Насколько мне удалось реконструировать по кусочкам и благодаря расшифровке некоторых древних текстов, это было своего рода практическое поплощение мечты Harmonia Abrahamica Корбена. Еврейские христиане, признающие Мухаммеда пророком в радикально-шиитском ключе, который не противоречит основам христианства.
У исавитов была репутация "троеверов", синкретической секты, но найденные мной документы показывают, что их доктрина была вполне последовательной и цельной.
Итак, для затравки. Что у нас в целом вырисовывается. В середине VIII века еврей-мистик Ицхак Овадья, известный под куньей (арабским прозвищем) Абу Иса, создал в иранском городе Исфахан масштабное мессианское движение, которое на несколько веков составило альтернативу "нормативному" иудаизму. Главной особенностью этого движения было признание и изучение Евангелия и Корана одновременно. Соответственно, Иисус и Мухаммад признаются пророками, но только для "своего народа" (тут есть занятный казус, упомянутый ниже).
Вскоре после Аббасидской революции, Абу Иса организует вооруженное восстание и с многотысячной армией отправляется из Исфахана в Рей - сегодня это южный пригород Тегерана. Восстание разбивают и Абу Иса гибнет, но значительная часть его последователей либо отказывается верить в гибель своего учителя и считает, что он таинственным образом скрылся до конца времен (по-арабски и персидски это называется "гайбат"), либо выбрали себе нового лидера - Юдгана из Хамадана, ближайшего ученика Абу Исы.
Так или иначе, движение продолжается и известно под именем исавитов (исавийя) и распространяется от мусульманской Испании до Самарканда. Хариджиты и часть шиитов принимают исавитов за мусульман, хотя и странных, поскольку те соблюдают законы иудаизма, но признают Пророка и Коран. Арабские историки встречают исавитов в разных местах еще в XI-XII веках. Один историк, Абул Фазл ас-Сууди, упоминает исавитов в настоящем времени даже в XVI веке, хотя он мог, с большой вероятностью, просто цитировать более ранних авторов.
Все это давно и хорошо известно, хотя среди историков идут некоторые споры, следует ли считать исавитов еврейско-христианской сектой или скорее еврейско-шиитской. Некоторые критики считают их заигрывание с христианством и исламом просто оппортунизмом, но это мнение нужно отбросить по двум очевидным причинам. Во-первых, в средневековом мусульманском мире было гораздо безопасней исповедовать "стандартный" иудаизм, а не заниматься сектантством, к тому же связанным исторически с вооруженным восстанием. Во-вторых, движение процветало несколько веков и породило ряд дочерних сект, связанных с караимами, как минимум одна из которых, мишавиты, была открыто христианской. При этом сохранились свидетельства о еврейских сектантах, добровольно соблюдавших пост в Рамадан, но не желая при этом перейти в ислам, что оппортунизмом никак не объяснишь.
Ни один историк не пытался пока реконструировать мировоззрение исавитов, вжиться в их "троеверие" и понять, во что и как они верили. Именно этим мы и будем заниматься. Опуская пока детали, предлагается следующая реконструкция:
1. Исавиты были разновидностью еврейских христиан и придерживались "несторианской" христологии Церкви Востока. В кавычках, потому что Церковь Востока имеет мало отношения к тому, что ее противники именовали несторианской ересью. Сохранились труды Масиха или Исы аль-Хакама, дамасского врача IX века, современник которого отмечает, что он был "христианин, несторианин, исавит".
Кроме того, само слово "исавийя" - попросту синоним слова "христиане", хотя в качестве отмазки для еврейских общин исавиты его возводили к своему учителю, который сам выбрал прозвище Абу Иса, т.е. в данном контексте "предтеча Иисуса"! К тому же, Абу Иса был родом не откуда-нибудь, а из Нусайбина (Несивии), мирового центра Церкви Востока, патриархи которой как раз жаловались на изобилие странных прихожан, исполняющих ветхозаветные обряды и общающихся постоянно с евреями.
Есть еще интересный момент. По свидетельству арабских историков, когда у исавитов спрашивали, кого они имеют в виду, когда утверждают, что Иисус был пророком для "своего народа", они отвечали, что имеют в виду евреев.
2. Отсюда следует, что целью восстания Абу Исы был вовсе не сбор евреев в Иерусалиме, как наивно думают некоторые летописцы, но подготовка ко второму пришествия Христа. Собственно, посмотрите на карте, где Иерусалим, а где Тегеран. Come on! Тут скорее можно провести аналогию с боевыми протестантскими движениями типа гуситов. Аббасидскую революцию Абу Иса воспринял, видимо, как исполнение новозаветных апокалиптических пророчеств.
3. Исавиты толковали ислам в духе радикального шиизма (гулат), признавая у пророков и имамов в том или ином смысле божественную природу. Иначе просто не получится совместить с пунктом 1. Видимо, ждали возвращения Махди из сокрытия перед вторым пришествием Христа.
Собственно, вот и все. Если принять именно такую гипотезу, все становится на свои места. Исавиты практиковали частые посты, молились 10 раз в день и запрещали развод. Это, разумеется, христианская составляющая. Юдган из Хамадана считал соблюдение заповедей иудаизма важным делом, но после разрушения Храма необязательным. Это типичная логика некоторых иудействующих групп сирийских и иранских христиан. Типа, Христос исполнил все заповеди, но сам их соблюдал, поэтому лучше и нам продолжать. Оригинально здесь добавление шиитского элемента. Исавиты запрещали употреблять алкоголь и крайне негативно относились к династии Омейядов. По всей видимости, считали их зверями из Апокалипсиса.
А вот самое интересное тут то, что исавитские тексты оставили заметный след в том, что сегодня именуется ортодоксальным иудаизмом. В частности, один из немногих сохранившихся цельных текстов этого движения, "Тайны рабби Шимона бар Йохая", признан богодухновенным нынешними сатмарскими хасидами, хотя там Мухаммад называется "пророком, посланным сынам Ишмаэля по воле Всевышнего", а концовка представляет собой перефразированные отрывки из Откровенния Иоанна Богослова.
Из того же текста, впрочем, следует, что они люто ненавидели Рим, под которым в данном случае подразумевается скорее Византия. Что с точки зрения "несториан" вполне нормально, поскольку их господствующая римско-византийская церковь преследовала как еретиков больше, чем евреев.