После длительного перерыва, во время которого книжный голод развился с новой силой, я продолжаю ликвидировать дефицит литературы в организме, накопившийся за время, когда было не до чтения. И сегодня у меня довольно неожиданная книга. Потому, что её автор - настоящий классик японской литературы, именем которого названа главная книжная премия Страны Восходящего Солнца. Автор, творивший в эпоху Тайсё - в короткий период культурного головокружения (до тошноты и экзистенциального отчаяния) между великим переломом Мэйдзи и милитаризмом Сёва. В короткий десятилетний отрезок истории этой культуры, который одновременно можно было бы назвать "японским декадансом" и "японским серебряным веком". Я очень долго к нему подступался. И теперь представляю вам:
Рюноскэ Акутагава "В СТРАНЕ ВОДЯНЫХ"
Знаете, друзья, для меня самого эта книга стала огромной неожиданностью. По целому ряду причин. Прежде всего потому, что резко отличается от его же новелл, которые я читал до этого (например, таких известных, как "Ворота Расёмон", "Паутинка" и "В чаще"). Ожидая той же запредельной сумрачной депрессивности, что была в тех рассказах, я был поражён тем, что короткая повесть "В стране водяных" оказалась произведением невероятно весёлым, пропитанным блестящей иронией и юмором. Правда юмор Акутагавы Рюноскэ - это то ещё явление, но тем не менее даже чёрный юмор бывает порой невероятно смешным. Этак книга - настоящая фантасмагория ярких образов и философского символизма, как и другие его книги. Но одновременно с этим она - угарнейшая сатира буквально на всё. На общество, отношения полов, законы и право вообще, искусство, художественную богему, милитаризм, религию, Ницше (ему особенно жестоко досталось), Толстого, нарождающееся общество потребления. Но наиболее жестокой обструкции он подверг капитализм (только возникший в Японии на волне модернистского переустройства Мэйдзи). Его людоедская сущность была показана практически буквально. И это был лишь один из фрагментов. Вот и кто бы мог подумать, что этот мрачный суицидник (во всех смыслах слова), в произведениях которого мир людей и адское пекло не отличимы, окажется способен на такой ураганный стёб? Впрочем, тот факт, что повествование там ведётся от лица сумасшедшего, сидящего в соответствующем учреждении - это как раз вполне в стиле Акутагавы.
Особого упоминания заслуживает та обстановка, в которую помещён сюжет книги. Действие там разворачивается в одном из параллельных миров, существующих рядом с миром людей: в стране водных ёкаев (это такие японские сверхъестественные существа самых разнообразных видов и калибров), куда главный герой случайно проваливается. Нечто в стиле Джонатана Свифта, перенёсшего пороки современного ему общества в вымышленные страны лилипутов и великанов. Эдакий японский "Незнайка на Луне", только написанный на серьёзных щах, что делает происходящее ещё более смешным и абсурдным. Но написанное - не сказка и не фантастика. Это совершенно другое. Поразительно, но книга написана в стиле магического реализма. А японский магический реализм - это что-то. Я сильно удивился, поняв, что старина Рюноскэ раскрыл этот жанр задолго до Габриэля Гарсиа Маркеса и Салмана Рушди. За несколько лет до того, как этот термин вообще впервые появился на другом конце света. Впрочем, я перестал удивляться, когда понял, что эта не самая известная широкой публике за пределами Японии книга на самом деле оказала весьма существенное влияние на мировой культурный процесс. По ходу чтения я с удивлением обнаруживал отсылки к этой повести в самых неожиданных произведениях и элитарной, и массовой культуры. Представьте себе, я нашёл их даже в сериале "Южный парк". Отчего челюсть моя и вовсе отвисла - до меня, спустя много лет, дошло, чем в немалой степени вдохновлялись авторы сериала, создавая своё отмороженное сюжетное безумие. Ну, тогда многое становится ясно, ребята.
Что можно сказать в итоге? На этот раз резюме будет двойственное. С одной стороны: от себя лично я эту книгу категорически рекомендую. Тем более, что займёт она у вас не больше пары часов времени - повесть не особо большая. С другой же стороны: я прекрасно понимаю, что это крайне специфическое произведение крайне специфического автора. И оно, мягко говоря, на любителя. Лично я - именно тот самый любитель. Являетесь ли им вы - решать вам. А мне нравится.