За двое суток умерли (не от вируса, конечно) четыре общероссийские знаменитости: Кузя "Уо", Лев Прозоров, Валентина Гагарина и Эдуард Лимонов. Конечно, наибольшее внимание приковано к прославленному писателю и политику (кстати, кто еще в России был одновременно тем и другим?!), нашему нижегородскому земляку (Савенко родился в Дзержинске, здесь же он пытался баллотироваться в 2002 году). Я, увы, немного читал лишь ранние книги Лимонова, поздние не смотрел даже, а надо бы: сейчас не могу аргументированно судить, каков он как писатель. О том, что в личности покойного было для нас чуждо и вызывало расхождения, не будем сегодня говорить. Ведь в последние годы все прежние раздоры были преданы забвению, а он вновь завоевал себе авторитет. Заслуги же Лимонова перед народом и страной в 90-е годы неоспоримы и не могут быть преданы забвению. Он реально делал многое из того, о чем другие лишь болтали. Да, он оказался вождем промежуточного типа, из числа тех, кто не приходит к власти, но передает эстафету от прошлых поколений - будущим. Мне кажется, в будущем признают, что для России Лимонов значил примерно то же, что Корраль для Боливии... А сегодня - не надо пышных слов: лучшим подарком его памяти будет освобождение того города, в котором он провел детство и молодость...
Мой некролог Лимонову
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться22020-03-17 22:07:43
В последние годы он очень много книг выпускал. 10 книг только за 2018-2020 годы!
Поделиться32020-03-17 22:08:02
Опубликовано его политическое завещание.
Поделиться42020-03-17 22:24:21
Дугин написал:
Умер Лимонов. Умер в 77 лет. Умер молодым, даже подростком. Отчаянно отказывался не то что стареть, взрослеть. Так и не повзрослел. Я придумал называть ее "Дедом", чтобы таким абсурдным и язвительным эпитетом подчеркнуть его подростковость. И он с ней не расставался и не расстался.
Я думаю, его единственной любовью был он сам. Но это была любовь его жизни, от которой его никто не мог оторвать.
Его политические взгляды были приложением к этой большой любви — любви к самому себе. Они оттеняли то, насколько противными ему казались мир и люди и насколько прекрасным, ярким, несгибаемым, свободным и бесподобным был для себя он сам. Странно, что это совершенно эксплицитная стратегия — "Вот он я, Эдичка" — ускользала от внешних наблюдателей. Каким безвкусием надо отличаться, чтобы отнестись к его поэтико-политическим стратегиям с угрюмой серьезностью. Если Лимонов был для кого-то политическим оппонентом или противником, это значит, что у людей просто испарилось чувство эстетического.
Он принадлежал к среде и культуре, от которой практически ничего не осталось. Промежуточный мир между угасшим Серебреным веком и так и не начавшимся Бронзовым. Мера непонимания Лимонова это мера непонимания ничего — в искусстве и политике.
Его жизнь и его личность были самозамкнуты. Он рассказывал мне как-то, что в раннем возрасте в Харькове из-за подростковой любви порезал вены, но не от отчаяния, а от избытка жизненных сил — из-за отсутствия страха и какой-то невнятной для самого себя удали.
А вот Наташа Медведева была грустной, через нее дул какой-то неуютный ветер. Вместе они были трагичны. А один он нет.
Он создал молодежную партию, которая была и остается самым ярким явлением российской политической жизни. Безумную и бодрую, подростковую и такую же неукротимую, как сам Лимонов. Подражая ему, сделали себе карьерки более адаптированные эпигоны, а он оставался где-то на окраине общества, хотя его знали все, и стоило ему только сделать реверанс, как с энтузиазмом большая глобалистская культура его подхватывала... Но снова что-то шло не так, и он поддерживал "Крым наш" и Русскую весну. На зло тем, кто только что его "простил" и "поднял на щит"... И опять в дело шли тупые штампы. Он и не хотел нравиться, он хотел поражать, шокировать, восхищать, провоцировать, удивлять.
Умер как жил. Не склонившись. Просто отлично умер. А это так важно...
Поделиться52020-03-17 23:25:13
Где бы теперь раскопать мой анализ романа "Это я Эдичка". Я же его на этом форуме анализировал в 2015-ом году. Но за пять лет тут наросли 425 страниц поэтому фиг теперь найдешь.
Поделиться62020-03-18 08:26:36
Егор Холмогоров о Лимонове:
Совершенно забыл о существовании этого фото.
Февраль 2016, ЦДЛ, юбилей Бондаренко.
Пока на сцене витийствовал Зюганов, мы стояли внизу и обсуждали катастрофу Известий, лишившую нас значительной части доходов. Скандал тогда начался с того что человек по фамилии Оганесян начал учить недостаточно статусного Лимонова как писать колонки.
Потом Лимонов пошел на сцену читать плохие стихи. Я злился на то, что гениальный эссеист, мемуарист и прозаик тратит время на посредственную поэзию. Но я тоже трачу время на ерунду.
Лимонов уже тогда выглядел плохо и то что он прожил 4 года в здравом и ядовитом уме меня впечатляет. В какой-то момент я поверил что он доживет до 90.
Потом он ушел, а мы с Прохановым пошли пить водку в ресторан того же ЦДЛ и обсуждать тот же казус Известий. Но в ресторане на Проханова напала с оскорблениями вдова Трифонова. Я почувствовал, что меня размалывает между жерновами русской литературы. Решил бежать. Но на улице встретил писателя Прилепина со все тем же вопросом про Известия...
Поделиться72020-03-18 08:32:25
Борис Межуев напомнил свою статью о Лимонове 2013 года
Лимонов как воспитатель
Чем вообще можно объяснить такую популярность Лимонова-писателя и Лимонова-политика для молодых поколений? Надо сказать, что Эдуард Вениаминович в обоих своих ипостасях прошел мимо и оставил полностью равнодушными почти всех людей моего возраста, тех, чей период становления и интеллектуального созревания пришелся как раз на эпоху перестройки. Для моих однокашников и сверстников Лимонов — это было что-то очень и очень далекое. На Лимонова ссылались с полным сочувствием наши пожилые преподаватели марксизма-ленинизма, доказывая нам, отступникам от единственно верного учения, что и настоящие диссиденты теперь понимают все величие советского проекта. На нашем курсе в 1991–1992 годах было принято любить стилистически изысканные романы Набокова и немного презирать все, что хоть немного было отягощено политическими страстями. В 1987–1988 годах мы еще открывали для себя всю сладость прежде запрещенной культуры, а в 1990–1992-м многие из нас постигали для себя все те новые возможности, которые принес с собой дикий капитализм. Слова «брокер», «биржа», «кредиты» звучали в нашей среде отнюдь не как ругательные выражения, но как отличительные знаки подлинного взрослого мира настоящих серьезных мужчин. Мало кто сочувствовал новому строю, но мало кто даже в мыслях был готов против него бунтовать. Если уж зашла речь о девочках, то девочки выбирали тогда тех, кто сумел в условиях рыночного беспредела воспользоваться ситуацией и хорошо устроиться в жизни.
В конце концов против этого отвратительного мира первыми бунт подняли отнюдь не молодые люди, но полунищие, полуграмотные старушки и старики, которых повел на первый бой с капитализмом лидер «Трудовой России» Виктор Анпилов. Потом к старушкам стали постепенно присоединяться одетые в военную униформу с нашитой славянской свастикой боевики из «Русского национального единства» Александра Баркашова и других менее известных организаций фашистского толка. Потом, уже в 1992 году, на интеллектуальном небосводе ярко взошла геополитическая звезда Александра Дугина. В это время Лимонов был всего лишь одним — хотя и весьма заметным — из участников борьбы против новых буржуазных порядков. Тогда трудно было предположить, что именно он сделает правильный шаг в этой борьбе, так, чтобы и в свои 70 лет оставаться авторитетной фигурой для 20-летних участников политического протеста.
Лимонов, мне кажется, понял две вещи. Первое — в антикапиталистической борьбе нужно делать ставку на молодежь, тех, кто не может найти себя в новой действительности и вместе с тем ищет какие-то альтернативные способы социализации. Опять же о самом главном — кто не может заработать свой миллион, но тем не менее ищет способ завоевать внимание интересных девочек. Второе — бунт должен носить яркий, стилистически вызывающий, романтический характер и при этом быть и в самом деле бунтом, то есть быть сопряженным с риском, всамделишной опасностью, угрозой для свободы и здоровья. В 1993 году, когда нацбольство только зарождалось, оно казалось романтической игрой на фоне какого-нибудь вполне серьезного «Фронта национального спасения», с одной стороны, и настоящих боевых групп типа Союза офицеров Станислава Терехова — с другой. Ну что могли сделать особо ужасного бывшие панки, поклонники Егора Летова или ребята с плакатами «Сталин, Берия, ГУЛАГ» на фоне ветеранов ГРУ или обстрелянных в Приднестровье бойцов? Но поразительно, как только Верховный Совет был разогнан и расстрелян и его члены подались кто заседать в Думу, кто управлять международными компаниями, кто рулить в Торгово-промышленную палату, а уцелевшие ветераны просто разошлись по домам, — на улице воевать с капитализмом остались фактически только один Лимонов и его молодые соратники.
Мне кажется, вся острота полемики молодых протестантов с Лимоновым отчасти объясняется тем, что лидер НБП — это классический революционер эпохи реакции. Когда протест набирает силу и своим размахом создает всамделишную угрозу, Лимонов и его нацбольство оказывается, увы, никому не нужным. Оно воспринимается каким-то барочным дополнением к и так уже мощной силе, готовой создать действующей власти крупные неприятности. Но как только протест, как модно сегодня говорить, рассасывается и отступает, Лимонов и мобилизованные им ребята вдруг оказываются теми немногими, кто остался на площади, которую давно покинули те, кто еще недавно призывал стоять на ней до конца. В декабре 2011 года о Лимонове действительно все немедленно позабыли, а он предстал перед толпой в странном облике человека, который не хочет по какой-то неведомой причине перейти с одного не разрешенного для протеста места в другое — разрешенное. Но сегодня, когда модные девочки всё в меньшем и меньшем количестве посещают места скопления революционеров, теперь Лимонов вновь становится как никогда авторитетен, а его опыт и талант бесценны для тех, кто хочет остаться и на поле боя, и в поле всеобщего внимания.
И поэтому столь неудобно для многих, что Лимонов оказался в определенном смысле по другую сторону баррикад, что он столь неумолим и категоричен в отношении ребят с Болотной площади, что он не согласен признать их своими политическими наследниками. И в самом деле, когда политическое море окончательно войдет в состояние полного штиля, наверняка как черт из табакерки выпрыгнет некое обновленное НБП с новыми юными героями, готовыми поджечь приемную Минобрнауки или кинуть торт в модного кинорежиссера. И именно из среды этих новых «героев» выйдет очередное поколение политических активистов, технологов, журналистов и дизайнеров. Выйдет совсем новый «креативный класс» взамен старого, который в критический момент отступил от своего отца и дал увести себя на Болото.
Поделиться82020-03-18 17:56:51
Я объяснил в итоговой почему я не все некрологи Лимонову перепощиваю.