ВОЛЯ И ВОЛОС, ПРОРОК ЕЯ.
В корнях *(h)wel-, *(h)wal-, *(h)wol- царит неразбериха. Так, к примеру, я установил, что в балтийских и славянских языках слово "воля" совместило в себе взаимоисключающие параграфы: *(h)wal- ВОЛЯ как свобода, освобождение, произвол и *(h)wel-/(h)wol- ВОЛЯ как волеизъявление, приказ, обязывание властью. Это обычная контаминация двух корней с последующей притиркой смыслов. Такая же контаминация наблюдается и в относящихся к теме теонимах Волос и Велес. Если первый засвидетельствован в ряде памятников, то второй вырос на почве неоязычества всецело благодаря фразе из "Слова о полку Игореве" - "Боян, Велесовъ внуче". Лично я придерживаюсь трактовки "Боян, внук великих ушедших предков", так как считаю мнимого "Велеса" родственным литовскому когнату vėlė "призрак, тень умершего". Но речь сейчас о целом веере слов, растущих из бореального корня *ħəw-ħæl > ИЕ *(h)wal- "за гранью среды обитания":
*ħəw-ħæl «от-, вы- + там, чужое > от-чуждаться», *ħwæ-ħəl «от чужого ограждаться» > ИЕ *(h)wal-, *(h)wāl- «ограждение среды обитания от чужаков > ров, насыпь, стена, укрепление»
Конвергенция с корнем *(h)wal- «раз-растаться», особенно в значениях «высокая стена», «оградительный лес», «частокол». С другой стороны, оборонительное укрепление, охватывающее кольцом поселение, контаминируется с корнем *(h)wel- «круглый; валить, катать»
· лат. vallēs, vallis «долина, канава»; vallum «лагерный вал, частокол», vallus «кол», intervallum «интервал, проем между колами»
· ПКлт. *vālos: ирл. fál «вал, стена»
· ПГрм. *wallaz, *wallą «ров, вал, стена»: др-агл. weall, агл. wall, гол. wal, нем. Wall, швд. vall, дат. vold
· ПСлв. *vālъ: рус. вал «оградительная насыпь», укр. вал, чеш. val, слц. val, пол. wał
> ИЕ *(h)wal-, (h)wal-k- «тот кто за валом, вольный выселенец > житель низин, равнин, дикого поля; отчужденец от метрополии > чужестранец»
Конвергенция с разнообразными корнями, легшими в основу этнонимов, в частности с *(h)w-el-/*(h)w-ol- «вы-селяться, рас-селяться > отчуждение от влияния метрополии, воля» (ср. лат. Volcae). Среди негативных ассоциаций выделяется так же корень *(h)w-el-o- «вы-селяться с этого света на тот > умирать, гибнуть» (ср. грм. *walaz «павшие в бою; поле брани»).
· грч. Ēlis, элс. Wâlis «Элида, Элея, низинная область на Пелопоннесе, слева от гор Аркадии»; Ēlúsion «Элизий, елисейские поля, противопоставленное Тартару место блаженных в загробном мире» (<+ *(h)wel- «тот свет, умирать»)
· ПГрм. *wal- «поле, открытое пространство» (<+ *walþuz «лес» как «дикая природа за границами поселения»): др-скн. vǫllr «поле», исл. völlur «поле, лужайка, аэродром», нрв. voll «луг, газон»; *walhaz «чужестранец, кельт, римлянин»: др-агл. wealh, агл. Wales «Уэльс», Cornwall «Корнуолл» (< «кельтский отрог»), Wallonia «Валлония», др-в-нем. walh, walah, нем. Walchen, Walen, ср-н-нем. wale, др-скн. Valir, фар. val-
· ПБлт. *waljā «воля как свобода» » (<+ *vel-/*vol- «воля как волеизъявление»): лит. valià, лтш. vaļa
· ПСлв. *(h)walis > *volь > *volja «воля как свобода, отчуждение от метрополии» (<+ *vel-/*vol- «велеть > воля как волеизъявление, приказ, власть»): др-рус. волѩ, блг. во́ля, слн. vólja, чеш. vůle, слц. vol'a, пол. wola; *volxъ (<+ грм. *walhaz) «римлянин > романские народности»: др-рус. волохъ ~ волоси, укр. воло́х «румын», блг. влах, слн. làh, чеш. vlach, пол. włoch «итальянец»; + др-рус. Велы́нь, рус. Волы́нь; + слв. Волосъ (< *(h)walkis, + скт. Vala) «бог дикого поля, покровитель скота; идол киевского Подола, т.е. низин» (<+ Велесъ «бог загробного мира»)