Лейзер-Фишл из Стрижова (Strzyżow, в то время Российская империя), крупный раввин и каббалист, автор целого ряда каббалистических сочинений, опубликовал в 1805 году свой комментарий "Паршэс Элиэйзер" (פרשת אליעזר, "История Элиезера") к толкованию р. Шимшена Остропольского на загадочную "ספר קרנים" ("Книгу лучей"). Все имена авторов и названия книг я привожу в традиционном разговорном восточноевропейском (ашкеназском), а не современном искусственном израильском произношении. Вначале надо сказать пару слов о "Книге лучей" и ее комментаторе.
Шимшен (Шимшон) Остропольский был одним из известнейших каббалистов 17 века. Легенда сообщает, что одно из своих сочинений под названием "מחנה דן" ("Собрание колена Дана") он сжег из опасения, что эта книга подорвет авторитет талмудического иудаизма и тем самым разрушит иудейские общины. Как всякий мистик, он толковал Талмуд эзотерически, поперек буквального смысла, но строго дозировал свои комментарии, чтобы непосвященные не разорвали традиционную синергию внешней и внутренней стороны эзотерической традиции. Его "Книга лучей" ("Сейфер Карнаим"), которую он приписал некоему древнему автору по имени Аарон из Кардины, была опубликована посмертно в 1709 году. История такого автора не знает и текст этот прежде не был известен, поэтому есть все основания предполагать, что он был написан под диктовку ангела или явившейся с того света души, а затем сам же р. Шимшен откомментировал написанное автоматическим письмом. Текст изобилует ссылками и цитатами из неслыханных книг некой небесной библиотеки. В 1648 р. Шимшен был убит бандами Хмельницкого, которые вырезали почти все еврейское население Острополя (ныне село Старый Острополь Хмельницкой области Украины). По легенде, ангел его предупредил о грядущей гибели, он попытался убедить своих единоверцев бежать, но ему никто не поверил, поэтому он решил остаться и пожертвовать своей жизнью; как сообщают немногие выжившие, его застали за изучением мистической книги и порубили на куски.
"Книга лучей" - одно из самых энигматических сочинений в истории Каббалы, которое исследователи считают крайне нетерпимым по отношению к христианству. На первый взгляд эта оценка может показаться верной, но внимательное прочтение прочих текстов этого автора показывает иную, весьма удивительную картину. В отличие от обычных иудеев, р. Шимшен был докетом в христианском смысле слова. Он прямо писал о том, что существует ангел по имени Йешуа, который спасает души человеческие из ада. В "Книге лучей" утверждается, что Пресвятая Дева ("בתולתא קדישתא") - это Шхина (иными словами, София). Подобно богумилам и катарам, этот автор относился предельно негативно к римско-католической церкви и считал ее Иисуса лжехристом, демоном.
У р. Шимшена был в Польше родственник, р. Носон-Нета (Натан) Шапиро, тоже известный каббалист, автор эзотерической книги "מגלה עמוקות" ("Раскрывающий глубины"). Эти авторы регулярно переписывались и обменивались идеями. Шапиро испытывал к римскому христианству ровно такое же апокалиптическое отвращение. Что удивительно, в 18 веке в Амстердаме объявилась секта скрытых христиан, внешне ведущих себя как ортодоксальные иудеи. Представитель этой секты обратился к пастору с просьбой обратить их в нормативное лютеранство. Согласно легенде этой секты, ее основателем был тот самый Шапиро, крестивший учеников в свою тайную церковь. Поэтому можно предположить, что их христианство представляло собой сочетание эзотерического иудаизма с докетизмом и гностицизмом.
"Книга лучей", в соответствии с названием, наполнена солярным символизмом и дуалистическими доктринами, кои поздний комментатор, р. Лейзер-Фишл, сопроводил следующей инициационной "мандалой" (отдельно ниже, тэги почему-то не работают):
Продолжение следует )
Отредактировано Pohjolainen (2021-04-05 19:54:24)