Взял с эрзянского сайта, убрав параграфы о неоязычниках. Оставил только подлинные записи о Традиции.

Инешкипаз и Христос
Так получилось, что до солидных шести лет рядом со мной неотлучно была моя прабабушка Елизавета – «Лиза бабай». Была она трудолюбива, красива, и– хоть и осталась неграмотной крестьянкой – это абсолютно не мешало ей быть человеком рассудительным и уважаемым в семье.

Она была глубоко верующей, православной – ни один церковный праздник не обходился без нее. И она приучала к этому своих внуков и правнуков. В памяти моей до сих пор эти шумные и хлопотные сборы в церковь, многочасовые ночные службы, Таинство Причастия и другие христианские обряды. В то же время наряду с православными традициями в моей бабушке уживались исконные эрзянские верования. Всюду вела она беседы со старинными эрзянскими богами.

Как только заходила в лес, кланялась березке и просила Вирьаву (богиня леса, дословно: вирь – «лес», ава – «мать», «женщина») разрешения набрать ягод, грибов,
травы. Во время трапезы прабабушка обязательно кормила Вирьаву, шепча что-то. Тогда это казалось мне немного странным, поскольку не ведал я, что делает хранительница рода. Будучи студентом, я стал интересоваться историей своего народа, его верованиями и открыл для себя ответы на те вопросы, которые возникали в детстве…

Прабабушка Лиза жила традиционным укладом, храня в своей душе эрзянские молитвы – озксы, но и Христу поклонялась, потому что была крещена. Но, видимо,
память предков и культовых верований среди нашего народа настолько сильна, что практически все православные праздники и обряды имели двойную основу. К примеру, спрашивая имя Бога, прабабушка всегда четко называла его Инешкипазом (ине – «великий», паз – «бог»), иногда Верепазом (вере – «верх», то есть «всевышний Бог»), а когда я уточнял, кто же тогда Христос, – она отвечала, что «это, видимо, его сын». И после разговоров об эрзянских богах и богинях, которые окружали человека «с рождения и до скончания века», я, будучи подростком, понимал, насколько они почитаемы представителями старшего поколения.

Вернемся к эрзянской традиционной религии ознома – «моление». Она не просто окутывает человеческую жизнь начиная с рождения – лемень путома кой (обряд имянаречения) и до смерти – кулыцянть лайшемазо (обряд оплакивания умершего). Обряды-ознома у эрзян присутствуют везде: в поле, в дороге, дома. Каждому времени года присущ свой обряд, например, тундонь ильтема кой (обряд встречи весны), когда женщины встречали первых птиц, просили у богини Земли Масторавы хорошей погоды для посева. Годовой цикл продолжают обряды, связанные с посевом, жатвой, сбором урожая и т.д. Наряду с женщинами-озксавами (дословно «ведущими моление»), озксы проводили и мужчины. Они обращались к мужским богам: Вирьате (богу Леса), Кудате (богу Дома).

Боги у эрзян делятся на земных и небесных. Земные – те, которые окружают человека, связаны с домом – Кудава (кудо – «дом»), Кардазава (кардаз – «двор»), Юртава (юрт – «основа дома»). Некоторые земные боги олицетворяют плодородие: Норовава (норов - «плодородие»), Паксява (пакся – «поле»). Свою классификацию имеют и небесные боги – в зависимости от выполняемых «функций» и степени могущества. Кроме единого вечного бога, эрзяне признают созданных им добрых и злых духов. По народным понятиям, духи, как и люди, плодятся, и их в мире множество. Везде, на всяком месте, невидимо присутствует какое-нибудь
божество, исполняющее повеление верховного бога или назначенное им для управления какой-либо частью вселенной.

Неверно было бы считать эрзю и мокшу идолопоклонниками. Никогда не имели эрзяне и мокшане ни идолов, ни каких-либо других изображений божеств. Народ почитал священные деревья – дуб, липу, березу, вяз, – под которыми приносил жертвы, но никогда не признавал их божествами. Эрзя верили в единого верховного бога, от которого зависит весь видимый и невидимый мир. Эрзя, терюхане и каратаи называют его Паз, или Верепаз (верховный бог), мокшане – Шкай.