mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Толкиен и каббала


Толкиен и каббала

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Перепост заметок Шмакова. Хоть он теперь и за бандеровцев, но в традиционалистских темах я с ним сотрудничаю.

1.

"От света Первого Дня светят Солнце и Луна в Четвертом Дне" ("Зоhар Хадаш", "Итро", 87).

Примечательно, что в каббалистической традиции свет, что был до Солнца и Луны, погас в момент Грехопадения (ср. с "Сильмариллион", гл. 8).

Но часть изначального света Господь поместил в белый кристалл (!) под названием "Зоhар", который исчез только при разрушении Храма.

2.

Эльфийское имя Тома Бомбадила - Иарваин Бен-Адар. Но на иврите "бен" значит "сын", а "адар" - название весеннего месяца (на который, к слову, приходится Пурим).

Адар - месяц непростой. В високосные годы в еврейском календаре присутствуют два адара: "адар алеф" и "адар бет" (или "шени" - "второй"). Характерно, что само имя "Том" происходит от арамейского "te'oma", означающего "близнец".

Но вернемся к месяцу. Иудейский мудрец XI века рав Эфраим считал:

"Второй адар не имеет собственного знака Зодиака, а потому никакое колдовство не властно над рожденными во втором адаре".

Кольцо Всевластия, как известно, власти над Томом Бомбадилом не имело.

0

2

Да, хотелось бы услышать мнение Pohjolainen.

0

3

Я понимаю что в каббале и талмуде много от пророков и Адама и Мелхиседека, но какие нибудь орфеи как такое увидят им будет ещё довод чернить Профессора.

0

4

Данiилъ Бондаревъ написал(а):

Я понимаю что в каббале и талмуде много от пророков и Адама и Мелхиседека, но какие нибудь орфеи как такое увидят им будет ещё довод чернить Профессора.

В Талмуде много чего есть, но сравнивать Талмуд с Каббалой - все равно что сравнивать мусульманские сборники хадисов с Сухраварди и ибн Араби. Талмуд - прежде всего сборник обсуждений линий передачи и истории установления тех или иных законов иудаизма, в том числе сомнительных и отброшенных, но обсуждения эти часто перемежаются с легендами, в которых много от пророков и эзотериков разных времен. Каббала - вообще не какая-то конкретная книга, но общее название весьма разной еврейской эзотерики, от очень серьезной практики умосозерцательной жизни и сосредоточения в молитве до хиромантии и толкования снов. Все это разные, порой даже взаимно несовместимые вещи, но так получилось, что все это именуют словом "Каббала", которое буквально и означает предание или Традицию.

По пунктам:

mahtalcar написал(а):

"От света Первого Дня светят Солнце и Луна в Четвертом Дне" ("Зоhар Хадаш", "Итро", 87).

Так это же просто в Библии написано! Разумеется, есть масса эзотерических комментариев насчет разных категорий света. Свет первого дня в точности соответствует фаворскому свету в христианстве. Отражается он в духовном смысле, когда Луна (Шхина, София) наполняется внутренним Солнцем, нетварным светом, который без посредства Луны как проводницы практически недоступен. По ссылке там много написано. В частности, что "красивейшая из женщин" в библейской Песни Песней - это как бы лунная точка, из которой вытекают все знаки и света.

Тут надо заметить, что читать Зогар без понимания хотя бы основных символов и методов прочтения, да еще и в переводе, не только малополезно, но и часто вредно. В русскоязычной среде особенно вредна секта Михаила Лайтмана - нечто вроде саентологии с квазикаббалистической начинкой.

mahtalcar написал(а):

Примечательно, что в каббалистической традиции свет, что был до Солнца и Луны, погас в момент Грехопадения (ср. с "Сильмариллион", гл. 8).

Это так, но погас для грешных людей, а вообще никуда не делся. И, как выше сказано, свет этот соответствует фаворскому свету в христианстве или нетварному свету космического прототипа Мухаммада в исламе (Нур Мухаммад), поэтому вряд ли имеет смысл эту традицию локализовать именно в Каббале.

mahtalcar написал(а):

Но часть изначального света Господь поместил в белый кристалл (!) под названием "Зоhар", который исчез только при разрушении Храма.

Имеется в виду эотерическое знание (в смысле - гнозис, а не техническое знакомство с какими-то секретами), способное открыть изначальный свет или хотя бы его отблеск достойному человеку, а не физический камень (в данном случае).

mahtalcar написал(а):

Но на иврите "бен" значит "сын", а "адар" - название весеннего месяца (на который, к слову, приходится Пурим). Адар - месяц непростой. В високосные годы в еврейском календаре присутствуют два адара: "адар алеф" и "адар бет" (или "шени" - "второй").

Это базовый иудаизм, общеизвестные вещи, ничего (напрямую) каббалистического. Название месяца вообще-то аккадское. Второй Адар имеет тот же знак зодиака - Рыбы, но не имеет "собственного", лишь наследует от первого Адара. Технически он по определенному довольно хитрому алгоритму вводится для совмещения лунного календаря с солнечным. Внешне ничего эзотерического, просто этот месяц следует перед еврейской Пасхой, которая должна быть весной, поэтому слишком ранний Адар растягивается на два месяца.

Но именно поэтому этот месяц, первый и второй, называется и изображается двумя рыбами: из-за двойственности и энигматичности, присущей архетипу Иосифа (сына Иакова), который стал вначале рабом, был продан в Егитер, а потом в силу своей праведности стал там скрытым "заместителем" царя. Тип Иосифа (вовсе не обязательно физически рожденный в марте-апреле) - это святой странник, попадающий в опасные ситуации, но обладающий особыми способностями. В этом случае, учитывая необычное имя (или эпессе?) и общую таинственность Тома Бомбадила, действительно очень возможно прямое влияние каббалистической традиции. Более того, он носит перо зимородка, по-английски kingfisher! Это разноцветная птица: вспомним о разноцветных одеждах Иосифа.

А вот женский аспект Пурима и Адара имеет прямое отношение к "падшей" Софии. Царица Эсфирь как бы отправлена грешить с царем-язычником, но оказывается в итоге святой.

Отредактировано Pohjolainen (2021-12-22 07:32:52)

0

5

mahtalcar написал(а):

Да, хотелось бы услышать мнение Pohjolainen.

Вообще, если подходить к этому с исторической точки зрения, следует различать:

1. Интуиции Толкиена, совпадающие с Каббалой.
2. Опосредованное знакомство с (опосредованной) Каббалой. Например, через Уильямса.
3. Прямое знакомство с доступной каббалистической литературой.

Уже сама схема предыдущих эпох или миров с катастрофическими трансформациями бытия между эпохами, обусловленными грехами людей, очень каббалистическая. Не автоматическая смена юг и кальп, и не неизбежный Рагнарёк. Но в деталях нужно исследовать каждый случай. "Сильмариллион" вообще достоит каббалистического комментария не меньше самой книги по объему.

Отредактировано Pohjolainen (2021-12-22 08:11:13)

0

6

К.С. Льюис с молодости был знаком с каббалой, но воспринимал ее крайне выборочно. Он в 20-е годы довольно скептично отзывался о повальном интересе к алхимии и оккультизму, особенно после своих бесед с У.Б. Йейтсом.

0

7

Суфийские авторы справедливо считают, что в Томе Бомбадиле на первый план выходят черты Зеленого Хызра / Идриса.

0

8

В Сильмариллионе определенно есть алхимические моменты. Скажем, алхимики описывали рождение Философского Камня из столкновения "волка с востока и пса с запада". Но ведь именно в результате схватки Хуана с Кархаротом из утробы последнего был извлечен Сильмарил!

0

9

Я сообразил, что имелось в виду под кристаллом. Не "Зогар", а "Цохар". Согласно известной легенде из мидраша античного (талмудического) периода, Ноев ковчег освещался изнутри светящимся камнем. Основано это предание на Быт 6:16, где в переводах написано "и сделай отверстие в ковчеге", но в оригинале использовано слово "освещение", что толкуется как сияющая жемчужина. Каббалисты это толкуют как символ изначального света, однако ковчег подразумевается духовный: сила молитвы. Но если совместить это предание с толкованием, то-есть земное с небесным, получается более чем похоже на песнь Эарендила. Легенду про ковчег Толкиен мог знать из популярных переводов еврейских легенд, в начале 20 века они точны уже были. Второе, мистическое толкование - напрямую маловероятно, но он мог сам так себе представить, а представление о духовном ковчеге есть и в христианстве.

Отредактировано Pohjolainen (2021-12-23 05:58:26)

0

10

Тем не менее, из всего сказанного здесь вытекает, что ни одного прямого заимствования или аллюзии из иудейской каббалы у Толкиена нет. Вероятно, он вовсе не был знаком с каббалой, а то общее, что у них есть, есть и в христианской традиции.
.
Израильский толкиенист Печкин считал каббалистическим наименование "Сокрытие Валинора", сравнивая ему с цимцум. Но по-моему, это совершенно разные вещи и о разном. Цимцум - это кенозис, самоумаление Творца ради сотворения мира. Хотя у Карсавина учение об этом самоумалении в конце действительно смыкается с отсылками к каббале. Но то у Карсавина.

0

11

mahtalcar написал(а):

Цимцум - это кенозис, самоумаление Творца ради сотворения мира. Хотя у Карсавина учение об этом самоумалении в конце действительно смыкается с отсылками к каббале. Но то у Карсавина.

Кенозис отождествляется с цимцумом в несколько затуманенной формулировке еще у Бёме и Шеллинга. На эту тему есть замечательное исследование современного немецкого софиолога Михаэля Френча: "Лик Премудрости" (по-немецки "Weisheit in Person").

Из Инклингов напрямую очевидны каббалистические аллюзии, наверное, только у Уильямса. Льюис вообще, по-моему, не был склонен ни к какой эзотерике.

Косвенно, как я уже отметил, у Толкиена сколько угодно есть мотивов, созвучных Каббале. Но они есть и практически во всех мифах народов мира, что лишь доказывает примордиальное единство мифологии и общие интуиции людей о глубинной реальности.

Отредактировано Pohjolainen (2021-12-24 07:09:57)

0

12

Льюис - очень глубокий знаток эзотерики! Прекрасно владел и герметической традицией, и всякими еретическими средневековыми рукописями по ангелологии и проч. У него преобладают именно прямые заимствования, хотя и наслоенные на его личные бзики по поводу Матери-Кибелы и аполлонического героя.

0

13

mahtalcar написал(а):

Льюис - очень глубокий знаток эзотерики! Прекрасно владел и герметической традицией, и всякими еретическими средневековыми рукописями по ангелологии и проч.

Интересно! А где можно про это почитать? В его основных произведениях эзотерика совсем не очевидна...

0

14

mahtalcar написал(а):

и всякими еретическими средневековыми рукописями по ангелологии

Какими именно? Ангелология - как раз более-менее нейтральная с богословской точки зрения область, хотя ереси могут возникать из-за смешения функций светлых и темных ангелов. А также, на более тонком уровне, за счёт смешения ангелов как тварных сущностей с нетварными эманациями. Но у Льюиса я таких тем не помню.

0

15

Pohjolainen написал(а):

Интересно! А где можно про это почитать? В его основных произведениях эзотерика совсем не очевидна...

Ну начать хотя бы с "Космической трилогии", а затем с его научных трудов по средневековой и ренессансной культуре, особенно в "Отброшенном образе".

0

16

mahtalcar написал(а):

Ну начать хотя бы с "Космической трилогии", а затем с его научных трудов по средневековой и ренессансной культуре, особенно в "Отброшенном образе".

Ну и в чем эзотеричность "Космической трилогии"? У него фигурируют планетные духи или ангелы, но это же широко известная тема. "Отброшенный образ" пока не читал, надо будет почитать.

0

17

У него ангелы в Трилогии, во-первых (Уарса), списаны во многом со средневековых рукописей, которые Льюис изучал как специалист и которые не являются общеизвестными, во-вторых, "Мерзейшая мощь" - это антимасонский эзотерический памфлет, где носителем Традиции предстает артуровское общество вокруг воскресшего Мерлина, а звание Пендрагона инициатически передается.

0

18

mahtalcar написал(а):

У него ангелы в Трилогии, во-первых (Уарса), списаны во многом со средневековых рукописей, которые Льюис изучал как специалист и которые не являются общеизвестными, во-вторых, "Мерзейшая мощь" - это антимасонский эзотерический памфлет, где носителем Традиции предстает артуровское общество вокруг воскресшего Мерлина, а звание Пендрагона инициатически передается.

Не знал, что "That Hideous Strength" на русский переведено как "Мерзейшая мощь". В этом смысле да, есть элемент если не эзотерики, то четкое мнение об аутентичной и подложной эзотерике. Про ангелов не думал. Они у него, конечно, напоминают планетных духов, как я выше и отметил, но я не думал, что тут более чем поверхностные параллели... Солнечный язык Льюиса весьма интересный, хотя, к сожалению, не доделанный дальше нескольких отдельных форм (или что-то можно найти в дневниках?) Следовало бы его сравнить с энохианским и Хильдегардой Бингенской.

0

19

mahtalcar написал(а):

У него ангелы в Трилогии, во-первых (Уарса)

Это слово, кстати, несколько напоминает андреевское "уицраор". "Розу мира" я эзотерикой, разумеется, не считаю. Даже не нью-эйдж, просто шиза. Однако, дико искаженные вкрапления настоящих прозрений там есть. В Каббале это "сар" - князь или министр. Кстати, учитывая наличие метатез в языке Льюиса, как раз и может быть производное этого слова. А "элдил" явно от семитского корня "эль", который может обозначать и ангела. "Элил" в др.-евр. - языческий идол.

Отредактировано Pohjolainen (2021-12-28 16:13:22)

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Толкиен и каббала


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно