В белорусском и украинском фольклоре мифическое существо, похищающее маленьких непослушных детей, либо евреев независимо от возраста. Согласно распространенного поверья, ежегодно в судную ночь черти уносят одного еврея или еврейку, чтобы в вихре отнести в болото, утопить или замучить до смерти. Глухой ночью поднимается буря, гаснет свет, а когда опять зажигают свечи — выясняется что одного еврея уже нет. Этот факт принимают смиренно, так как знают, что это дело рук чертей (1025: с.496) .
"Лейка, не нашед своего мужа в шинке и не докликавшись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что его унес Хапун , явившийся в виде солдата."
Орест Сомов "Сказки о кладах", 1830 (1198)
_____________________________
Асабліва ўсіх зацікавіла вестка пра слабодскага Янкеля. Усе яго добра зналі як здаровага, крэпкага чалавека, а тут Донька кажаць, што ў страшную ноч яго «хапун » хапіў і ўтапіў у рэчцы, дзе брат яго Шмэрка і найшоў. Стыдаючыся і баючыся выдаць гэту вялікую тайну хрысціянам, Шмэрка схаваў брата ў хляве і толькі праз месяц пусціў чуткі, што брат, быццам, сваёй смерцю памёр.
Усе слухаўшыя шчыра верылі ў гэта здарэнне, як верылі ў тое, што кажны год у Страшную ноч каго-нібудзь з жыдоў задушваець хапун .
____
Лявон Гвозд "Праклёнышы", 1913 (1197: с.192)
Особенно всех заинтересовало известие о слободском Янкеле. Все его хорошо знали как здорового, крепкого человека, а тут Донька говорит, что в страшную ночь его «хапун » схватил и утопил в речке, где брат его Шмерка и нашел. Стыдясь и боясь выдать эту большую тайну христианам, Шмерка спрятал брата в хлеву и только через месяц пустил слух, что брат, будто, своей смертью умер.
Все слушавшие искренне верили в это происшествие, как верили в то, что каждый год в Страшную ночь кого-нибудь из евреев душит хапун .
Леон Гвозд "Пракленашы", 1913 (1197: с.192)
_____________________________
Подобный мотив отразился также в записанной А.Сержпутовским сказке, в которой евреи пригласили на молитву парубка, а тот оказался колдуном. Спасти схваченого хапуном еврея может христианин (в одной такой легенде снимал бедолагу с верхушки дерева). В Гомельском Полесьи (юго-восток Беларуси) ночь с грозой и громом, когда "хозяйничает Xапун ", носит название Рябиновой (1025: с.496) .
В Калинковичском районе Гомельской области Беларуси зафиксировано единственное известие про использование слова «хапун » не в качестве наименования демонологического персонажа, а как название самого судного дня (Йом-Киппур):
"Иврейский празник хапун , кагды гусы летят. В тот дэн ани (яўреі) моляца, плачат, крычат" (1025: с.496) .
_____________________________
Согласно упоминанию хапуна с Вилейщины (северо-запад Беларуси), его представляли небольшеньким скрюченным дедком с длинной седой бородой, которым пугали маленьких непослушных детей:
Хапун летает по воздуху, высматривая капризных детей, которые не слушаются взрослых. Подкараулив, когда такой ребёнок отошёл далеко от дома, он хватает его и сажает в свой мешок. Детского плача с завязанного мешка никто не услышит: хапуна уже и след простынет, потому что носится он очень быстро. Увидеть хапуна заранее, чтобы спрятаться и убежать от него, невозможно, потому что он невидимый и виден только тогда, когда развяжет мешок, а делает он это только у себя дома. Живёт хапун за тёмным лесом посреди болота под вывернутым пнём. Туда он носит непослушных детей, всячески издевается над ними, даже сечёт крапивой. Никакой человек никогда не доходил до жилища хапуна , и никакому ребёнку не удавалось убежать от хапуна . Когда те дети (и мальчики, и девочки) вырастают, они тоже становятся хапунами , и них вырастает седая борода по колено.
______________________________
Источники
Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік — Мінск: Беларусь, 2004 (291)
Чароўны свет: з беларускіх міфаў, паданняў і казак / рэд. Г.П.Пашкоў; маст. В.П.Славук — Мінск: Беларус.Энцыкл. імя П.Броўкі, 2008 (403)
Зямная дарога ў вырай: Беларускія народныя прыкметы і павер’і / Укладанне, прадмова, пераклад і паказальнік У.Васілевіча. — Мінск: Беларусь, 2010 (449)
Міфалогія беларусаў. Энцыклапедычны слоўнік — Мінск: Беларусь, 2011 — 607 с. (1025)
Лявон Гвозд "Праклёнышы". Занядбаны шэдэўр // Дзеяслоў, №79 — Мн., 2015 — с.188-198 (1197)
О.М.Сомов "Были и небылицы" — М.: Советская Россия, 1984 (1198)
Белова О.В. Легенда о Хапуне: формы бытования сюжета на польско-украинско-белорусском пограничье. Podlasie Nadbużańskie — 500-lecie powstanie województwa podlaskiego (Польша, Цехановец, Museum Rolnictwa, 21-22 июня 2013) (1203)
Подготовка статьи:
Monster , Евгений Кот
Оригинал статьи: http://bestiary.us/khapun/ru