чем причина болезни, ведь служанки Ли уже не было в живых. Истек еще один год, в течение которого в дом один за одним приглашали разных
колдунов и магов, чтобы они с помощью заклинаний покончили со злом; они приходили со
всем необходимым, но не могли справиться. Тогда домочадцы решили ждать, когда призраки
появятся вновь, и напасть на них несколькими десятками людей сразу со всех сторон. Одного
из них поймали — оказалось, что у него есть все части тела, а также глаза и брови. Призрак все
время извивался в руках у людей, и, когда его зарубили мечами, кровь обагрила землю. Потом
его сожгли на костре. На месте сожжения появились остальные призраки, они перемещались по
земле и по воздуху, стенали и причитали. После сожжения они вырезали в доме похожую
фигурку, а на следующий день явились в белых одеждах и несколько дней рыдали не
переставая.
За полгода домочадцы поймали один за одним еще шесть призраков, и всех их сожгли. Одному
из них удалось сбежать, и, когда погнались за ним, увидели, как он юркнул в навозную кучу. Тогда Су
вместе с сотней человек вырыл то место на глубину семь-восемь чи, и там они нашли амулет из
персикового дерева, на котором еще можно было прочитать написанное красными буквами: "Служанка
Ли, дабы околдовать дочь из семьи Су, сделала семь человеческих фигурок; они на востоке, над кистью,
заложены глиной; они должны подействовать через девять лет". Следуя указанию, они разворотили
стену и нашли последнюю статую, после чего дочь Су Пэя перестала страдать» («Гуан и цзи»).
Подобное, наипростейшее, казалось бы, колдовство, таит в себе большую опасность, всякому честному человеку надлежит остерегаться. Мудрые родители, женящие сына и желающие
подарить новое покрывало, едва ли обойдутся без того, чтобы предусмотрительно не пригласить
портного несколько раз на обед и не дать ему дополнительной платы, ибо если он спрячет в покрывале
две маленькие едва заметные куколки или даже просто заплетет несколько клочков ткани в подобие
изображения человека, с того самого момента, как молодые взойдут на брачное ложе, между ними будут
возникать ссоры и разлад. Также можно принести большой вред врагу, если положить в могилу его
семьи предметы, иероглифы или какие-либо знаки, олицетворяющие зло; ведь тем самым счастье и
спокойствие пребывающей в могиле души может быть нарушено, и она более не будет защищать своих
потомков и благоволить им; таким образом, процветание рода окажется подорванным. То, что китайские
законописцы учитывали возможность подобного, подтверждается тем, что в комментариях к статье о
колдовстве посредством янь мэй, амулетов и заклинаний, значится среди всего прочего и следующее:
«Если кто-либо из зависти или недоброжелательства положит в могилу предков другого человека кусок
персикового дерева с тем, чтобы нарушить ее фэншуй, он подлежит такому же наказанию, как и при
использовании призраков, амулетов и заклинаний с целью навлечь болезни и страдания на других, то
есть наказанию на две степени менее суровому, чем в том случае, если преступник замыслил убийство и
начал осуществлять его, но не успел нанести никаких ран — а именно, ссылке на два года. Решение
принято в Чжэцзяне, в двадцать второй год Цзяцин»58 . Естественно, что подобное колдовство имеет
древнее происхождение. Так, в одной из династийных историй говорится о том, как в шестом столетии в
могиле одной из наложниц императора тайно похоронили воскового гуся и другие предметы с тем,
чтобы поспособствовать продвижению на престол ее сына и свержению правящего владыки. "

Отредактировано Лев Каждан (2015-02-20 02:21:54)