mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Кое-что о русской философии


Кое-что о русской философии

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

В рамках дискуссии о русской классической философии родились у меня следующие тезисы:
РКФ в своем развитии прошла этапы, которые Соловьев предвосхитил в "Жизненной драме Платона" на древнегреческом материале:
1. Нерефлексивная традиция (досократики / академическая схоластическая философия)
2. Вызов со стороны разрушителей традиции (софисты / нигилисты)
3. Преодоление 1 и 2 в синтезе (Сократ / Соловьев)
4. Гибель 3, переход учеников на более правые позиции (Платон "Государства" / РКФ начала ХХ века)
5. Перерастание в реакционность и традиционализм (Платон "Законов" и "Послезакония" / Флоренский, Лосев и позднейшая философия)

0

2

Это как дополнение к моей статье.
https://politconservatism.ru/articles/r … z-nebytiya

0

3

Максим, прости, может быть я не совсем «в тему» скажу. Какое, на твой взгляд, место занимает в этой схеме марксистско-ленинская философия и, в частности, Эвальд Ильенков? Можно ли утверждать, что марксизм-ленинизм был именно «русским марксизмом» (от Плеханова — к Ленину) или же эдаким «альт-марксизмом» (в котором, собственно, от Маркса уже фактически ничего не осталось, но зато был обозначен поворот к Гегелю)? Был ли прав Дугин, когда называл мировоззрение и идеологию Советской Цивилизации «криптотрадиционализмом»? Опять же, в советских учебниках и хрестоматиях по философии Платон, кстати, очень даже уважался, а книги Лосева и Тахо-Годи издавались приличными тиражами.  ;)

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2018-12-28 11:24:33)

0

4

Блестяще! Это пишет Лосев!!!  :cool:  :flag:  :cool: 

Было три обстоятельства, которые обусловили собою и сделали понятными мои позднейшие марксистские методы. Во-первых, еще в ранней юности я страстно предавался диалектике. Гегель, Шеллинг и неоплатоники были глубочайшими диалектиками, хотя, конечно, чисто идеалистическими. Во-вторых, я всегда с полным отвращением относился ко всякому  формалистическому изолированию отдельных гуманитарных дисциплин. И античность, и средневековье, и новые времена всегда переживались мною как целостные культуры со  всеми внутренними и со всеми внешними сторонами. И в-третьих, как я сказал, еще с 1913 года я был поглощен идеей обреченности культуры буржуазного Запада. Ведь у Вагнера вся  мировая трагедия в том и заключается, что нашлись такие дерзкие герои, которые выкрали золото, вечно покоившееся на дне Рейна. Вагнер изображает, как это золото переходит из  рук в руки, вызывая везде несчастья и смерть. Даже боги гоняются за этим золотом. И в результате верховный бог Вотан, познавший трагедию погони за золотом, сжигает на небе  дворец богов, построенный за счет этого золота. Этот дворец погибает в огне, а с ним и все боги, и сам Вотан. Глубоко и страстно переживая эти три идеи, я начиная с 30-го года  совершенно легко и свободно стал применять марксистские методы, конечно, со своим собственным и специфическим их пониманием. Большую роль в моем обращении к марксизму сыграла публикация русского перевода "Диалектики природы" Ф. Энгельса в 1925 году и выход в свет отдельным изданием "Философских тетрадей" В. И. Ленина в 1934 году. В 10-е  годы я участвовал в работе двух научных обществ. Это психологическое общество при Московском университете, руководителями которого были Л. М. Лопатин и Г. И. Челпанов. И  кроме того, я посещал религиозно-философское общество имени Вл. Соловьева, которое собиралось в доме известной меценатки М. К. Морозовой на Смоленском бульваре. Это была  богатая и очень красивая женщина, покровительница, кстати сказать, таланта Скрябина, которая содержала издательство "Путь", но не по коммерческим соображениям, а потому, что  была бескорыстно предана делу культуры. И между прочим, первый доклад, который я там прослушал, это доклад Вяч. Иванова "О границах искусства". Этот доклад был потом  напечатан в журнале "Труды и дни". На одном из заседаний я читал доклад о сравнительной характеристике диалогов Платона "Парменид" и "Тимей". По докладу выступали несколько  лиц, в том числе председатель общества Г. А. Рачинский и П. А. Флоренский. Там собирался тогдашний цвет философско-литературного общества, там все были, не только столичные  философы. Из Киева, например, приезжал Шестов. Я какой-то его доклад слушал в психологическом обществе. По-моему, назывался "Memento mori". Интересно, глубоко, но не  академично. У него тип литераторский, а не академический. А я все-таки как-никак прошел академическую школу и не мог быть настолько символистом и декадентом, чтобы отвергнуть  академическую формалистику, никак не мог.

0

5

Потрясающе!!! И это тоже Лосев!!!  :flag:

Куда дальше движется человечество? А дальше идет то, что противоположно индивидуализму. А именно: общественность и коллективизм. То есть социализм. Он стоит на очереди после индивидуализма. Что противоположно индивидуализму? Коллективизм. Конечно, такой коллективизм, который не подавляет личность, а помогает ей развиться, предоставляет ей возможности и стимулы для самораскрытия. Важно и то, как он может проявляться, в каких видах. Но то, что коллективизм — требование времени, это для меня ясно. Ясно также, что индивидуализм, эта великая культура последних пятисот лет, прошла или проходит. Теперь наступает новая эпоха.

:cool:

Стало быть, дорогой Максим, неореакционное альт-райтовское «Тёмное Просвещение» — это не такой уж и «шедевр»? Кстати, на Западе заявляет о себе и так называемое «Красное Просвещение»«Red Enlightenment»;)

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2018-12-28 12:14:48)

0

6

Ты Вахитова почитай. "Поздний Лосев и марксизм".
http://vphil.ru/index.php?option=com_co … mp;id=1853

От советского режима Лосев никогда не видел ничего, кроме гонений. Его книги по философии заставляли переписывать под вывеской "эстетики" и "мифологии", он был вынужден завуалированно использовать чуждые термины, весь тираж его "Владимира Соловьева" по приказу Андропова сослали в Киргизию, чтобы в Москве нельзя было купить.

0

7

Что верно, то верно, хотя именно у Лосева, если угодно, можно обнаружить пути самого, что ни на есть, обновления советского марксизма (а Вахитов, к счастью, это уловил блестяще!). Максим, меня поразило, что Лосев, когда говорит о своём увлечении марксизмом и диалектикой, фактически говорит на языке... консервативных революционеров!  :cool: И какой, поистине, великий образный ряд — Маркс, Вагнер, Вотан, Рагнарёк, смерть буржуазного Запада! И нет ничего удивительного, что этот «язык» попытались и в КПРФ освоить, свидетельством чему стали книги Бердяева в библиотеке на раннем сайте Компартии (где, кстати, была ссылка на сайт партии «Евразия» и где была персональная страничка Дугина). Мало того, так современные коммунисты охотно читают и цитируют и Бердяева, и отца Сергия Булгакова, которых, в принципе, можно назвать и пост-марксистами. Но Лосев, как мне видится, где-то даже глубже понимал Маркса и диалектику, нежели уважаемый мной Бердяев. Прав ли я?

0

8

Всё- таки ленинский материализм это самая близкая к объективному идеализму философия. Именно благодаря его многолетней монополии у нас совершенно нормально считать что есть объективная истина и условный шарик в простерилизованном закрытом ящике без камер существует вне зависимости от того что мы думаем. И да, если по марксизму нельзя говорить что мозг творит мысль как печень жёлчь, то на западе многие так учат. Элиминативиств и биоредукционистов. Но я против утверждений что Ленин и Сталин не марксисты. Говорить так значит считать их лжецами. Просто у них своя модель марксизма.

Отредактировано Данiилъ Бондаревъ (2018-12-29 05:06:51)

0

9

Такая мода на антимодернизм в христианстве у нас во многом как отголосок сталинской борьбы с уклонами и да, правы разные АПСники и правмировцы когда так говорят. Просто Сталин верил что есть объективная познаваемая истина. И легче ко Христу приити после "Материализма и эмпириокритицизма" с " Марксизмом и вопросами  языкознания " , чем начитавшись иррационалистов как Шестов или всяких западных субъективных идеалистов или вульгарных материалистов. Мой наставник великий биолог Владимир Коровин, которого я хоронил именно такой пример. С критики вульгарного материализма и субъективизма стал глашатаем примирения науки и религии. Учил что эволюции нет вне экосистем, чтобы деревья развивались нужен уже лес. А без Бога сразу леса не будет.

0

10

Да, конечно, ты прав, Алексей! И Даниил прав. Признание объективного мира - важная заслуга, и недаром тот же Вахитов писал, что при засилье позитивизма Лосев бы не смог так мимикрировать, как он мимикрировал под марксизм (но "выворачивая" его наизнанку, конечно!)

Да вот и Мацейну я перевел. Уж на что Мацейна был антисоветчик, но он цитировал Бердяева и учил, что советский большевик может стать христианином и обратиться к Богу, а буржуазный либерал - не может.

0

11

Буржуазный то либерал обратиться тоже может, но его ломка будет в десятки раз тяжелее.

0

12

Максим, меня поразило у Лосева, что он фактически предложил путь трансформации, причём Абсолютной, советского марксизма-ленинизма! Представляю себе, как если бы где-нибудь в «параллельной советской реальности» Лосев пишет фундаментальную, на сотни страниц, работу «Диалектика» и она принимается советским обществом, становится основополагающей. Увы, но вплоть до 1990-го года советская философия топталась на месте, повторяя избитые формулы и фразы, а если и пытаясь что-то «обновлять», то крайне осторожно и неохотно. Отсюда и все беды советского «официоза», ибо он, как верно заметил профессор Бузгалин, не сумел адекватно ответить на вызовы западной, в том числе и левой, философии.

0

13

Что диалектический материализм по Ленину и Сталину ближе к объективному идеализму чем любые формы субъективного идеализма это вообщем-то не я придумал, я лишь как раз Максим тебя пересказываю, статью "традиционное прочтение ленинизма '' и Фёдора Ефимовича Мельникова ''о человеческой душе и её происхождении ''.

0

14

Так Лосев и писал! Но каждый раз у него бумаги то изымали, то они сгорали и погибали, то просто запрещали публиковать и т.п.

0

15

В принципе, он уже в "Диалектике мифа" писал, что коммунисты непоследовательны, отягощены пережитками буржуазно-либерального атеизма (это же писали Бердяев и Мацейна...), что для последовательности они должны пойти дальше.

0

16

Да, строго говоря позиция диалектиков что нельзя говорить что мозг порождает мысль как печень жёлчь в рамках материализма непоследовательна. Если уж быть материалистом (имеется ввиду не признавая душу) то механистом, редукционистом или элиминативистом.
А лучший выход это союз объективного идеализма и сакрального материализма.

0

17

Чрезвычайно интересные, с множеством деталей и культовыми именами, воспоминания Павла Владимировича Тулаева о его молодых годах и становлении мировоззрения: http://www.ateney.ru/pavel-tulaev-ot-disputa-k-soboru Тебе, Максим, будет особенно интересно, так как Павел Тулаев был страстным почитателем и проповедником идей Алексея Фёдоровича Лосева. А сегодня он, после всех своих «языческих» увлечений, вернулся в Православие.

0

18

А лучший выход это союз объективного идеализма и сакрального материализма.

Даня, родной, так ведь именно об этом сейчас дискутируют на Западе так называемые «альтернативные левые/альт-лефты». Меня вот что поражает. Мы с Максом ещё на «Интертрадиционале» ругались, бывало, из-за моего «ноосферного коммунизма».  :rolleyes: Бились, я бы сказал, жёстко, однако если уж так разобраться, то это был не более чем «товарищеский диспут».  ;) И вот годы спустя я начинаю изучать западных альт-лефтов и обнаруживаю... свой же «ноосферный коммунизм», но только изложенный несколько иначе, но суть всё та же — синтез Архаики и Модерна, Традиции и Прогресса, Консерватизма и Футуризма. То есть альт-лефты, отчасти позиционируя себя как «левое» или же «прогрессорское» крыло альт-райтов, говорят о творческой роли прогресса и о «консервативной» составляющей, собственно, левой идеологии и, что немаловажно, именно о «сакрализации» материализма (есть даже такое явление как «новый атеизм», в котором, тем не менее, отнюдь не отрицается роль Традиции). И в противовес «неореакционному» «Тёмному Просвещению» выдвигается довольно любопытная альтернатива «Красного Просвещения» как своего рода «традиционал-прогрессорство», как более оптимистическая надежда, как своеобразный Высокий Коммунитаризм. Так что моё увлечение «ноосферным коммунизмом» и Иваном Ефремовым спасло меня, в некотором смысле, от реально деструктивного «регрессивного» левачества, в котором напрочь отсутствует Проект Будущего и налицо — смертоносная дегуманизация.

Кстати, кстати...  ;) Есть у меня в библиотеке два советских «Философских словаря», в которых наглядно представлено состояние философской мысли в Советском Союзе. Самый ранний — 1963 года издания. И там есть статья о Владимире Вернадском, биосфере и, отдельно, о ноосфере, а в учебниках и литературе по марксизму-ленинизму стали встречаться упоминания ноосферы, которая совпадает с коммунистическим цивилизационным идеалом. Сама идея «ноосферы» была, если угодно, эдакой «идеалистической» лазейкой. И у Ефремова эта идея «литературно-художественно» обыгрывалась, а ряд авторов писали целые книги о ноосфере как кульминации научного коммунизма. Например, о ноосфере и экологии увлекательно писал академик Никита Моисеев.

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2018-12-29 19:05:56)

0

19

Главная слабость всех альт-лефтов и Ивана Ефремова включительно - в восторженности перед глобальным слиянием всех культур. Нет у них чувства земли, Родины.

0

20

Да и опасность киборгизации, искусственного интеллекта никто не отменял.

https://a-eliseev.livejournal.com/1949251.html

0

21

Сакральный материализм это Флоренский. Не уверен что альт лефты на него ориентируются.

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Кое-что о русской философии


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно