В середине XVIII века берет свое начало время т.н. «позднего языческого ренессанса». Уже тогда появлялись такие фальсификаты, как «Поэмы Оссиана» шотландского поэта Джеймса Макферсона, а чуть позднее уже в конце XVIII и начале XIX в. — псевдоязыческие тексты Александра Сулакадзева («Гимн Бояна», «Вещания славянских жрецов», «Лоб Адамль», «Удотрепетник», «Оповедь») и знаменитая фризская «Хроника Ура-Линда» Корнелиуса Овер де Линдена. Но и среди добросовестных людей и искренних христиан романтика, навеянная мотивами дохристианской традиции Европы, заявляла о себе громогласно через произведения великого Рихарда Вагнера. Эти «доброкачественные языческие симпатии» мы можем проследить до Нового времени и, собственно, до самого Джона Р. Р. Толкина.
В интервью Д. Геррольду на радио BBC 4 (1971) Дж. Р.Р. Толкин отвечает на прямо заданный вопрос:
Г: - Где Бог во «Властелине колец»?
Т: - Он упомянут один или два раза.
Г: - Является ли Он единым…?
Т: - Да. Единым, да.
Г: - Вы теист?
Т: - О нет, я римо-католик. Набожный римо-католик.