mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Читая дневник К.С. Льюиса


Читая дневник К.С. Льюиса

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

МОЛОДОЙ ЛЬЮИС, РОССИЯ, УБИЙСТВО РАСПУТИНА, ГЕРОНТОФИЛИЯ И НЕЧТО ЕЩЕ

Читая дневник Клайва Льюиса за 1922 год.

Пишет, на минуточку, 23-летний молодой человек, исповедующий атеистические убеждения, пишущий годами извращенно-фантастическую поэму "Даймер", кое-как пишущий диссертацию ради трудоустройства в Оксфордский университет, с огромным нежеланием изучающий латынь и древнегреческий при отвращении к ним, состоящий в натянутых отношениях с отцом, снимающий жилье вместе с братом и с миссис Мур и ее дочерью, причем характер отношений 23-летнего молодого человека и 50-летней Мур более чем скандален в глазах окружающих, хотя никто ни в чем не признаётся. Но это еще полбеды: едва ли не половина разговоров с другими людьми у Льюиса образца 1922 года носит характер откровенно скабрезного копания в психических извращениях, причем вовсе не фрейдистского свойства (фрейдизм он категорически отвергал), а в рамках иных теорий, но от этого не менее безумных.

И лишь в подсознании - которое Льюис уже тогда считал "иной формой сознания" - жило нечто еще, нечто исконно ирландское, кельтское. Сны он записывал не менее подробно, чем события каждого дня - по минутам и часам. Ему снились полеты и встречи с эльфами в сидах, и он был счастлив, хоть раз в год выбираясь к отцу в Белфаст. "Ольстер - прекрасная страна, если выселить из него ольстерских юнионистов". В точку! Двумя руками одобряю, притом что сам Льюис был из шотландских переселенцев-протестантов в Ольстере - он умел быть объективным и видеть источник зла в своем краю...

Надо понимать, кем и чем был Льюис на протяжении всех 20-х годов, чтобы по достоинству оценить тот переворот, который совершится с ним в 30-е. Разумеется, и в "Космической трилогии" у него еще будут слышны отголоски этих весьма извращенных настроений юности (вообще, по степени одержимости нездоровыми навязчивыми эротическими идеями на страницах художественных романов с Льюисом могут сравниться разве что Дриё ла Рошель да Карпец), но с годами они уйдут, преобразившись в нечто иное, что сам же Льюис и опишет в потрясающем эпизоде с ящеркой в "Пока мы лиц не обрели".

Зато юный Льюис любил русскую культуру. В 1922 году он слушал Стравинского, Мусоргского, арии Шаляпина. И совсем уж невероятной выглядит запись, что один из сотрудников Оксфордского университета, чью фамилию Льюис на слух записал как Зумагринофф, был убийцей Распутина и теоретиком умеренного социализма, при этом сам будучи миллионером. Издатели дневника не сумели прояснить этот загадочный эпизод...

0

2

Продолжая тему отношения Льюиса к Англии. Он ведь и в позднейших воспоминаниях будет писать:
«Мое первое впечатление от Англии будет, конечно, непонятно англичанину… Мир, в котором мне предстояло жить, сразу вызвал у меня ненависть. Странный английский акцент, окружавший меня, был подобен голосам демонов. Но хуже всего был английский пейзаж… Даже сейчас эта местность кажется мне самой скучной, самой негостеприимной на всем острове, но для ребенка, всегда жившего у моря, вблизи гор, она была, как для юного англичанина — Россия. Бесконечная равнина, миля за милей, бесцветная страна, уводившая прочь от моря, окружавшая, сковывавшая. Все было не так: деревянные ограды вместо каменных стен и изгородей, красные кирпичные фермерские домики вместо белых коттеджей Ирландии; поля чересчур велики, даже копны сена неправильные. Верно говорит “Калевала” — в чужом доме и пол кривой. Позднее я примирился со всем этим; но понадобилось немало лет, чтобы избавиться от вспыхнувшей в тот миг ненависти к Англии».

0

3

Но вот что заслуживает безусловного уважения даже у раннего Льюиса, еще не вполне сформировавшегося и метавшегося - так это его безупречная нравственная позиция относительно Ирландии. Сам будучи выходцем из протестантской ольстерской семьи шотландского происхождения, он неизменно и твердо осуждал юнионистов и одобрял ирландскую освободительную борьбу. Да, политические вопросы для Льюиса всегда были третьестепенными, и он никогда не был членом ирландских организаций, однако с шиннфейнерами и прочими католиками общался с удовольствием. Показателен в этом плане его разговор с Невиллом Когхиллом (католиком, тем самым, который будет третьим действующим лицом в ту знаменитую "ночь в аллее", когда Льюис изменит свое мировоззрение) вскоре после их первого знакомства в 1923 г.  - тогда Когхилл сказал, что он в принципе за монархию как единственную цивилизованную форму правления, но только не за Виндзоров, за которых он не даст и гроша. Льюис высказался еще радикальнее, что с варварством в любом случае надо кончать, а ведь ольстерский юнионизм - это варварство типа украинской бандеровщины, не меньше.
...Думаю, один из самых важных уроков в жизни - людей надо судить не по их сугубо политическим идеалам и взглядам, а по нравственной позиции. Кто считает допустимым во имя своей позиции разрушать святыни и вспарывать животы - тот нелюдь, независимо от того, во имя "правых", "левых" или "серо-буро-малиновых" идеалов он это делает. И на свете есть вещи, абсолютно нетерпимые и отвратительные, которые должен осудить и с отвращением отвернуться от них любой вменяемый человек независимо от формальной политической ориентации. Ирландия в этом плане - очень хороший пример и тест на человечность.

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Читая дневник К.С. Льюиса


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно