ОРИЕНТАЦИЯ "Сѣверъ"
В отличие от дихотомии ВОСТОК/ЗАПАД, которые в подавляющем большинстве индоевропейских диалектов так или иначе связаны с подъемом и спуском Солнца, славянская, и более конкретно - русская дихотомия СЕВЕР/ЮГ не имеет внятных когнатов в других индоевропейских языках и представляется мне древнейшими пост-бореальными эпитетами этих сторон света. Еще на заре моих лингвистических поисков я пытался вникнуть в тайну этих величественных слов, совсем не похожих на другие слова русского языка. Помню, как увидев официальную этимологию слова «СЕВЕР», я остался в неудовлетворении и недоумении, но, не имея квалифицированной аргументации, решил отложить вопрос на потом. И этимологию слова «ЮГ» я также тогда не принял. Теперь у меня есть внятные версии.
Для того, чтобы увязать воедино слв. сѣвер, лит. šiáurė, лат. caurus «северо-восточный ветер», гот. skūrа windis «ураганный ветер», др-в-нем. scûr «ливень», которые морфологически схожи на первый взгляд, но на самом деле представляют большие трудности в плане несовпадения гласных, этимологами еще на заре 20 века был выдвинут вариант ПИЕ корня *ḱēur-os. Я против этого варианта – 1. длинная гласная в ПИЕ дифтонге – аномалия, 2. чтобы получился латинский caurus, ему должна была бы предшествовать форма *kh₁ur-, мало того что удлиненный дифтонг не просто укорочен, а вообще обеззвучен, из такого варианта естественнее вышел бы скорее «cūrus», а не «caurus»; 3. славянский ять с последующим «в», насколько я знаю, всегда наследует варианту *-ajw- (ср. лѣвый < (h)lajwos), из предлагаемого нам варианта получилось бы скорее «шюръ», а не «сѣвер». Мое решение проблемы следующее: мы имеем здесь два разных корня: *(s)kaw-r- и *sajw-(e)r-.
От корня *(s)kaw-r- «выделяющийся поток > мощный поток ветра, дождя > непогода» происходят лат. caurus, гот. skūrа windis, др-в-нем. scûr, агл. shower «ливень > душ», а также точная копия готского в русском выражении «скверный ветер». У Даля читаем: «Скверный ветер, северяк, северик, зимний ветер, полуночный, от севера». «Скверный» связан со словом «скаред» (< *skōr- < *skawr-): др-рус. скарѧдъ, скарѣдъ «отвратительный», чеш. škareda «чудовище», škaredý «отвратительный», слц. škaredý «гадкий, отвратительный», др-пол. skarady, польск. szkarada «мерзость, гадость; урод, пугало», szkaradny «отвратительный», вр-луж. škerjeda «грязь, нечистота», нж-луж. škaŕedy «грязный, гадкий».
Теперь отыщем истинные когнаты русскому северу, от корня *sajw-(e)r-. Это лат. saevus «яростный, дикий, жуткий», возможно также sevērus «серьезный, строгий» (не совсем совпадают гласные, может контаминация?). Далее, это грм. *saiwiz «море < яростное, дикое < Северное море? Северный океан?»: гот. saiws, др-агл. sǣ, агл. sea, др-в-нем. sēo, нем. See, др-скн. sær, sjár, дат. sø. Есть рабочая версия, что это было название Северного моря (Северное море + Балтийское море + Белое море когда Скандинавия еще была отдельным островом), тогда как *mori относилось к Черному морю, эти два моря как Белый и Черный полюса бореальной оси. Наконец, этот же корень встречаем в индоиранских: *sajw- > *sev-: скт. sevā «уход, внимание, практика, служение, благоговение, почтение, посещение, преданность, зависимость, сексуальная страсть», sevya «достопочтимый», sevate «служить (по призванию), следовать, быть преданным чему-л. (высшему)» . Там же, возможно, причастно и имя бога Шивы. Наконец, я полагаю, что там же слв. «шуй» (левый, если стоять лицом к восходящему солнцу) и «шить» (< *s-(h)ju-, когнаты есть во всех диалектах).
Таким образом, оба корня обозначают эпитет какого-то беспокойного, ошеломляющего явления, но если *(s)kaw-r- «ужасный» по принципу презрения, то *sajw-(e)r- «ужасный» по принципу трепета, благоговейного страха, а все потому что *s-aju «с вечным (связанный, cшитый), из вечного (происходящий)». Такова истинная этимология великого и ужасного слова СЕВЕР.