17
Алекс Турчин о кино
132 подписчика
Три новых Лавкрафтовских фильма
Вчера
5,9 тыс. дочитываний
1 мин.
7,4 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.
5,9 тыс. дочитываний, 80%. Пользователи, дочитавшие до конца.
1 мин. Среднее время дочитывания публикации.
Лавкрафт снискал славу творца Ктулху и создателя очень странных миров. В его произведениях словно под каким-то гипнозом смешиваются пространство и время, реальное с ирреальным, фэнтезийное и мифическое – оттого его труды так сложно экранизировать. А те фильмы, в которых есть хотя бы часть приведённых особенностей – моментально характеризуются как “лавкрафтовские”, даже если великий фантаст не имеет к ним ни малейшего отношения.
Сегодня рассмотрим три свежих релиза: глубоководный хоррор «Под водой»; третью главу «Леденящих душу приключений Сабрины» и боди-хоррор с Николасом Кейжем «Цвет из иных миров».
«Под водой» (2020)
На дне Марианской впадины работает станция «Кеплер», персонал которой занят бурением скважины. После внезапного скачка сейсмической активности, станция оказывается под угрозой разрушения, и вахтовикам предстоит во что бы то ни стало успеть покинуть «Кеплер». Довольно быстро герои фильма понимают, что причина разрушительных событий носит совсем не природный характер.
Фильм о небольшой группе выживальщиков, в замкнутых условиях борющихся против неведомого нечто, априори обречён на сравнение с «Чужим». Не желая паразитировать на имени великого предка (но, безусловно, вдохновляясь им), «Под водой» пошёл по очень интересному пути – он не имеет экспозиции. Никакой. Совсем. В первые 5 минут фильма героиня в гордом одиночестве молча чистит зубы, а потом сюжет срывается в пике и обрушивает на зрителя лавину передряг. Никаких вводных, никакого знакомства с героями, никакой расслабляющей предыстории. Только череда смертельно опасных квестов.
Минусы такого смелого шага очевидны – у зрителя просто нет времени на передышку: там, где в обычных условиях героям (и смотрящим) стоило дать время на то, чтобы усвоить увиденное, удивиться каким-то поворотам – фильм хватает за руку и силком тащит вперёд, навстречу новым опасностям. Смазывается ли от этого впечатление? Безусловно. Даёт ли фильм за это какую-то компенсацию? Ещё бы. Герои идут в расход неумолимо и резко – каждая такая потеря бьёт по зрителю хлёсткой пощёчиной и бодрит. Венчает парад мокрых оплеух финал – фееричная твист-встреча, которая, уверен, произведёт на почитателей Лавкрафта необходимый вау-эффект и напомнит, каким всё-таки беззащитным может оказаться человечество перед лицом сил библейского масштаба.
«Леденящие душу приключения Сабрины. Глава 3» (2020)
Экранизация хоррор-комиксов «Сабрина – маленькая ведьма» посвящена истории 16-летней сироты, которая ничем не отличается от своих сверстников: ходит в школу, гуляет с друзьями, встречается с парнем. А ещё Сабрина – ведьма-полукровка и она оказывается в центре интересов Церкви ночи и самого люцифера.
На первый взгляд, сюжет сериала имеет мало признаков “лавкрафтовского ужаса”, однако такое утверждение было верным до релиза третьего сезона, премьера которого состоялась в январе этого года.
Третья глава зловещих приключений Сабрины обзавелась колоритной сюжетной линией, параллельной основной. Пока Сабрина занята спасением своего возлюбленного (который стал живой темницей для люцифера, пожертвовал собой и вернул того обратно в преисподнюю) на сериал наслаивается тематика глубоководного ужаса.
Бывший настоятель Церкви ночи – отец Фауст Блэквуд – одержим идеей кровной мести Сабрине и всему её роду. Ведомый недобрыми помыслами, Блэквуд отыскивает яйцо Лох-несского чудовища, с помощью которого собирается провести ритуал и вызвать Глубинного. Глубинный – или по англ. Deep one – прямая отсылка к рассказу Лавкрафта «Дагон» и другим произведениям автора (например, «Тень над Иннсмутом»), в которых глубинными называется раса разумных амфибий, связанная с Древним богом. Ритуал проходит успешно и Фауст призывает существо, рядом с которым адская (буквально) командировка Сабрины покажется детской рогулкой.
«Цвет из иных миров» (2019)
Размеренная жизнь примерного семьянина, мужа и отца троих детей приобретает неожиданный поворот после того, как на его задний двор приземляется необычный метеорит.
В основе сценария фильма – одноимённый рассказ Лавкрафта, что делает картину единственной из трёх в сегодняшней подборке, снятой по мотивам произведения мастера. «Цвет…» – один из любимых рассказов режиссёра Ричарда Стэнли, известного по фильмам «Железо» и «Дьявол песков», которые очень ценят любители атмосферной авторской фантастики. Экранизировать рассказ Стэнли хотел на протяжении многих лет: в 2013-м он даже представил фан-трейлер, собранный из кадров таких фильмов как «Нечто», «Посланники», «Столкновение с бездной». К съёмкам ему удалось приступить только в феврале 2019-го.
Готовый фильм впервые показали на фестивалях осенью прошлого года, и к нему моментально было приковано самое пристальное внимание.
Дело в том, что «Цвет…» стал первой полноценной режиссёрской работой Стэнли со времён скандального и печально-известного «Острова Доктора Моро» – одной из последних работ Марлона Брандо. Во-вторых, главную роль в «Цвете…» исполнил Николас Кейдж – возможно, главный на данный момент голливудский специалист в деле ретрансляции внутреннего безумия. В-третьих, фильм выглядел идейным последователем картины «Мэнди» – психоделик-хоррора Паноса Косматоса.
Боди-хоррор Ричарда Стэнли, оставаясь фильмом категории «Б», на деле оказался миксом уже упомянутого «Нечто» и «Аннигиляции» с Натали Портман: природные метаморфозы в ленте идут бок о бок с трансформациями телесными. Лёгкая вторичность ничуть не помешала ему получить очень хорошие оценки на Метакритике и Гнилых Томатах, а в обзоре The Guardian и вовсе предрекли картине культовый статус.
Автор — Алекс Турчин.