"Европа — сплошная духовная проблема... В этой проблеме-Европе находится старая святая Россия, страна, к которой я, даже не зная ее, испытываю глубочайшее почтение... В русской почве зреет отгадка великой загадки Европы. И только дух Великана Достоевского парит над тихой грезящей Россией. Когда Россия проснется, мир увидит новое чудо. Ex oriente lux... Вспыльчивая, неистовая, порывистая, бесконечная в терпении и вере, безграничная в добре и зле, полная жгучей страсти, добрая и нежная, фанатично преданная как лжи, так и правде, юная и непорочная, равно глубокая в радости и веселье, в боли и муке: такова душа, великая душа России!"
Это Геббельс писал в дневнике в 1923 г., а вообще с 1918 по 1924 гг. он занимался исключительно погружением в мир Достоевского, Гоголя и Толстого и был именно русистом. Одновременно одобрял политику Ленина.
Но он не мог понять смирение героев Достоевского и Толстого и в итоге решил, что правильнее довести до конца стремление Раскольникова к сверхчеловеку. В 1924 г. Геббельс прямо назвал себя прометеистом и объявил, что будет добиваться прометеевского идеала. А чем такое стремление заканчивается, скажет Мацейна.
До 1924 г. Геббельс буквально молился на Достоевского и называл его "мой фюрер, мой ангел, мой демон". Считал, что в Достоевском жил дьявол, который теперь указывает путь ему. А потом этот дьявол подсказал Геббельсу найти себе нового, живого фюрера.