Немного о клане.
В скандинавской традиции индивид считался депозитарием двух видов сакрального. Одно – это gaefa, родственное английскому gift, означающее удачу, которой его наделила судьба. Причем gaefumadr, т.е. носитель gaefa, может это утратить; а ogaefumadr, т.е. тот, у кого gaefa нет, может это приобрести.
Второй вид – hamingja, то сакральное, которое унаследовано от предков. Судьба – это не нечто индивидуальное. Року, предназначению подвержен весь клан. Как и gaefa, hamingja можно либо обрести, либо утратить. Всем кланом.
И gaefa, и hamingja выражаются прежде всего в способности обретать славу, славное имя. Чтобы «действенно» прославиться, эта слава должна быть воспета.
«Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава
деяний достойных.
Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но знаю одно,
что вечно бессмертно:
умершего слава…»
А слава, как пишет современный бретонский традиционалист Гвендал Кром, «представляет собой не награду, а признание. Признание более великого происхождения одних по отношению к другим, их большей воли, их большей святости, их большей власти. Не существует такого понятия, как “эгалитарный героизм” или “герой-обыватель”».