Марат Ражбадинов
Генон, Сирия и сура «Свет»
В средние века мечети Каира и Дамаска ночью освещались стеклянными лампадами в форме чаши ( там же находились региональные ремесленные центры производства таких «солнечных чаш»). Подвешенные к потолку они как бы парили в воздухе, освещая окружающее тёмное пространство. Топливом для огня служило оливковое масло. Поверх лампады записывали аят 35 суры Корана «Свет» (Ан-Нур):
«Аллах — Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не освещается солнцем только с востока или только с запада. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Один свет поверх другого! Всевышний направляет к Своему свету, кого пожелает».
Средневековые экзегеты (Ибн Касир, Ас-Саади, Ас-Суюти и др.) так трактуют этот аят:
Всевышний - Свет небес и земли в прямом и переносном смысле.
Свет в душе человека - это свет веры и знаний в сердце. Этот свет подобен светильнику в нише, а светильник настолько ярок и чист, что он подобен жемчужной звезде. Его свет подобен огню, который разжигается от масла плодов оливковых деревьев, потому что это масло пылает самым ярким пламенем. И такое масло можно получить только из плодов оливковых деревьев растущих в Шаме - Сирии.
Масло высокого качества и чистого содержания, так как в Сирии нет зноя и нет холода, а умеренное комфортное тепло. «Солнце освещает маслину сразу после восхода и перед закатом. Т.е. дерево получает солнечный свет целый день. Такое дерево считается — не восточным и не западным».
Здесь есть определенный внутренний смысл упоминания Сирии в контексте темы света и Солнца.
У Генона имеется интересная трактовка слова «Сирия». По Генону, Сирия или Сурия одно из названий Гипербореи (острова Туле), столицей которой был Гелиополис «город Солнца», позже основаный под таким же названием в древнем Египте (ныне городской район в Каире -Айн Шамс -Глаз Солнца). Для древних египтян солнце олицетворяло Бога, восток -свет и победу над тьмой, а север изначальный и грядущий рай. На санскрите корень Сур обозначает свет, а производное Сурья есть имя Солнца. Сирийский или сириакский язык, который Генон называет «адамическим» трактуется им как «солнечное озарение» shems-ishraqyah. Такая трактовка стыкуется с исламской традицией. Согласно теологам Ибн Хазму и Ат-Табари, Адам разговаривал в раю на сирийском языке (но при этом знал и другие языки). На сирийском говорили все пророки от Адама до Авраама.
Генон подчёркивал, что loghah suryaniyah не имеет общего со страной Сирия. Однако, очевидно, что в Сирии в древности сложился серьезный очаг инициации.
Интересную трактовку слову Сирия дал и Л.Н.Гумилев: Сирия по-персидски называется Шам, а слово "боло" означает "верх", "поверхность". Следовательно, Шамбала переводится как "господство Сирии".
На арабском Аш-Шам обозначает более широкое пространство: Ливан, Палестину, Месопотамию, получается очаги египетской и халдейской традиции (некоторые включают Кипр, Синай, восточную Дельту Нила вплоть до Менфиса). Так как есть изречение Пророка Мухаммеда: «Всевышний благословил Шам от Ефрата до Эль-Ариша». В центре этого пространства стоит Сирия. В свою очередь Шам северная дуга арабского «хартленда» исторического региона Машрика -с арабского- «там где восход» Солнца.
Исламская традиция приписывает Пророку Мухаммеду следующие упоминания об этом месте: «Лучшая земля Всевышнего — это Шам, в нем лучшие Его творения и поклоняющиеся, и непременно войдёт в Рай группа из моей Уммы без спроса и наказания», «Благословенный Шам находится под крыльями ангелов», «Шам центр единобожия» (имеется в виду, возможно, древнее изначальное единобожие).
Таким образом, не исключено, что сюжет с упоминанием в Коране оливок из Шама-Сирии, дающие яркий свет, подобный солнечному, имеет двойной смысл и наводит на размышления о северном истоке.
Возвращаясь к стеклянным лампадам, которые несомненно содержали в себе многослойный символизм, следует добавить, что форма лампад всегда была выдержана в виде стеклянной чаши, где полыхал «оливковый огонь». Как правило, свет лампад озарял в темноте многочисленные символы солярного и полярного происхождения, изображённых вокруг на мраморном полу или выгравированных на стене. При этом упомянутый аят из Корана подразумевает свет знаний и веры в сердце человека.
Как говорил Генон, «чаша, избранная быть символом Сердца и олицетворяющая его в египетской идеографии, тотчас же привела нам на ум Святой Грааль, тем более что в последнем, помимо общего значения символа (впрочем, рассматриваемого одновременно с двух сторон, божественной и человеческой), мы видим также особую и гораздо более прямую связь с самим Сердцем Христа».