mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Канонъ Франциску Ассизскому.


Канонъ Франциску Ассизскому.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Канонъ святому преподобному отцу нашему Франциску Ассизскому

Тропарь, глас 4-й

Иже Богомъ во́ время люто, миру омалѣ паки ся опоганившу*, спасения ради грѣшникомъ и заблудшимъ посла́нныи, во смиренiи велицѣ и постѣхъ и хуленiи терпѣнiи кротцѣмъ и незлобивѣмъ просiявыи отче Францище, нищету святую зѣло возлюбивыи, в цѣлѣй вселеннѣй и нынѣ вѣрныя Христовы заступая моли Христа Бога спастися душамъ нашимъ. (Дважды).
* когда мир чуть не стал опять языческом

Слава, и нынѣ. Богородиченъ. Иже о́тъ вѣка утаенное, и ангелом несвѣ́домое* таиньство. Тобою Богородице земным явися, Богъ въ неразмѣснѣ снитiи ** воплощаемь. И крестъ волею*** насъ ради воспрiимъ. Имъ же воскресивъ первозданнаго****, и спасе о́тъ смерти душа наша.
* непонятное **нераздѣльномъ соединенiи *** добровольно **** Тутъ – Адама и его потомковъ

Песнь 1
Вооружена фараона погрузи, чюдотворяи древле, Моvсейскiи жезлъ крестообразно прорази, и раздѣли море, Израиля же бѣжаща, пѣша ходяща спасе, пѣснь Богови возсылающа.
Запѣвъ – Святыи преподобныи отче Францище моли Бога о насъ!
Въ пороцѣхъ мнозѣхъ въ чадствѣ растяше, обаче милость и любовь к нищимъ ту едину сохрани, сего ради пощади тя Богъ всемогiи и возлюбити нищету святую яко же унѣйшую* и богатѣйшую невѣсту даде и образъ покаянiя тя показа.
* самую лучшую
Запѣвъ
Внѣгда восхотѣ тя отецъ плотскiи паки на путь грѣха повратити никако же возгнѣвася или возгордися, но къ ногамъ судiи вся богатства своя поверже, и не токмо сребро и злато, обаче и вся одѣжа даже до исподнихъ, того ради одѣтъ тя Троица Всесвятая одѣжею славы вѣчныя.
Слава
Хладомъ снѣжнымъ всякое похотѣнiе плотско достославно побѣди отче всеблаженне, разбойничiе насилiе безропотнѣ прiятъ, на Единаго Бога заступничество уповая, гладъ велiи терпяше, сего ради ти вѣнецъ чистоты и богатство нетлѣнiя от Христа Спаса даровастеся, моли и намъ возлюбити вѣчная паче неже временная.
И нынѣ
Богородиченъ. Законъ кромѣ естественныхъ*, родила еси Законодавца, Бога и Человѣка бывша. Того яко Блага моли Всенепорочная, наша беззаконiя презрѣти, вопиющихъ всегда, поемъ Господеви славно бо прославися.
* Выше законовъ естества
Катавасия : Избави отъ бѣдъ рабы своя преподобне отче Францище, яко вси по́ Бозѣ к тебѣ прибѣгаемъ, ты бо молиши о насъ Христа Бога нашего! 

Пѣснь 3
Ирмосъ

Утвержеи небеса въ начатцѣ разумомъ, и землю на водахъ основавъ, на камени мя Христе церковнѣмъ утверди. Яко нѣсть свята, паче Тебе Человѣколюбче.

Запѣвъ
Не восхотѣ отче единъ вѣномъ* святыя нищеты насладитися, обаче раздѣлити со браты радость сiю, сего ради сотвори славенъ ликъ, Богу хотящiя послужити во всѣхъ концихъ земли Итальскiя созывая, нынѣ же в целѣй вселеннѣй имя твое прославися, занѣ не восхоте славы своя, но имени Спасову.
* Приданнымъ
Запѣвъ
Учаше ты отче всехвальне, яко же и Христосъ, не имѣти вовсѣ пѣнязя*, но токмо от трудъ праведныхъ и милостыни единое лишь пропитанiе имѣти и аще имяше чимъ главу покрыти, того ради яко за великую радость Бога всяческихъ хваляше.
* Деньги
Слава
В варварѣхъ сыи многiя научи не токмо едина существомъ, но и троична составы* Бога Истиннаго славити, свидѣтельствуя вѣрно, не убояся яко возмогутъ тя мучити и даже самаго житiя лишити, сего ради сохрани тя Богъ, да каѳоликамъ токмо именемъ, но не жизнiю, симъ, имъ же отвѣтъ стражае поганского** покаянiе проповѣдиши.
* Vпостасями ** С которыхъ спросъ строже чѣмъ с язычниковъ
И нынѣ Богородиченъ
Херувимъ и Серафимъ превышьши явилася еси Богородице. Ты бо Едина приятъ невмѣстимаго Бога, во чревѣ Своемъ Нескверная. Тѣмъ же Тя вси вѣрнiи пѣсньми Чистая ублажаемъ. Катавасiя.

Сѣдаленъ глас 4-и
Тлѣнная и преходящая мира сего яко умѣты* отверже отче преподобне, сего ради потече ти Духа Святаго источникъ от престола Бога и Агнца, глада и жажды былыхъ ради, слаще меда и млека пiеши нетлѣнное питiе нетщающее**, нынѣ же моли Христа Бога спастися душамъ нашимъ.
* Калъ ** Неистощимое
Слава, и нынѣ. Богородиченъ. Херувимъ и Серафимъ превышьши еси Богородице. Небесе же и земли пространнѣйши. Видимыя твари и невидимыя явися преимущи, неразсудным разсуждением*. Его же бо пространьствiя небеса не вмѣщаютъ, в Своей утробѣ вмѣстила еси Чистая. Его же моли спастися рабомъ Твоим. 
* Непонятным человеческому разуму Божимъ рѣшенiемъ

Пѣснь 4
Ирмосъ
Ты ми Христе Господь, Ты же и сила ми, Ты ми Богъ, Ты ми радованiе, не оставль нѣдра Отча, но милостiю си нашу нищету посѣтивъ. Тѣмъ съ пророкомъ Авва́кумомъ зову, силѣ Твоей слава Человѣколюбче.

Запѣвъ
Волка губбiйскаго и разбойники многи, человѣкоубiйцы отчаянныя на мирное житiе силою Духа Святаго настави, сего ради и нынѣ Бога Всесвятаго умоли, да и намъ подастъ житiе мирное и безраздорное.
Запѣвъ
Второе времене твоего свѣтило Доминика всехвального с любовiю срѣти, и заповѣдаста вѣ ученикомъ ваю не ревновати славѣ си и не ратовати законома вашима*, но ратовати на грѣхъ и всяку ложь, того ради умолита намъ о Бозѣ любовiю пожити.
* Вашимъ орденамъ
Слава
Прокаженныя многiя исцѣли и слѣпцы зрящи содѣла, паче же того и мертвыя воскреси, вся бо можетъ молитва праведнаго, нынѣ же умоли Бога темноту очесъ духовныхъ отженити* от насъ и от ненависти и блудодѣянiя ны соблюсти.
* Отогнать
И нынѣ. Богородиченъ
Очищенiе нашим даруй невѣденiемъ*, яко безгрѣшенъ, и умири миръ Свой Боже, молитвами рождьшiя Тя. Катавасiя.
* Освобождение от невѣденiя
Пѣснь 5
Ирмосъ
Вскую*  мя отрину, от лица Твоего Свѣте незаходяи. Покрыла мя есть чюжа тма окаяннаго. Но обрати мя, и къ свѣту заповѣдей Ти пути моя направи молютися.
* Почему, зачемъ
Запѣвъ
Дѣву житiя равноангельскаго срѣти отче всехвальне, Клару, та бо призывъ твой внушивши* многiя дѣвицы и жены научи жити благочестнѣ, паче женихъ богачъ мира сего едина Жениха Христа возлюбивши.
* Услышавъ
Запѣвъ
Занеже самъ Христосъ рече, яко не всякому дано есть ся духомъ исказити*, многимъ твой подвигъ возлюбившимъ, вѣрнымъ же женамъ и чадомъ и инымъ служенiямъ третiи законъ** созда, да не токмо мнихи и черницы, но и простецы и бѣли попи христiянски поживутъ.
*Кастрироваться духовно ** Третiй орденъ (Организацiя при францисканцахъ для мирянъ и бѣлого духовенства. Первый – монахи мужчины, второй – монахини).
Слава
Епикурово равнѣ же и оригеново и евагрiево нечестiе побѣждая, яко же и беззаконное наслажденiе такоже и посты паче разума ученикомъ си возбраняше, учаше я яко есть время и скорбѣти и радоватися.
И нынѣ Богородиченъ
Тя стѣну имуще, и заступленiемъ Твоим соблюдаеми Твоею божественою славою хвалящеся, Тя ублажаемъ. Ты бо Пречистая, душамъ нашимъ источаеши веселiе и радованiе. Катавасiя.

Пѣснь 6
Ирмосъ
Очисти мя Спасе, многа бо беззаконiя моя, изъ глубины золъ возведи мя молюся. К Тебѣ бо возвахъ и услыша мя Боже спасенiя моего.
Запѣвъ
Учаше ны отче преподобне, яко не достоитъ жити клеветникомъ с братiею, единъ бо довлѣетъ намъ врагъ и клеветникъ, дiяволъ, человѣку же студно есть быти яко же инъ дiяволъ.
Запѣвъ
Жене от тебе далече сущей, жажды ради погибавшей, мольбы ея ради показа криницу* водную. Паче же сего, жену умершую скоро преже исповѣданiя, но просившую тебе ради времени на покаянiе воскреси, та же грѣхъ свой исповѣда и абiе ся очистивше паки умре. И нынѣ ны в жажде нашей духовнѣй настави, избавы ны от гордыни и осужденiя и даждь время на покаянiе.
* Источникъ
Слава
Дворянину нечестиву, иже нуждаше* притекающимъ к твоему гробу воздаде отче по дѣломъ его, ся бо  ротяше ** аще святъ  Францискъ есть да поразитъ мя мечъ, и в той же день анепсiи*** его мечемъ и порази.
* Творившему насилие ** Клялся *** Племянникъ

И нынѣ. Богородиченъ. Вознесла еси воистину падшее* человѣческое существо. Иже образомъ божественымъ, и Отца равеньствомъ, видимымъ Сыномъ неизмѣннымъ Богомати безъ семѣне во́ чревѣ поносивши. Катавасiя.
* Падшее в конкретныхъ ипостасяхъ по образу существованiя, а не логосу (замыслу и природныхъ свойствахъ)
Кондакъ
Гласъ 8-и
Отъ земнаго отечества в небесное преселитися хотяще, во Италѣхъ, а поздѣйши во мнозѣхъ инѣхъ краихъ совершенное житiе евангельское проповѣда отче, многiя грѣшники призвавше омытися от беззаконiи ихъ, червеныя бо яко багръ яко волну* сотвори, не забуди и ны грѣшники неключимыя, творящiя память твою, близь бо еси Прѣстола Бога Милосердаго.
* Шерсть
Икосъ
Евангельскiи гласъ внуши* преподобне и никакоже же въ путь богатства взятъ, паче же святою нищетою одѣяся, смѣренiемъ, нужды** и хуленiи терпѣнiемъ, ключимости*** своея отреченiемъ, та же Духа Святаго одѣжа тя во всѣхъ бурихъ и злоключенiихъ невредима сотвори, смиренiе и молитва, съ ними же любы братская тя чюдотворца сотвориша, со святымъ Доминикомъ вкупѣ от пути погибели отвратиста  цѣлыи миръ христiянскiи ради христiянъ именемъ токмо юже готовыи паки стати поганъ, вѣ же путь евангельскiи паки народомъ показаста, ваю бо именѣ во вся конца земля прiидосте, нынѣ же моли Бога и Богородицу покой нашъ и любовь от ненависти и навѣтовъ соблюсти Францище преподобне отче нашъ.
*Услушалъ ** Насилiя *** Достоинства

Гласъ 7
Ирмосъ
Божiя схожденiя, огнь устыдеся въ Вавvлоне древлѣ. Сего ради отроцы въ пещи радованною ногою, яко во свѣтѣ ликоваху, поюще, благословенъ Богъ отецъ нашихъ.
Запѣвъ
Человѣку клеветы ради казнiю ослѣпленiя неповиннѣ пострадавшу и въ церкви твоей ся неповинна засвѣдѣтельствовашу паки зракъ* дарова, и тѣмъ тя заступника неповиннымъ народъ позна, слава ти милосердiю от Христа Спаса науче́нному.
* Зрѣнiе
Запѣвъ
Многiя жены в родохъ мучимыя избави и даде безбѣднѣ разрешитися, и порадоватися со дѣтьми ихъ, и паче сего матери горцѣ о мертвѣй дщери плакавшей дарова любимаго чада воскресенiе, тѣмъ молимъ тя не даждь чадомъ нашимъ во грѣхи впасти и съ пути Христа Бога заблудитися.
Слава
Человѣку вѣрному и неповинному, люто мучиму, да ся преступникъ наречетъ обѣща въ видѣнiи невредима и́ сотворити, сего ради даже  огнь и масло горящее ничесоже сотвористе ему, и нынѣ молимъ тя ны от навѣта вражiя избавити и за вся безвинно вязаныя*.
* Заключённыхъ
И нынѣ Богородиченъ
Жезлъ прорасте Дѣво отъ корене Iессеова, всеблаженныи плодъ, цвѣтъ носящи спасеныи. Вѣрою Сыну Твоему вопiющихъ, отецъ нашихъ Боже благословенъ еси. Катавасiя.

Пѣснь 8
Ирмосъ
Седмь седмицею пещь, халдѣйскiи мучитель, богочестивымъ лютѣ разжже. Силою же лучшею, спасеныхъ видѣвъ. Творцу и Избавителю вопiяше, дѣти благословите, священнiи воспойте людiе, и превозносите Его во́ вѣки.
Запѣвъ
Яко же древлѣ Павлу и Макарiю любве и смиренiя твоею ради, дарова ти Богъ раны Христовы носити тѣлеснѣ, темъ славимъ тя, яко не единою душею, но и тѣломъ возлюбленному Спасу отче сраспястся.
Запѣвъ
Лютую болѣзнь очесную в послѣднiя дни славнаго живота своего терпяше преподобне и никакоже возропта, того ради очима своима нынѣ на́ небесехъ паче солнца чувственнаго сiяеши и вѣрнымъ сердца озаряеши богомудре.
Слава
Исходяще изъ живота сего тлѣннаго и ся в небесную отчизну разрѣшающе* ученикомъ своимъ многая от сокровенных ихъ судебъ повѣда и по исходѣ своемъ и нынѣ вѣрно любовiю к тебѣ притекающiя нѣси оставилъ, заступая ны смиренiя наставниче.
* Освобождая
И нынѣ Богородиченъ
Богородительнице чистая, души моея язвы грѣховныя и соблазны очисти, ко источникомъ примѣшающи*, яже изъ рѣбръ Рожества Ти**, и иже отъ нихъ потекшимъ струямъ. К Тебѣ бо взываю, и къ Тебѣ прибѣгаю, и Тя призываю богоблагодатную. Катавасiя.
*Перемѣщая ** Рождённаго Тобою
Пѣснь 9
Ирмосъ
Удивися убо о семъ небо и земли ужасошася концы. Яко Богъ явися человѣкомъ плотiю. И чрево Твое бысть пространнѣе небесъ. Тѣмъ Тя Богородице, ангелъ и человѣкъ чиноначалiя величаемъ.

Запѣвъ
Славимъ нынѣ отче от твоего закона* учителя тонкоразумнаго Iоанна Шкотскаго** иже в Лутецiи *** Богородицу Марiю от самого зачатiя чистою и прародительстѣй сквернѣ чюждую проповеда.
* Ордена ** Шотландского *** Париже
Запѣвъ
Славимъ нынѣ от третiяго закона твоего * праведнаго прозвvтера Iоанна Туринскаго, варяющiя** сvстимы возращенiя младежи создателя,  многiя уже отреченныя и проклятыя яко неисправныя въ образы благочестiя и праведнаго труда сотворивша.
* Третьего ордена Францисканъ ** Предупреждающей преступность и пороки прежде нежели надо будетъ за нихъ строго наказывать
Слава
Славимъ нынѣ отче от твоего закона* отца Пiя, яко же и тя тѣлеснѣ раны Христовы понесшаго и многiя наставивша отъ пути погибѣльнаго на путь праведныи, и вся иныя Богом прославленныя птенцы всехъ трехъ гнѣздъ твоих явленныя и неявленныя.
* Ордена
И нынѣ Богородиченъ Псалмы Ти воспѣваемъ Обрадованная, и немолчно Ти еже радуяся вопиемъ. Ты бо источила еси всѣмъ радованiе. Катавасiя.
Отпустъ
Господи Icусе Христе, молитвъ ради Пречистыя Твоея Матере, преподобнаго отца нашего Франциска Ассизскаго, и святых отъ трехъ законъ его* явленныхъ и неявленныхъ и всехъ святыхъ помилуй и прости насъ яко Благъ и Человѣколюбецъ. Аминь.
* Трёхъ орденовъ францисканъ

0

2

Каждан Л.М., "Франциск Ассизский, Русский Исихазм и Исламский Суфизм"
Сопоставление мистических учений в мировых конфессиях дает богатый материал для выявления религиозных и культурных связей между разными регионами Европы, Азии и Северной Африки в эпоху Средневековья.

ИСИХАЗМ

широко распространенное в Византии восточно-христианское мистическое течение – начиная с XIV века стал неотъемлемым элементом традиции русского православия.
С другой стороны, исихазм оказал влияние на мистические настроения в мире ислама, окружавшем Византию начиная с VII века. Это влияние хорошо видно в таких мусульманских мистических движениях, как суфизм (дервишество).
А благодаря тесным (хотя, зачастую, недружественным) контактам между мусульманскими халифатами и югом Западной Европы суфийская традиция отразилась на формировании католического мистицизма, ярким представителем которого был Франциск Ассизский (1182 – 1226).
Таким образом, мусульманский мир сыграл роль своего рода “моста”, связующего две в то время достаточно отдаленные ветви христианства – русское православие и западноевропейский католицизм. Эти подчас неожиданные связи и заимствования и являются темой данной статьи.

Франциск Ассизский

М.В.Лодыженский сравнивает Франциска Ассизского с одним из представителей позднего русского исихазма Серафимом Саровским и находит много общих черт между ними[i]:
- прежде всего, и тот, и другой все время находились в радостном настроении духа. Это объясняется тем, что оба постоянно испытывали мистический экстаз;
- при этом их жизнерадостность сочеталась с чрезвычайной аскетической суровостью, проявлявшейся в обрядовой строгости, истязании плоти, подвигах отречения от своей воли, целомудрии, молитвах.
- наконец, и Франциск и Серафим умели находить общий язык с природой и, прежде всего, с животным миром (этот сюжет неизменно появляется в агиографии, когда речь идет о мистиках: ведь суть мистицизма именно в стремлении к слиянию с Творцом природы, и “твари” – плоды Творения не могут не ощущать связи с носителями этого стремления). Известно, что Серафим Саровский кормил из рук медведей, а Франциск Ассизский обладал сверхъестественным влиянием на птиц и понимал их язык – мотив, характерный не только для православно-исихастской, но и для исламско-суфистской агиографии [ii] .

Вот что говорится в "Житии" одного из ярких представителей русского исихазма конца XIV – начала XV века Сергия Нуромского. Сергий посещает другого подвижника-исихаста Павла Обнорского. "И чудное зрелище представилось глазам Сергия: стаи птиц вились около Павла; иные сидели у него на голове и на плечах, и он кормил их из рук своих; здесь же стояли и дикие звери, забывшие на время свои кровожадные инстинкты и смиренно ожидавшие пищу из рук пустынника" [iii].

Тот же мотив – общение с птицами – присутствует и в суфийских притчах.
Одну из таких притч приводит Идрис Шах [iv]: как-то раз один святой, подслушав птичье щебетание, узнал одну из тайн птиц – как вылечить безнадежно больного королевича; он был щедро вознагражден королем и стал примером для других искателей наград. Но стремление к награде – тяжкий грех (в этом сходятся все мистические учения). Птицы вызвали из джунглей тигра и тот растерзал одного из подражателей святого, подслушивавшего птиц из корыстных побуждений.

Нестяжание

Избежать греха стяжания стремился и Франциск. Сын одного из богатейших жителей итальянского города Ассизи, он раздал все свое имущество нищим и навсегда порвал с отцом, которого заменил ему один из этих нищих [v]. Мотив нищенства позднее стал определяющим и в созданном Франциском монашеском ордене, который, по замыслу Франциска, должен был стать прежде всего орденом нищенствующих монахов. Фома Челланский пишет, что монахи-францисканцы – “последователи всеблагой бедности, поскольку они ничего не имели ..., довольствовались одной рясой, многократно зачиненной внутри и снаружи, поскольку не желали казаться ухоженными, но желали оставаться презренными и пренебреженными, как бы распятыми во имя мира. Подпоясавшись веревкой, надев грубые штаны, они удовлетворялись вполне такой одеждой, не желая ничего сверх этого, поскольку утвердились в своем благочестивом решении ... в жесточайшие холода они нигде не находили необходимого ночью крова ... заползали в какую-нибудь заброшенную печь или в склеп или ... укрывались на ночь в пещере.”[vi]

Перед смертью Франциск приказал монахам ордена раздеть себя донага. В. Герье пишет, что “это была последняя дань, отданная им государыне бедности ..., которой Франциск служил верой и правдой всю жизнь, это был символический обряд, выражавший, что он отходит из жизни, не имея ничего собственного.”[vii]

Культ нищенства был присущ и исихазму.

Известный исследователь русской духовной культуры XIV – XV вв. - А.И. Клибанов проводит параллель между Франциском Ассизским и Нилом Сорским – виднейшим деятелем нестяжательского движения в Русской православной церкви, в основе которого лежали мистические доктрины исихазма. При этом А.И. Клибанов ссылается на "неожиданную и обрадовавшую поддержку из-за границы" – книгу выдающегося философа Русского Зарубежья и историка церкви Г.П. Федотова "Святые Древней Руси", где такая параллель тоже признается уместной [viii] .

Русский писатель Б.К. Зайцев сравнивает Франциска Ассизского с таким представителем русского исихазма XIV века, как Сергий Радонежский[ix]. С другой стороны, в легендах о жизни Сергия Радонежского присутствуют мотивы, аналоги которых можно найти в суфийских притчах. Так, можно сравнить эпизод из детства Сергия Радонежского, который в среду и пятницу не сосал молоко своей матери боярыни Марии, с эпизодом из жизни суфийского святого, который во младенчестве не делал этого в рамаданский пост[x]. Эти факты наводят на мысль о возможной взаимосвязи между исихазмом и мистицизмом Франциска Ассизского и о роли суфизма, как передаточного звена, посредством которого Франциску могло стать доступным мистическое наследие Византии. Этот вопрос исследуется в работе Идриса Шаха “Суфии” [xi].

Параллели с суфизмом

Идрис Шах пишет о том, что Франциск Ассизский в юности был трубадуром – так в Средневековье именовались бродячие певцы, странствовавшие по замкам европейских феодалов и на пиршествах развлекавшие их стихами собственного сочинения. Не исключено, что в то время, еще до пострижения в монахи, Франциск уже был знаком с суфийской традицией, и это отразилось на его поэтическом творчестве. Одной из главных трубадурских песен Франциска является “Песня Солнца”.
Идрис Шах пишет, что “Сборник Творений Солнца из Тебриза” – это название книги стихов Джаллалуддина Руми – основателя Ордена Вращающихся Дервишей, и стихи Руми и Франциска во многом схожи между собой.
Вдобавок с именем Франциска связаны некоторые непонятные истории, носящие отпечаток “вращения” дервишей.
Согласно одной из них, Франциск и его ученик Массео однажды путешествовали по Италии и оказались на распутье между тремя дорогами: одна из них вела во Флоренцию, другая – в Ариццо, а третья – в Сиену. Не зная куда идти, Франциск велел Массео вращаться до тех пор, пока учитель его не остановит. В тот момент, когда Франциск остановил Массео, взгляд последнего упал в сторону Сиены, что и определило выбор дороги.

Странствия Франциска

Известно, что в середине XIII века, когда Руми разворачивал свою деятельность в Малой Азии, 30-летний Франциск специально отправился туда, чтобы с ним познакомиться, и лишь финансовые затруднения заставили его вернуться обратно [xii].

Основным каналом, по которому осуществлялось суфийское влияние на средневековый западноевропейский мистицизм, являлась арабская Испания. Именно этим Идрис Шах объясняет тот факт, что следующее путешествие Франциска на Восток имело целью Марокко. До Северной Африки Франциск так и не добрался, но зато он зачем-то обошел весь Пиренейский полуостров. Цели этого загадочного путешествия его биографы так и не могут понять до сих пор. Идрис Шах объясняет это желанием Франциска ознакомиться с идеями испанских суфиев и прежде всего с Ибн-Араби.

Этим же он объясняет участие Франциска в крестовом походе в Египет. Его поведение было очень не типично для крестоносца:
- во время осады египетского города Дамиеты он не только призывает крестоносцев прекратить войну с мусульманами, но и
- демонстративно встречается с египетским султаном, причем тот очень любезно его принимает.
Идрис Шах объясняет это тем, что Франциск пришел в Египет не воевать с мусульманами, а знакомится с их мистическими теориями, чтобы затем использовать их для своего богословия.

Орден Францисканцев

Франциск Ассизский вошел в историю как основатель знаменитого ордена Францисканцев. Буллу об основании этого ордена подписал римский папа Иннокентий III. Хроника Бонавентуры – очевидца встречи Иннокентия и Франциска – так описывает учреждение ордена.

Франциск – жалкий нищий монах – явился к Иннокентию III – инициатору четвертого крестового похода и похода против альбигойцев, сюзерену Англии, человеку, решавшему исход междоусобиц в Германии – одним словом, к тому самому папе, который одновременно являлся одним из могущественных государей тогдашней Европы. Франциск рассказывает следующую притчу.

Однажды некий король влюбился в бедную женщину из пустыни, которая родила от него сыновей. Вырастив их у себя в пустыне, она отправила их к отцу. Король радостно принял юношей при дворе, хотя никто не знал об их царственном происхождении. На удивленные вопросы придворных, король ответил: “Раз я приглашаю к столу вас, посторонних, значит, к своим законным детям я отнесусь еще лучше”. Франциск посоветовал Иннокентию III последовать примеру того короля и, несмотря на свое могущество, принять жалкого нищего монаха.

Разумеется, могущественный Иннокентий увидел в этом оскорбление и выгнал Франциска из своего замка. И тогда Иннокентию было видение: у ног его внезапно выросло большое пальмовое дерево и голос свыше объявил, что это дерево и есть тот бедняк, которого Иннокентий только что выгнал. Испуганный папа вызвал к себе Франциска и стал просить у него прощения. И тогда Франциск, воспользовавшись смятением Иннокентия III, выторговал у него буллу об основании ордена.

Идрис Шах пишет, что притча, которую Франциск рассказал Иннокентию, является типично арабской по своему сюжету. Ведь два главных места действия – это двор короля и пустыня. Стало быть, Франциск взял эту притчу у народа, который вышел из пустыни, имел монархическое управление и, притом, был хорошо известен в Европе XIII века. Единственным таким народом были арабы.
Пальмовое дерево – это суфийский символ. По-арабски это будет “тарикат”. Именно этим термином обозначаются все суфийские ордена[xiii].
Весьма интересно, что Франциск Ассизский назвал свой орден Братством Миноритов, что в переводе с латыни обозначает “Младшее Братство”. Стало быть, в XIII веке существовало “Старшее Братство”, прерогативы которого Франциск не хотел оспаривать.

Идрис Шах пишет, что “Старшим Братством” в то время именовался лишь суфийский орден Кубравия. У Франциска были все основания почитать его основателя Наджмуддина Кубра, с которым у него было немало общих черт. И Кубра, и Франциск понимали язык птиц, Кубра укротил взглядом свирепого пса, а Франциск – волка. У них имеются схожие высказывания. Франциск Ассизский: “Каждый из нас стоит ровно столько, во сколько его оценивает Бог”. Наджмуддин Кубра: “Только истина знает, что является ‘истинным’” [xiv].

Молитвы

По своему внутреннему укладу минориты сильно напоминали суфийские ордена.

Во-первых, византийская Иисусова молитва, которая у дервишей трансформировалась в Зикр, у миноритов превратилась в особую методологию, которую Франциск Ассизский именовал “святой молитвой”: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, раба Твоего, льва грешного!”. Текст очень похож на Иисусову молитву исихастов: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!” Отметим, что “святую молитву” францисканцы использовали для борьбы с дьяволом [xv] . Данный контекст – противостояние темным силам потустороннего мира – придают этой молитвенной формуле исключительно мистики, в отличие от других верующих, также постоянно ее произносящих, но не вкладывающих в нее такого смысла.

Монахи суфийских орденов – дервиши – оставили нам огромный пласт народных сказаний. Идрис Шах собрал их в единый сборник [xvi]. Он начинает свою книгу со сказания “Три рыбы”. Его оставили нам дервиши из Накшбандийского ордена. Лейтмотив сказания – медитационные суфийские технологии, главной из которых является задержка дыхания. Рыбы олицетворяют мистиков – дервишей. Однажды к пруду пришел ловить рыбу рыбак. Это прообраз Иблиса, мусульманского Сатаны. Две рыбы по очереди выпрыгнули на берег и задержали перед ним дыхание. Он счел их мертвыми и не взял. Это означает, что во время медитации дервиш действительно мертв для Сатаны, который не может взять его. А третья рыба не задержала дыхание, и рыбак, увидев, что она жива, схватил ее и задушил в своей сумке. Две первые рыбы спокойно вернулись в свой пруд, а третья досталась на обед коту рыбака.

Из этого сказания видно, что, с точки зрения суфизма, невозможно приближение Сатаны к дервишу во время Зикра с задержкой дыхания. Может быть это представление, на котором сходятся дервиши и францисканцы, уходят корнями туда же, куда и Зикр, и “святая молитва”? Оказывается, в исихазме имеется подобное представление.

Об этом свидетельствует один из представителей позднего русского исихазма – Варсонофий Оптинский [xvii] . Варсонофий приводит следующую притчу.
Однажды во времена одного из предыдущих старцев Оптиной Пустыни (это был Амвросий, прообраз Зосимы из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”) жил-был во флигеле инок – одиночка, только что постригшийся в монахи. Варсонофий пишет, что в Оптиной Пустыни новопостриженным монахам запрещалось жить в одиночестве из-за восьмилегионного беса, которого Сатана посылает к ставшим на путь служения Богу с заданием убить этого человека, чтобы он не успел послужить Богу и навредить Его супостату. Но тот инок все равно жил один в своей келье. И вот однажды пришел он с вечерней молитвы. В келье сидел какой-то незнакомец, причем инок не мог понять как он сюда проник; ведь перед его уходом на службу келья запиралась. Незнакомец объяснил ему, что он проник сквозь стену, чтобы забрать его обратно в мир, где, по словам незнакомца, инок должен был принести гораздо больше пользы и “получая хорошее содержание, жить в свое удовольствие”.
Тут инок испугался и спросил у незнакомца: “Но кто же ты? Верно, демон?”
- “Да”, – ответил незнакомец.
- “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!”, – воскликнул инок.
Демон немедленно исчез. Инок рассказал обо всем Амвросию, который хорошо знал все разновидности демонов. Старец сообщил ему, что это и был тот самый восьмилегионный бес, после встречи с которым никто не остается в живых. Только сила Иисусовой молитвы спасла инока в тот вечер.

Одеяния

Но вернемся к францисканцам. Францисканцы носили плащи с капюшонами и широкими рукавами. Этот костюм был распространен у дервишей Марокко и Испании. Францисканцы проповедовали примат внутреннего над внешним – даже креста они не носили, считая, что он должен быть внутри. Это живо напоминает формулу Дары Шикоха – индийского царевича из династии Великих Моголов, ставшего дервишем суфийского ордена Кадирия: “Рай там, где нет муллы”, а также идеи Нила Сорского, считавшего внутреннюю жизнь важнее обрядовости.

В Житиях Франциска и суфийских святых имеется много общих эпизодов (видение шестикрылого Серафима, обмен одежды с нищим). Как и суфии, францисканцы думали о чужом спасении больше, чем о своем, и не гнушались привлекать в свой орден мирян. И, наконец, знаменитое приветствие Франциска “Да будет мир Божий с вами!” Идрис Шах считает арабским [xviii].

Трудно предполагать, что все эти совпадения носят случайный характер. Скорее, они свидетельствуют о взаимовлиянии религий, по-разному обращавшихся к Всевышнему, но единых в своем устремлении к Нему.

----------------------------------------------------------------------
[i] Лодыженский М.В., "Мистическая трилогия. Свет незримый", Издание Православного братства во имя Воздвижения Честного и Благотворящего Креста Господня, М., 1998, стр. 199-203.

[ii] Идрис Шах, "Суфии", "Локид-Миф", М., 1999, стр. 261.

[iii] "Преподобный Сергий Нуромский, память 7 октября", Вологда, типография т-ва "Знаменский и Цветов", 1912, стр. 4

[iv] Идрис Шах, "Учиться как учиться. Психология и духовность на суфийском пути", М., 1999, стр. 276-277

[v] Фома Челланский. Первое житие Святого Франциска. В кн. “Цветочки Святого Франциска Ассизского”. “Амфора”, СПб, 2000, стр. 18-25.

[vi] Там же, стр. 48.

[vii] Лодыженский, цит. соч., стр. 178.

[viii] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. "АСПЕКТ-пресс", М., 1996, стр. 102-103.

[ix] Зайцев Б.К. Избранное. Издание Сретенского монастыря, М., 1998, стр. 51.

[x] Аннемария Шиммель, "Мир исламского мистицизма", “Алетейа”, М., 1999, стр. 167.

[xi] Идрис Шах, "Суфии", "Локид-Миф", М., 1999, стр. 262-264.

[xii] Там же, стр. 263-265.

[xiii] Там же, стр. 263.

[xiv] Там же, стр. 266.

[xv] Там же, стр. 264.

[xvi] Идрис Шах, "Зеркало совершенства. Истории странствующих суфиев", ЭКСМО-Пресс, М., 2000, стр. 7.

[xvii] Беседы схиархимандрита Оптинского Скита старца Варсонофия с духовными детьми. Даниловский благовестник. [Место и год не указаны.] Стр. 20-21.

[xviii] Идрис Шах, "Суфии", "Локид-Миф", М., 1999, стр. 261.
_______________________________________________
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/44517#_ednref10
Bonus:
1. Александр Дугин, "Орден Илии" - "http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1133573.html
2. "Another Look at Medieval Society: Francis, Cathars, Courtly Love and Muslims" -
http://www.thoughtsandplaces.org/rumiru … wizzc.html
Метки: rumi, зикр, иблис, идрис-шах, иисус, ислам, монах, православие, россия, руми, суфизм, теология, христианство

0

3

Это я еще в РУДН писал.А насчет "Ордена Илии" мне как раз тогда Мегриш и сказал что я копнул туда куда копает Дугин и потому должен ознакомиться с его книгами.
https://hojja-nusreddin.livejournal.com/752559.html
Так что данный юзер ничего нового не придумал.

0

4

http://falangeoriental.blogspot.com/201 … st_14.html
Гуцуляк уже в интертрадовские времена это откопал.

0

5

Насчёт твоей идеи я писал, что наоборот суфии взяли у Византии философию и мистику. И частично зороастрийские идеи тоже. А Франциску было прямое откровение что и как делать. Но про призыв " спешите делать добро" я сказал. Он скорее всего взял его у мусульман. Стихийно по местам и у суннитов эти слова в азане были, пока правители жёстко не запретили это как " нововведение". Сейчас лишь у шиитов, католиков и под влиянием доктора Гааза у православных эти слова.

0

6

http://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookCa … ?Id=663130
Тот рудновский сборник оказывается даже в Историчке есть.

0

7

И кстати раньше наоборот было, шииты были законнической политической группировкой, а мистика была у суннитских суфиев. В ХХ веке где-то рокировочка вышла. Суфии сейчас всё оправдываются перед ваххабитами ( и проигрывают на этом поле, потому что они действительно ввели в ислам христианские понятия), а шииты прочитали аль Араби и под именем ирфана ввели по сути суфизм в религию.

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Канонъ Франциску Ассизскому.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно