Путешествие к Алатырь-камню
В продолжение разговора, начатого в статье «Царь Мира, Илья Муромец и путь Героя» (https://a-eliseev.livejournal.com/1958318.html). Согласно былинам, перед тем, как прибыть в Киев, Илья направляется к некоему «неподвижному камню». Богатырю удаётся его сдвинуть, а под ним находит коня, оружие и доспехи.
Можно согласиться с тем, что данный камень является Алатырь-камнем. По нашему мнению он есть твердь, отделяющая «верхние» воды (Навь) от нижних вод меонального недобытия, и, тем самым, сдерживающий напор хаотических сил. («Алатырь-камень, изначальный Хаос и Навь» - http://zavtra.ru/blo…/alatir_-kamen_izn … aos_i_nav_)
В своём стремлении уподобиться Царю Мира, Герой совершает путешествие в тревожный, пограничный регион, который соседствует с регионами Хаоса. Там он обретает атрибуты богатырского, героического могущества, после чего только и поступает на службу к Царю «обычному» - князю Киевскому Владимиру. И на этой службе богатыри воспроизводят архетип вышеуказанного путешествия, отправляясь на пограничные заставы Руси – с тем, чтобы сдерживать нашествие внешнего врага. Сам Илья стоял на заставах девятнадцать лет.
Камень дарует богатырям некую грозную силу, подобную силе Грозы. И здесь можно вспомнить о Громовых камнях, чей символизм был подробно рассмотрен Р. Геноном в «Символах священной науке». Там он делает крайне ценное замечание: «Истина же заключается в том, что "громовыми камнями" являются камни, символизирующие молнию; они есть не что иное, как доисторические кремневые топоры, так же, как "змеиное яйцо", друидический символ "Мирового Яйца", есть не что иное, по своей материальной природе, как окаменевший морской еж. Каменный топор — это топор, который разбивает и раскалывает, именно поэтому он олицетворяет молнию; впрочем, эта символика восходит к эпохе исключительно далекой и объясняет существование некоторых так называемых "обетных топоров", то есть ритуальных предметов, никогда не имевших никакого практического применения в качестве оружия или какого-либо иного инструмента. Это заставляет вспомнить нечто уже известное: то, что каменный топор Парашу-Рамы и каменный молот Тора есть одно и то же оружие; а мы добавим, что это оружие есть символ молнии. Отсюда видно также, что символика "громовых камней" — гиперборейского происхождения, то есть что он связан с самой древней из традиций нынешнего человечества, с той, что действительно является первоначальной для текущей Манвантары».
Судя по всему, Громовые камни есть некие энергии разделяющей и охраняющей Тверди, которые обретает Богатырь, идущий по пути Героической реализации, уподобления Царю Мира.
Сам Царь Мира – сверхличностный Принцип, бытийный Полюс, который противостоит небытийному полюсу. В славяно-русской традиции этого Царя почитали как Белобога (он же – Белый Царь «Голубиной книги»). В языческой оптике теология часто подменяется космологией, а тварным субъектам приписывается Божественная сущность. В теологическом плане это, безусловно, искажение изначальной традиции. Но в плане священной космологии все верно, только нужно делать поправку – Белобог есть не Бог, но Полюс тварного, плотно-материального мира.
С славянских сказаниях повествуется о противостоянии Бога и дьявола, белой и черной птицы. То есть, имеются ввиду именно Белобог и Чернобог. Чернобог умылся водой (в данном случае символизирующей воды Хаоса) и брызнул ею назад, сотворив инфернальную рать (тысячи существ подобных себе), захотевшую вместе с ним захватить небо, или, по крайней мере, не пустить Белобога на землю. Но творец ударил палицей по некоему Камню и создал божественную рать, возглавляемую еще одним громовержцем, которым, в теологическом плане, «является» Перун. Он гремел сорок дней и ночей, одержав победу над силами Чернобога, навсегда сброшенного с небес.
Если же «спускаться» в область космологии, то перед нами предстаёт Царь Мира (Вайшванара, Мельхиседек), чьим подобием выступает Герой, обладающий энергиями Тверди, Алатырь-камня.
«Метафизика Грозы» - http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/32162/Metafizika-grozi
«Феникс (Жар-птица): аспект Огня» - http://zavtra.ru/blogs/feniks_(zhar-ptitca)_aspekt_ognya