ТОЛКИЕН И АРИОСОФИЯ: к постановке вопроса
Сейчас выполняю одно поручение и готовлю ценный материал по обзору исследований (академических и не очень) оккультизма Третьего Рейха и всего, что вокруг него. Никогда особенно не увлекался этой темой, хотя вот понадобилось сейчас. Вместе с тем важно отметить, что исследователи нередко недооценивают накал конкуренции и борьбы между разными направлениями ариософии: ирминисты Вилигута, Рана и Либенфельса против арманистов Гвидо фон Листа и Лёйтерера, Герман Вирт против тех и других, Зеботтендорф где-то сбоку, Гёрбигер параллельно им и т.д.
Интересно другое. Резко критикуя околонацистских эзотериков за искажения, Толкиен ведь по сути развивал еще одну, конкурирующую, но близкую им версию ариософии. Да, все они использовали материал Эдды и южногерманской литературы ("Вёлуспа", "Хелианд"), однако только этим одним сходство не исчерпывается. Стихи Вилигута ("Один среди Асов, Даин среди эльфов, Двалин среди гномов, Альсвидр среди великанов. Некоторые вырезал я сам") по форме (!), хотя и не по содержанию, не особо отличаются от того, во что этих эддических двергов превратил Профессор. И даже число в 14 богов, обозначенное уже в баварской версии "Вёлуспы" IX века, является базовым не только в толкиеновской мифологии, но и у некоторых ариософов, причем в однозначной привязке в Атлантиде-Аталантэ с буквальными подробностями вроде сатанинского храма с человеческими жертвоприношениями, погубившими в итоге Атлантиду/Нуменор.
Процитирую фрагмент из статьи А.В. Кондратьева, а вы уж сами судите:
Восстание зверобога
По данным опубликованных накануне Третьего Рейха «Изначальных текстов Первого Божественного Откровения, Атлантической Протобиблии, Золотой Книги человечества», восходящих, по версии публикатора этой книги Ф. Шмида, к эпохе Земного Рая (около 85 ооо до Р.Х), в Атлантиде была синархия – совместное правление двенадцати Айев, тринадцатый из которых, по имени Бохика Эссе Амаута, восседал в самом центре. Все атлантические князья-первопредки занимали свои золотые троны, но четырнадцатый вечно оставался пустым – невидимый для человеческого глаза, там располагался Сам Бог-Всеотец (Allvater-Gott), сотворивший и Небо, и Землю.
Если бы Бохика Эссе Амаута был чуть более расторопным, он бы никогда не позволил причалить к тому благословенному краю послам от племён Аск и Эмбла, приплывшим под красно-коричневыми парусами и устремившим к нему подобострастные речи. «Мы – послы от наших двух племён, от родов Аск и Эмбла, которые находятся на Востоке широкого водного пути, и которые тебе всегда служили, ведя торговлю с народом Айев» - сказали послы от народа с Идейских полей, попросив Бохику Эссе Амауту лишь об одной милости – не запрещать представителям их народа переселиться поближе к народу Айев, в места, чуть севернее страны Атта-лантис. Поскольку царь Бохика Эссе Амаута был царём весьма добрым, он, несмотря на возражения своего министра морского флота Амуд Арьи и министра военных дел Айяр Ману, как говорит «Атлантическая Протобиблия», - разрешил переселиться «детям удуму и чандал», народам Аска и Эмблы (по-германски, Адама и Евы) – в те благословенные районы Айев, где когда-то был Рай и Царство Божие на Земле.
Отныне в стране Атта-ланте начались постоянные кошмары, братоубийства и революции, приведшие, в конечном счёте, к захвату страны Альфатора злобными чандалами, так что «священный город всех городов впервые увидел в своих стенах смерть и кровь». В тексте «Атлантической Протобиблии» эта кровь называется кровью «Сынов Божиих», проливавшейся «детьми удуму и чандалами» по указу их «зверобога Явии» (Tiergott Jawia), в честь которого на Атта-ланте был воздвигнут огромный храм, где приносились кровавые жертвы из айянских женщин, детей и стариков[13].
Происхождение этого оккультного апокрифа реконструируется без особых усилий. Автор и «дешифровщик» его Френцольф Шмидт с огромной симпатией относился к отцу-основателю современной ариософии Ланцу фон Либенфельсу, и вместе с автором «Атлантиды, Эдды и Библии» Германом Виландом входил в созданный Гербертом Райхштайном «Ариософский центральный комитет по культуре» («Ariosophische Kulturzentrale», AKZ), который был, как бы теперь сказали, своего рода "think tank" тогдашних оккультных националистов. От Либенфельса Шмид позаимствовал теорию «чандал-адамитов» (потомков Адама – звероподобного животного), а от Виланда, чья программная книга об Атлантиде вышла шестью годами ранее – само понятие «Атта-ланд», которое Виланд, как мы уже видели, также связывал с Айями и относил к региону Гималаев (Himalaya, Небо Айев = Himmel der Arier).
[13] Schmid, Frenzolf. Urtexte der Ersten Göttlichen Offenbarung. Attalantinische Ur-Bibel. Das Goldene Buch der Menschheit. Mit den ersten Offenbarungen aus der Paradieszeit zurückreichend auf 85 000 Jahre vor Christi Geburt. Pforzheim im Baden, 1931, S. 177-188.