Данiилъ Бондаревъ написал(а):Я понимаю что в каббале и талмуде много от пророков и Адама и Мелхиседека, но какие нибудь орфеи как такое увидят им будет ещё довод чернить Профессора.
В Талмуде много чего есть, но сравнивать Талмуд с Каббалой - все равно что сравнивать мусульманские сборники хадисов с Сухраварди и ибн Араби. Талмуд - прежде всего сборник обсуждений линий передачи и истории установления тех или иных законов иудаизма, в том числе сомнительных и отброшенных, но обсуждения эти часто перемежаются с легендами, в которых много от пророков и эзотериков разных времен. Каббала - вообще не какая-то конкретная книга, но общее название весьма разной еврейской эзотерики, от очень серьезной практики умосозерцательной жизни и сосредоточения в молитве до хиромантии и толкования снов. Все это разные, порой даже взаимно несовместимые вещи, но так получилось, что все это именуют словом "Каббала", которое буквально и означает предание или Традицию.
По пунктам:
mahtalcar написал(а):"От света Первого Дня светят Солнце и Луна в Четвертом Дне" ("Зоhар Хадаш", "Итро", 87).
Так это же просто в Библии написано! Разумеется, есть масса эзотерических комментариев насчет разных категорий света. Свет первого дня в точности соответствует фаворскому свету в христианстве. Отражается он в духовном смысле, когда Луна (Шхина, София) наполняется внутренним Солнцем, нетварным светом, который без посредства Луны как проводницы практически недоступен. По ссылке там много написано. В частности, что "красивейшая из женщин" в библейской Песни Песней - это как бы лунная точка, из которой вытекают все знаки и света.
Тут надо заметить, что читать Зогар без понимания хотя бы основных символов и методов прочтения, да еще и в переводе, не только малополезно, но и часто вредно. В русскоязычной среде особенно вредна секта Михаила Лайтмана - нечто вроде саентологии с квазикаббалистической начинкой.
mahtalcar написал(а):Примечательно, что в каббалистической традиции свет, что был до Солнца и Луны, погас в момент Грехопадения (ср. с "Сильмариллион", гл. 8).
Это так, но погас для грешных людей, а вообще никуда не делся. И, как выше сказано, свет этот соответствует фаворскому свету в христианстве или нетварному свету космического прототипа Мухаммада в исламе (Нур Мухаммад), поэтому вряд ли имеет смысл эту традицию локализовать именно в Каббале.
mahtalcar написал(а):Но часть изначального света Господь поместил в белый кристалл (!) под названием "Зоhар", который исчез только при разрушении Храма.
Имеется в виду эотерическое знание (в смысле - гнозис, а не техническое знакомство с какими-то секретами), способное открыть изначальный свет или хотя бы его отблеск достойному человеку, а не физический камень (в данном случае).
mahtalcar написал(а):Но на иврите "бен" значит "сын", а "адар" - название весеннего месяца (на который, к слову, приходится Пурим). Адар - месяц непростой. В високосные годы в еврейском календаре присутствуют два адара: "адар алеф" и "адар бет" (или "шени" - "второй").
Это базовый иудаизм, общеизвестные вещи, ничего (напрямую) каббалистического. Название месяца вообще-то аккадское. Второй Адар имеет тот же знак зодиака - Рыбы, но не имеет "собственного", лишь наследует от первого Адара. Технически он по определенному довольно хитрому алгоритму вводится для совмещения лунного календаря с солнечным. Внешне ничего эзотерического, просто этот месяц следует перед еврейской Пасхой, которая должна быть весной, поэтому слишком ранний Адар растягивается на два месяца.
Но именно поэтому этот месяц, первый и второй, называется и изображается двумя рыбами: из-за двойственности и энигматичности, присущей архетипу Иосифа (сына Иакова), который стал вначале рабом, был продан в Егитер, а потом в силу своей праведности стал там скрытым "заместителем" царя. Тип Иосифа (вовсе не обязательно физически рожденный в марте-апреле) - это святой странник, попадающий в опасные ситуации, но обладающий особыми способностями. В этом случае, учитывая необычное имя (или эпессе?) и общую таинственность Тома Бомбадила, действительно очень возможно прямое влияние каббалистической традиции. Более того, он носит перо зимородка, по-английски kingfisher! Это разноцветная птица: вспомним о разноцветных одеждах Иосифа.
А вот женский аспект Пурима и Адара имеет прямое отношение к "падшей" Софии. Царица Эсфирь как бы отправлена грешить с царем-язычником, но оказывается в итоге святой.
Отредактировано Pohjolainen (2021-12-22 07:32:52)