"Мечеть недействующая. До последнего времени там размещался краеведческий музей, теперь же в связи с пересадом музея в дом Алянчикова, там располагаются подсобные фонды. Однако на смотровую площадку минарета, куда можно попасть по довольно крутой винтовой лестнице, пускают."
Обращение митр. Онуфрия к народу
Сообщений 31 страница 35 из 35
Поделиться322018-12-24 00:53:13
http://www.arthania.ru/a/files/image/cas_fomin2.jpg
Это кто у нас на винтовой лестнице в минарет стоит?
Поделиться332018-12-24 01:04:39
"Особенно интересной предоставлялась внимательному сорозысканию нашей экспедиции тема обнаружения дворца Касима. Запечатленный на гравюре небезызвестного, хотя и небезпечально небезызвестного, Олеария (мы, честно говоря, склонны опасаться, что наш конфидент, упомянутый выше американский профессор в любой момент может стать всё тем же Олеарием), Касимов являет нам оборонную мощь своих башен и крепостных стен. А ныне вряд ли что можно найти от подлинного духа дворцовых строений Касимова в скромных татарских домах, чьи ворота мы без устали фотографировали при одном лишь взгляде на них. Наша трогательная озабоченность подобного рода была вызвана тем, что касимовские ворота, скажем без обиняков, уникальны. Две, или даже три, а то и четыре квадратные колонны красного кирпича в них увенчиваются аккуратными белыми завершениями с характерным рустиком, как будто бы напоминая о тех самых древних колоннах, под которыми был убит глубоко нами чтимый мастер Адонирам. Касимовские ворота зовут нас. Их порталы до сих пор не открыты искателями, хотя, как это не риторически прозвучит, до сих пор не закрыты. Особенно касимовские ворота ошеломили нас в самом неожиданном месте, где за ними начинал простираться пустырь."
Поделиться342018-12-24 01:08:56
Фомин и на могиле Касима стоял.
"Наша экспедиция всем составом отправилась прежде всего на осмотр касимовского татарского кладбища. Там я бывал и прежде. Самым странным и как-то стихийно коррелирующим с моими волхвовскими розысканиями обстоятельством этих моих погружений в действительность вечно настоящего Касимова всегда было пугающее обнаружение на этом кладбище трех мавзолеев.
И как бы я не заговаривал себя, как бы не пытался в ультимативной форме заявить самому себе, что надписи на этих мавзолеях выполнены по-арабски, а значит, погребены там знатные мусульмане, постоянно приходили мне на память эти трое: Касым, Кадм и Ермус. «Нет! Конечно же, нет! Не они там погребены», — настойчиво говорил я себе. Но что-то изнутри подсмеивалось и подмигивало: «А откуда ты знаешь происхождение этого мифа? А ты уверен, что этот миф родился в домуслимской среде? А может, эти три безмолвные фигуры и есть те, кто потом в русском народном сознании превратились в твоих трех царей-волхвов?» Я отснял эти надписи, собираясь отдать их впоследствии на расшифровку. Большая часть надписей, конечно же, шахада. Моих (несерьезных) и Ажуоласа (более серьезных) познаний в арабском (в свое время посвятил я этому языку два или три месяца моей жизни) хватило, чтобы понять это.
Однако были и другие надписи, вероятно, сообщающие о тех, кто там лежит. Часть начертаний (резей в белом известняке) была выполнена куфическим письмом. Но это, скорее всего, были цитаты из Корана.
Оставалось небольшое число совершенно неопознанных надписей.
Собираюсь в самом скором времени отдать их на расшифровку специалистам по палеоэпиграфике. Впрочем, какое там «палео»! Речь-то идет о Средних веках. Обычному мулле отнесу.
На татарском кладбище русского человека одолевают странные мысли. Он задумывается о священном и святом, его гложет подозрение, что он чего-то не понимает. Что-то подобное он испытывает, находясь и на еврейском кладбище. Русский человек задумывается о правоте своего выбора и прислушивается к немоте могил. Для русского человека совершенно различны иудейские, христианские и мусульманские кладбища. Мы не будем здесь пытаться понять глубинный символизм погребения в тех или иных авраамических традициях, скажем лишь то, что экзистенциально переживает себя любой из представителей этих конфессий на кладбищах своих «почти» побратимов по вере совершенно по-разному. Возможно, неслышный диалог с актуальной традицией закрыт для тех, кто прошел иную инициацию (обрезание, крещение, шахада). А возможно, это некий намек на истинность той или иной из названных традиций. Для меня кладбища иноверов молчали. Но это ничего не значит.
Общее восхищение нашего коллектива вызвали ворота мусульманского кладбища в Касимове. Несколько минут мы стояли потрясенные их красотой. Мусульмане, кажется, не любят посещений могил родственниками. Действительно, зачем? В креационистском космосе это излишество. Разве родственники могут улучшить или ухудшить участь своих близких? Кладбище прибранно, аккуратно. При этом дорожки очень слабо протоптаны. Складывается ощущение, что сюда ходят только «советские мусульмане», «отравленные» русскими влияниями. Ворота же кладбища, — будто некое отчеркивание от жизни, — нарочито ухожены. "
Поделиться352018-12-24 01:11:11
"Последней владетельницей Касимовского царства принято считать «тайную христианку» Фатиму-Султан Сеитовну, умершую, согласно историкам, в 1681 г., после чего город перешел в полное подчинение Москве. До сего дня в касимовском Историко-художественном музее сохранился ее трон, а возможно, и трон всех касимовских царей и царевичей."
Т.е.в Касимове было татарское царство зависимое от Москвы. И оно сохранялось до времен царевны Софьи.