Подосокорский Н.Н. «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского как повесть о масонской инициации // «Вопросы литературы», 2012. № 5. – С. 124-144. — http://magazines.russ.ru/voplit/2012/5/
Кур видеть или же иметь – к благу.
Сонник Даниила1
Visita Interiora Terrae Rectificandoque
Invenies Occultum Lapidem2.
Не секрет, что именно произведения, адресованные детям и посвященные детству, зачастую являются наиболее эзотерическими. В них естественным образом сосуществуют и взаимодополняют друг друга реальность физическая (или по другой шкале оценок — позитивистская) и метафизическая (соответственно — фантастическая), причем не всегда ясно — которая из них более истинная и в каком месте осуществляется переход из одной реальности в другую – настолько сказочное и обыденное здесь бывает взаимопереплетено.
В числе произведений Погорельского, проникнутых глубоким мистицизмом и духом романтизма, особое место занимает повесть «Черная курица, или Подземные жители», которая является одной из первых, если вообще не первой в истории русской литературы книгой о детстве, «раскрывающей внутренний мир ребенка, особенности его психологии, мышления, формирования характера…»3. Подобно другим шедеврам писателя, в ней заложено множество смыслов прочтения от историко-топографического и морально-поучительного до фольклорно-мифологического и символико-аллегорического. Отдавая должное разносторонней историко-культурной ценности «Черной курицы», современные исследователи отмечают своеобразие мира детства, показанного в ней через грехопадение и уроки нравственного воспитания (А.П. Ефремов4 ). О.И. Тиманова обращает внимает также на то, что «повесть репрезентирует бытующие в дискурсивном пространстве эпохи традиции, из которых популярнейшая – традиция волшебно-рыцарского романа. Его сверхзадача – утверждение высокого как нормы жизни, что, по мысли Погорельского, органично для «дитятки»: в силу обостренной чуткости ребенка, непосредственности его реакций, особенной приверженности ребенка ко всему из ряда вон выступающему»5.
Однако нам представляется, что «Черная курица» — это, прежде всего, повесть об инициации, то есть о прохождении ее героем определенных испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер. Как известно, Антоний Погорельский был внебрачным сыном влиятельного масона графа А.К. Разумовского, в разные годы состоявшего членом мастерских Петербурга (Ложа Муз, Ложа Совершенного союза, Капитул Феникса) и Москвы (Ложа К мертвой голове)6. Через отца, как полагает А.И. Кирпичников, Погорельский познакомился с крупными представителями масонства того времени7.
Сонник Даниила. По Оксфордской рукописи XV-XVI веков // Кухня ведьм: Полезные тайны / Пер. с лат. Д. Захаровой и Е. Ванеевой. СПб.: Азбука-классика, 2009. С. 321. [↩]
Масонская и алхимическая формула (V.I.T.R.I.O.L.) — в переводе с латинского означает: «Посети утробу Земли и, очистившись ею, ты найдешь тайный камень мудрецов». [↩]
Турьян М.А. Погорельский Антоний // Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. Т. 5. П-С. М.: Большая российская энциклопедия, 2007. С. 9. [↩]
Ефремов А.П. Эволюция представления о грехе в детской литературе // «Москва», 2005. № 3. С. 183-196. [↩]
Тиманова О.И. Мифопоэтические контексты «волшебной повести» Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, № 4 (16), серия филология. СПб, 2008. С. 19. [↩]
Серков А.И. Русское масонство. 1731-2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. С. 682. [↩]
Кирпичников А.И. Перовский, Алексей Алексеевич // Русский биографический словарь в 25 т. Т. 13 / Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А.А. Половцова. СПб.: ТиП.И. Н. Скороходова, 1902. С. 526. [↩]