Матвеев
Вы не знаете, где можно найти список мифологической литературы по "картографии" иных миров, заселенных всякими монстрами и собакоголовыми людьми людей, и т.п. По отдельности я со многими такими описаниями неплохо знаком, но интересно было бы сравнить и просуммировать. Очень интересны параллели между ашкеназскими средневековыми текстами, Зогаром и германскими сагами. Один очень известный немецкий каббалист 17 века, Нафтоли-Гирц Бахрах, прямо так и пишет: а в описанном Зогаром подземном мире обитают те, кого в народе зовут "гецверг" (гномами). Хотя в самом Зогаре это явно эльфы.
Нет, извиняюсь. Действительно гномы. Эльфы выше "этажом", в пустынном и степном мире под названием Ция.
Другой немецкий каббалист, Менахем Циюни, составил в 15 веке целый бестиарий с описаниями разных миров и их обитателей. К сожалению, рукопись до сих не опубликована и оцифровки в открытом доступе пока нет.
Медоваров
Если в целом - то это нужна литература по бестиариям. Я знаком со студентом, который занимается европейскими бестиариями, могу спросить у него.
Но если речь о малом подземном народце, то тут интересны сборники кельтских и германских преданий (недавно Сидаш издал один кельтский сборник 19 в.), тот же Кирк "Союз эльфов, фавнов и фей", по Исландии - целый массив авторов, изданных Л. Кораблевым и А. Черновым.
Еще у меня есть по германскому фольклору о гномах диссертация немецкая какая-то
Матвеев
Спасибо! Кельтские и германские предания довольно подробно и хорошо уже исследованы. Хотя есть множество ирландских рукописей, до которых еще никто толком не добрался.
Удивительны смычки с арабским и персидским фольклором. Если рассуждать материалистически, то крестоносцы привезли в Европу много восточных легенд, которые слились с западными преданиями. Но материалистически рассуждать неинтересно, и некоторая общность описаний тут прослеживается дальше, от народов Крайнего Севера до Африки.
Т.Г. Сидаш? Не знал, что он такими вещими интересуется.
Что касается кельтов, есть весьма любопытная хасидская легенда о райском яблоке, добытом у царя Давида, спящего в городе бессмертный, куда можно попать, пройдя разные испытания, окунувшись в святой источник и пройдя через дупло огромного дерева. История явно кельтского происхождения из артуровского цикла. Передал ее ребе Пинхас из Корица - весьма интересный мистик 18 века, который всю жизнь жил отшельником и общался с лесными зверями. Многие исследователи считают подобных хасидов ответом на русское старчество или даже иудейской разновидностью оного.
в городе бессмертных под названием Луз
Медоваров
Строго говоря, эльфы/малый народец в его классических описаниях присутствует в кельто-германском ареале. В таком виде их не знают ни славяне, ни народы Средиземноморья. В Сибири и на Дальнем Востоке есть лишь слабые аналоги насчет подземных карликов (у ненцев, у айнов). Индийские рибху все-таки имеют иную природу.
Часть сходства персидского фольклора с европейским может просто восходить к индоевропейскому наследию
Я никак не вспомню ту немецкую диссертацию, поищу
Сидаш только что издал "Волшебные кельтские сказки", в конце прошлого года. Тут, правда, больше конкретные случаи, а не сказки
Матвеев
Да, валькирий и фраваши обычно считают отражениями одной и той же традиции
Медоваров
Пери и fairy
Матвеев
Да, это точно.
Некоторые персидские комментаторы к аяту 65:15, где упоминаются семь земель, упоминают мир крошечных джиннов. К сожалению, сходу не вспомню, где я про это читал. В какой-то английской книжке.
65:12, Сура "Развод"
Медоваров
Ну просто крошечность еще ни о чем не говорит. Я имел в виду весь комплекс очень четких критериев "малого народца", которые известны только на Северо-Западе Европы вроде бы (и в очень остаточном виде на Севере Евразии)
Матвеев
Интересно, а русские горняцкие легенды, популяризированные в авторской обработке Бажовым, это просто поздние заимствования у заезжих немецких горняков? Кстати, не знаю насчет московских диггеров, но у питерских спелестологов много легенд о встречах в подземельях с волшебными существами невысокого роста. По стилю, впрочем, это современные переизложения тех же баек немецких шахтеров.
Доводилось еще слышать от вполне серьезного человека, школьной учительницы математики, историю о портале в мир "маленького народца" со всеми крассическими признаками в заброшенных подземельях одного из тихвинских монастырей. Но из традиционных славянских персонажей, наверное, сходство есть только у хранителей кладов, фигурирующих под разными именами. Хотя и эти персонажи распространены в зонах контакта с немцами: в Чехии, Польше, Белоруссии, Западной Украине.
В современном чешском и польском фольклоре, конечно, подземный народец вполне присутствует. У поляков он каким-то образом связан со св. Варварой
Медоваров
На Урале немецкий импульс мог наложиться на местные предания о чуди белоглазой
Вот, я нашел! Диссертация о фольклоре горняков Европы и России
Швабауэр.pdf
Матвеев
Спасибо, очень интересно! Любопытно, что у питерских спелестологов очень популярен донбасский шубин. Причем утверждается, что нужно писать это слово со строчной буквы. Много ходит также легенд о вечном каменотесе: духе погибшего финского рабочего, который продолжает копать ходы