Сегодня южнорусское образованное общество чествуетъ 50-лѣтіе со дня смерти Т. Г. Шевченко. Грустная годовщина эта даетъ поводъ озлобленнымъ и вздорнымъ людямъ къ возбужденію того междурусского раздора, который въ послѣднее время изъ всѣхъ силъ стараются раздуть австрійскіе Нѣмцы и Поляки. Какъ извѣстно, мечтательное украинофильство тридцатыхъ годовъ прошлаго столѣтія довольно давно, именно въ эпоху Шевченко, начало принимать оттѣнокъ революціонный. Поддерживаемая врагами Россіи, постепенно сложилась измѣнническая партія среди малороссовъ, мечтающая о разрушеніи Россійской имперіи и о выдѣленіи изъ нея особаго, совершенно "самостійнаго" украинскаго государства. По имени историческаго героя этой партіи - Мазепы - членовъ ея въ послѣднее время зовутъ "мазепинцами", и они очень этимъ титуломъ гордятся. Читателямъ, безъ сомнѣнія, извѣстно, до какихъ нелѣпостей договаривается эта преступная партія и въ коренной Малороссіи, и въ закордонной Руси. Никогда еще, кажется, политическій психозъ не развивался до такой болѣзненной остроты. Ни одно изъ инородческихъ племенъ - кромѣ развѣ Поляковъ - не обнаруживаетъ такой воспаленной ненависти къ Великой Россіи, какъ эти представители Малой Руси. Самые ярые изъ нихъ отказываются отъ историческихъ именъ "Россія", "Русскіе". Они не признаютъ себя даже малороссами, а сочинили особый національный титулъ: "Украина", "украинцы". Имъ ненавистна простонародная близость малорусскаго нарѣчія къ великорусскому, и вотъ они сочиняютъ свой особый языкъ, возможно, болѣе далекій отъ великорусскаго. Нужды нѣтъ, что сочиненный будто бы украинскій жаргонъ является совершенно уродливымъ, какъ грубая фальсификація, уродливымъ до того, что сами малороссы не понимаютъ этой тарабарщины, - фанатики украинскаго сепаратизма печатаютъ названной тарабарщиной книги и газеты. Въ науку русской вообще и въ частности южнорусской исторіи мазепинцы вносятъ систематическіе искаженія и подлоги, а самые крайніе психопаты этой партіи провозгласили необходимость для малороссовъ жениться на еврейкахъ для того, чтобы кровью и плотью какъ можно дальше отойти отъ общерусской закваски. Къ счастью, это брѣдовое состояніе провинціальной психологіи, ударившейся въ сепаратизмъ, охватываетъ далеко не всю Малороссію, и даже въ австрійской Галиціи оно встрѣчаетъ до сихъ поръ внушительный отпоръ. Тѣмъ не менѣе нельзя забывать, что политическія помѣшательства заразительны: въ силу этого государственная власть обязана глядѣть на украиноманство какъ на одну изъ злокачественнѣйшихъ язвъ нашей внутренней жизни. Этимъ объясняется вполнѣ разумное рѣшеніе правительства не допускать въ Кіевѣ подъ предлогомъ годовщины смерти народнаго поэта революціонныхъ выступленій какъ со стороны австрійскихъ мазепинцевъ, такъ и со стороны нашихъ. Я уже не разъ докладывалъ читателю о планахъ Австріи возбужденіемъ малороссовъ къ бунту расчленить Россійскую имперію, столь страшную для придунайскихъ экспропріаторовъ. Уже доказано участіе въ украинофильской пропагандѣ не только флориновъ, но и прусскихъ марокъ.
Шевченко умеръ сорока семи лѣтъ, то есть годами старше Пушкина, но сопоставьте эти два имени - и вы почувствуете, что такое культурная Россія и что такое она захолустная, провинціальная. Что бы тамъ ни болтали ограниченные умомъ политиканы, Россію создавать не нужно: она создана - и создана исторіей не въ чигиринскомъ или конотопскомъ горизонтѣ, а въ очертаніяхъ міровой державы.