mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Свастика и кельтский крест в эзотерическом иудаизме


Свастика и кельтский крест в эзотерическом иудаизме

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Лейзер-Фишл из Стрижова (Strzyżow, в то время Российская империя), крупный раввин и каббалист, автор целого ряда каббалистических сочинений, опубликовал в 1805 году свой комментарий "Паршэс Элиэйзер" (פרשת אליעזר, "История Элиезера") к толкованию р. Шимшена Остропольского на загадочную  "ספר קרנים" ("Книгу лучей"). Все имена авторов и названия книг я привожу в традиционном разговорном восточноевропейском (ашкеназском), а не современном искусственном израильском произношении. Вначале надо сказать пару слов о "Книге лучей" и ее комментаторе.

Шимшен (Шимшон) Остропольский был одним из известнейших каббалистов 17 века. Легенда сообщает, что одно из своих сочинений под названием "מחנה דן" ("Собрание колена Дана") он сжег из опасения, что эта книга подорвет авторитет талмудического иудаизма и тем самым разрушит иудейские общины. Как всякий мистик, он толковал Талмуд эзотерически, поперек буквального смысла, но строго дозировал свои комментарии, чтобы непосвященные не разорвали традиционную синергию внешней и внутренней стороны эзотерической традиции.  Его "Книга лучей" ("Сейфер Карнаим"), которую он приписал некоему древнему автору по имени Аарон из Кардины, была опубликована посмертно в 1709 году. История такого автора не знает и текст этот прежде не был известен, поэтому есть все основания предполагать, что он был написан под диктовку ангела или явившейся с того света души, а затем сам же р. Шимшен откомментировал написанное автоматическим письмом. Текст изобилует ссылками и цитатами из неслыханных книг некой небесной библиотеки. В 1648 р. Шимшен был убит бандами Хмельницкого, которые вырезали почти все еврейское население Острополя (ныне село Старый Острополь Хмельницкой области Украины). По легенде, ангел его предупредил о грядущей гибели, он попытался убедить своих единоверцев бежать, но ему никто не поверил, поэтому он решил остаться и пожертвовать своей жизнью; как сообщают немногие выжившие, его застали за изучением мистической книги и порубили на куски.

"Книга лучей" - одно из самых энигматических сочинений в истории Каббалы, которое исследователи считают крайне нетерпимым по отношению к христианству. На первый взгляд эта оценка может показаться верной, но внимательное прочтение прочих текстов этого автора показывает иную, весьма удивительную картину. В отличие от обычных иудеев, р. Шимшен был докетом в христианском смысле слова. Он прямо писал о том, что существует ангел по имени Йешуа, который спасает души человеческие из ада. В "Книге лучей" утверждается, что Пресвятая Дева ("בתולתא קדישתא") - это Шхина (иными словами, София). Подобно богумилам и катарам, этот автор относился предельно негативно к римско-католической церкви и считал ее Иисуса лжехристом, демоном.

У р. Шимшена был в Польше родственник, р. Носон-Нета (Натан) Шапиро, тоже известный каббалист, автор эзотерической книги "מגלה עמוקות" ("Раскрывающий глубины"). Эти авторы регулярно переписывались и обменивались идеями. Шапиро испытывал к римскому христианству ровно такое же апокалиптическое отвращение. Что удивительно, в 18 веке в Амстердаме объявилась секта скрытых христиан, внешне ведущих себя как ортодоксальные иудеи. Представитель этой секты обратился к пастору с просьбой обратить их в нормативное лютеранство. Согласно легенде этой секты, ее основателем был тот самый Шапиро, крестивший учеников в свою тайную церковь. Поэтому можно предположить, что их христианство представляло собой сочетание эзотерического иудаизма с докетизмом и гностицизмом.

"Книга лучей", в соответствии с названием, наполнена солярным символизмом и дуалистическими доктринами, кои поздний комментатор, р. Лейзер-Фишл, сопроводил следующей инициационной "мандалой" (отдельно ниже, тэги почему-то не работают):

Продолжение следует )

Отредактировано Pohjolainen (2021-04-05 19:54:24)

0

2

https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/75/t111467.jpg

0

3

Но тогда уж не 1709-ый и 1948-ой а 1609-ый и 1648-ой Римское христианство было государственной религией той страны в состав которой Острополь входил до Хмельницкого А быть за лютеранство там было все равно что быть за православие Хмельницкий кстати был и за то и за другое он же не только с московитами но и со шведами мог договариваться Ну а рабби Шимшен и Шапиро коль скоро они в Речи Посполитой были за лютеранство против католицизма вполне себе могли быть и за Православие и за Московию Наши были люди

0

4

>Каждан2018

>>Но тогда уж не 1709-ый и 1948-ой а 1609-ый и 1648-ой

Ну, это опечатка. Убит он был в 1648 году, а книга напечатана посмертно в 1709. Когда была написана, никто не знает.

Отредактировано Pohjolainen (2021-04-05 19:55:28)

0

5

Раз убит был в 1648-ом в Острополе значит жил и впрямь в Речи Посполитой Но там те кто был за лютеранство против католичества заодно были и за Православие и за Московию В том числе и тот же Хмельницкий для которого лучше чем Ян Казимир был и Тишайший и Карл Десятый

0

6

Каждан2018 написал(а):

В том числе и тот же Хмельницкий для которого лучше чем Ян Казимир был и Тишайший и Карл Десятый

Расскажите сегодня украинским националистам, что Хмельницкий был за Московию. И невинных людей убивать десятками тысяч, пытать беременных женщин и убивать на глазах матерей детей, это не комильфо, мягко говоря...

0

7

Украинские националисты вообще то сегодня и Хмельницкого тоже ненавидят А лютеранином у Хмельницкого полковник Юрий Немирич был.
Начальник артиллерии Как еврей я понимаю Ваши претензии к Хмельницкому Но мы с Вами евреи-антисионисты так что наша Родина-Россия И с этой точки зрения мы должны видеть в Хмельницком того кто отдал ей Украину То что Украина должна быть в составе России это закон геополитики Выведенный не только Дугиным но и Бжезинским Тк Бжезинский-геополитик атлантизма то с его точки зрения не должна быть

0

8

http://www.arthania.ru/content/kvarta-i-kvinta-na-rusi
Нашел где у меня было про Хмельницкого Немирича и Карла Десятого.

0

9

Вполне нормально евреям критиковать Хмельницкого, не надо требовать издеваться над собой. Если Переяславскую Раду не отвергают то пусть.

0

10

"Расскажите сегодня украинским националистам что Хмельницкий был за Московию" Как раз украинские националисты и отвергают Переяславскую Раду Но в комменте Похйолайнена не было сказано что они правильно делают что ее отвергают

0

11

Также я считаю что калмыкам можно не хвалить Сталина при условии нехуления социализма, потому что как раз калмыкам переселение принесло больше вреда чем было бы при зачистке от бандитов.
Да и Сталин зря верил тем кто число бандитов в десять раз завышал в Калмыкии.

0

12

Собственно, речь шла не о Московии и Украине, и тем более - на всякий случай - не о извращенном нацистском употреблении свастики, а о древности сакральных символов вне рамок отдельных народов, религий и идеологий. Продолжение.

Эта "мандала" представляет собой ярчайший образец солярного знака, иллюстрацию к "Символике креста" Генона. Сама свастика составлена из букв "алеф" и "рейш", символизирующих свет (אור, "ойр"). 24 луча, символизирующие суточный цикл, составляют арамейский гимн, замкнутое стихотворение (тут можно вспомнить и символ Уробороса, и "Миф о вечном возвращении" Элиаде). Все строки зарифмованы конечным слогом "ро", который и составляет свастику в центре.

Перевод:

И разумеющие уразумеют сим сиянием,
Древо величайшее, святое и сокрытое,
Кроме него, нет другого,
Прекрасное видом и приятное красотою,
Древесина его услащает горькие воды,
Бросает пламена (молнии, сполохи) во все стороны,
Великое и крепкое, лишь одно прямое,
Шестьдесят простых смыслов его, включенных в десять,
Распростираются ветви по всем переходам,
Семьдесят ветвей число их,
Не познать его ясно (человеческим разумением),
Лишь из распространения его постигают свет те,
Что ходят под древом сим бесценным (дорогим),
Птицы небесные и звери лесные,
Пятьсот фарсангов (космических мер, "парсеков") света,
Пребывают в нем Солнце и Луна,
Двенадцатью пределами и жезлами (сучьями, ростками) окружается,
Объединяется в нем красное и белое,
Пред глазами как молния, сверканием освещающая место,
Плоды даст живые непрестанно,
Со стороны святой, сокровенной и сокрытой (сокровенное и сокрытое),
‌Источают плоды его масло (миро, умащение) и вино,
Блаженен (праведен, свят) удел вкушающих [даже] от остатка,
Во веки веков, в откровении и в сокровении.

Выраженного начала и конца у гимна нет. Я условно начал перевод с единственной фразы, отсылающей к Псалтири и начинающейся с двух древнееврейских, а не арамейских, слов. Чрезвычайно насыщенный символизм, нумерологию и диалектные особенности можно будет потом обсудить. Интересно то, что иудаизм, евреи и вообще какие-либо физические реалии ни словом не упоминаются, кроме намека на 60 трактатов Талмуда, смысл которых заключен в 10 сфирот (буквалистическое прочтение Талмуда этой строкой подрывается). Гностичность и архетипичность, думаю, заметит сразу же каждый. Великое мировое древо - это иерархия божественных энергий, которую известный каббалист Авраам Эррера (бывший католик, христианский каббалист, после принятия иудаизма, религии своих предков, продолживших тепло относиться к христианской Каббале) прямо отождествляет с ангельскими чинами Ареопагита, т.е. с нетварными божественными энергиями. Речь идет о божественном, а не о Самом Боге в Его сущности. Условно заключительная строка прекрасно выражает эзотерический принцип синергии открытых и тайных, инициатических сторон Традиции.

Мало кто, наверное, ожидает увидеть в ортодоксальной иудейской традиции другой многозначный архетипический символ: крест кельтского типа. О связях европейских евреев с кельтами можно поговорить в другой раз. Европейские евреи в значительной мере происходят от галлов, принявших иудаизм в античные времена. Кельтское наследие, разумеется, оказало и значительно влияние на земли, которые сегодня именуются Западной Украиной.

Опять не проходит тэг с картинкой...

Отредактировано Pohjolainen (2021-04-08 15:44:42)

0

13

https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/75/t177481.jpg

Это иллюстрация из классической книги "Гранатовый сад" (פרדס רמונים) испанско-палестинского каббалиста Моше Кордоверо. Биографию автора пересказывать не буду, можно и в Википедии прочитать. Известнейший, общепринятый во всех мистически настроенных кругах иудеев.

И вот опять мы видим поразительно точное соответствие Генону. Крест метафизически тождественен четырем буквам священного имени Божьего (Тетраграмматона; сам этот греческий термин чужд еврейской традиции). Более того, буквы этого Имена - в некотором смысле и есть сам Бог как Deus revelatus, совокупность "зримого не зрением" и "познаваемого не умом" в Боге. Из букв, нетварных энергий проистекает все тварное. Кордоверо - эманационист, но достаточно четко разделяющий тварное и нетварное, поэтому православные термины здесь вполне адекватны. Иллюстрацию эту нужно видеть как бы в вывернутом виде: буквы имени Божьего находятся на периферии, поскольку включают в себя все сущее, хотя во внутреннем смысле они и есть центр бытия. В круге тварного - четыре стихии; аристотелевы категории сухого/влажного и холодного/горячего (в данном случае - в духе Галена и герметиков, а не аристотельянцев); качества Божьей благости и гармонии, внешне противопоставленные суду и царству; зодиакальные созвездия, соответствующие стихиям. Раскладка обыкновенная, общая для западной астрологии: каждая стихия ассоциируется со звездным тригоном, равносторонним треугольником созвездий, поэтому распределена по годичному циклу.

0

14

Если вспомнить соседнюю ветку форума, то в биографии Уильямса я нашел древо сефирот, которым он пользовался при каббалистических штудиях в Золотой Заре.

0

15

Как известно, если в Имя Божие YHWH в середину добавить Ш, то получится Иешуа. Не Ш ли должна быть в центре такого круга/кельтского креста?

0

16

mahtalcar написал(а):

Как известно, если в Имя Божие YHWH в середину добавить Ш, то получится Иешуа. Не Ш ли должна быть в центре такого круга/кельтского креста?

Я не знаю, был ли у христианских каббалистов такой символ, но дело в том, что Иешуа не получается. Кирхер просто плохо разбирался в традиционной каббалистической экзегетике. В имени ישוע наличествует буква ע и отсутствует буква ה. В сирийской Библии оно пишется только так и никак иначе. Судя по документам 1 века, это была общепринятая орфография. Имя Иисуса Навина пишется как יהושע. Каббалистические перестановки букв основаны всегда на хорошем понимании грамматики и мифопоэтической органичности. Эта конструкция с ש в середине выглядит натянуто прежде всего из-за буквы ע. Согласно фонетическую делению букв из "Книги творения" (ספר יצירה), гортанные согласные теоретически взаимозаменямы, но на практике я такой замены в Тетраграмматоне не встречал. Буква ה - знак Святого Духа, а также Софии небесной и земной. Именно поэтому она повторяется, но во втором случае как бы растворяется в порождаемой ею Вселенной, превращается в гласную. Вот ее можно помножить на 12, и тогда получится יסוס - Исус. Такое арамейское слово, эзотерически написанное в обратную сторону, было действительно обнаружено на сирийской магической чаше. Есть научная работа на эту тему. Впрочем, это не мешает в принципе построить последовательную систему по Кирхеру, Рейхлину и т.д. Но от того, что они написали, все же отдает новоделом и слабым знанием языков.

Отредактировано Pohjolainen (2021-04-09 15:22:53)

0

17

В данном варианте не указаны многие другие значения, в том числе стороны света. Сверху там получается юг, слева - восток. Я бы на месте издателя повернул на 180 градусов.

0

18

Впрочем, есть версия, что талмудические легенды о колдуне по имени ישו основаны на том, что Иисуса могли так действительно звать в силу выпадения звука ע в галилейском произношении. В старейших изводах Иерусалимского Талмуда есть мудрец с таким именем. Что касается самих легенд (пара туманных параграфов во всем талмудическом корпусе), то их некоторые толкуют как антихристианские, некоторые - как о совсем другом человеке, жившем во 2 в. до н.э., некоторые - как пример "слабого хадиса", основанного на каких-то антихристианских легендах, но по принципу испорченного телефона дошедшего до авторов Талмуда к 5-6 веку уже в настолько искаженном виде, что они и сами могли не сообразить, о ком речь идет.  В отличие от средневекового сочинения "Толдот Ешу", которое к Талмуду отношения не имеет и почти всегда воспринималось просто как сборник совершенно не канонических для иудаизма антихристианских анекдотов. Автор или авторы этого сочинения безусловно имели в виду Иисуса, но написали это не раньше 8-9 века, хотя пользовались текстами Цельса и других ранних критиков христианства.

Так или иначе, хотя такой поворот может вызвать у многих недоумение, букву вставить-таки можно, если подразумевать именно коллоквиальное галилейское имя Йешу!

Отредактировано Pohjolainen (2021-04-09 16:15:20)

0

19

mahtalcar написал(а):

Как известно, если в Имя Божие YHWH в середину добавить Ш, то получится Иешуа. Не Ш ли должна быть в центре такого круга/кельтского креста?

Я вот что подумал. Хотя связь т.н. пентаграмматона с именем  ישוע (по-сирийски именно и только так) этимологически неверна и притянута за уши, сама эта комбинация букв имеет глубокое значение, если под буквой "шин" подразумевать огненную алую розу. Из этой комбинации Тетраграмматона+Шхины/Софии  (земной; горняя София уже выражается 4-ой буквой Тетраграмматона), в нисходящем порядке, можно вывести имя Ешуа, помножив 5 на 14 (Иисус+Мария+апостолы), если предположить необычную, но, вероятно, приемлемую для ессеев и жителей Галилеи орфографию יהשוע. В Галилее вообще писали как попало и орфографией не заморачивались, судя по сохранившийся ономастике 1 века. Такая операция каббалистически оправдана, именно в нисходящем (умножительном) порядке от небесного к земному.

Отредактировано Pohjolainen (2021-05-30 09:22:00)

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Свастика и кельтский крест в эзотерическом иудаизме


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно