В "Книге творения", одного из основополагающих и древнейших каббалистических текстов, говорится следующее (начало 6-й главы по списку, которым пользовался Виленский гаон):
6:1
Это суть три матери - АМШ [буквы Алеф, Мем, Шин].
И вышли из них три отца – это воздух, вода и огонь, из отцов порождения.
Три отца и их порождения, и семь звезд ("планет" классической астрологии), и их воинства, и двенадцать наклонных границ.
Доказательство этого - надежные свидетели: мир, год, душа.
И двенадцать - закон, и семь, и три. И поставил их под командование Тели, Колеса и Сердца.6:2
Три матери АМШ - воздух, вода и огонь.
Огонь сверху, вода снизу, а воздух есть дух (дуновение), определяющий между ними.
И знак этого: огонь несет воду, Мем - молчит [является полугласной], Шин - шипит, Алеф – воздух, дух (дуновение), закон, определяющий между ними.6:3
Тели в мире - как царь на престоле.
Колесо во времени - как царь в городе.
Сердце в душе (живом существе) - как царь на войне.
Вкратце, здесь объясняется алхимическая и астрологическая связь фонетики букв как сакральных первооснов божественного творения и их проявлений.
Слово Тели (תלי) обычно переводится как Дракон (созвездие), поскольку Тубан, альфа Дракона, был 5,5-3,5 тысяч лет назад полярной звездой. Хотя из-за прецессии земной оси сегодня полярной звездой считается альфа Малой Медведицы, за весь 25772-летний цикл прецессии из всех легко заметных звезд только альфа Дракона подходит ближе всего к северному небесному полюсу, примерно на 10 угловых минут. Все традиционные комментаторы согласны, что здесь имеется в виду прежде всего полярная ось, направляющая движение всего мира. Тубан (ثعبان, змей) именуется также хвостом Дракона.
Но есть и другой небесный дракон, головой и хвостом коего считаются лунные узлы, т.е. точки пересечения орбиты Луны с эклиптикой. В индийской астрологии эти узлы считаются виртуальными планетами Раху и Кету. В персо-арабской и еврейской традиции они именуются просто головой и хвостом Дракона (Тели). Солнечные и лунные затмения случаются только в этих точках, а смену лунных фаз можно рассматривать как взаимодействие с Драконом.
Слово "Тели" происходит от корня "висеть", "подвешивать", и может быть переведено как подвес, баланс, весы. Вне эзотерической литературы этот корень как "дракон" не встречается или появляется уже под влиянием Каббалы. В Талмуде дракон так и называется - драконом.
Колесо ("галгал") - разумеется, сам принцип цикличности, кругообращения мироздания, реализуемый в данном контексте вращением звездного неба.
Сердце - это принцип пульса, поступательных колебаний и живых волн.
Ось - основа пространства. Колесо - основа времени. Пульс - основа жизни.
Довольно значительная, большей частью неопубликованная, литература посвящена объяснению глубинной связи Тели как небесной оси и полярного созвездия, и как источника цикличности лунных фаз, сезонов и затмений. Во-первых, это не злой дракон и не библейский змий, совративший Адама и Еву, но Левиафан-Уроборос - промежуточное пространство между земным и небесным, экзотерическим и эзотерическим. Мир одновременно свисает с плавника Левиафана и стоит на плавнике Левиафана в примордиальном океане, поскольку Уроборос как раз и задает направление, определяет соответствие того, что мы обычно воспринимаем как небесное и подземное. Это обоюдоострый меч, которые в темной пещере может открыть путь в рай или в преисподнюю, а точнее во множество имагинальных (в корбеновском смысле) или хтонических миров, которые "по краям" друг с другом диалектически взаимосвязаны.
При этом Уроборос, как промежуточный мир, управляется архангелом Метатроном и в некотором смысле им же и является (лучше лишний раз не произносить это имя, но оно и так уже широко известно). С ним слился после вознесения Енох, он же Мелхицедек, он же Идрис, он же Гермес Трисмегист. В современной иудейской традиции Мелхицедек крайне редко фигурирует, но при сравнении с кумранскими текстами связь очевидна. Гермес встречается только как имя ангела (архонта) планеты Меркурия, однако тождество Еноха, Идриса и Гермеса известно. Собственно, числовое значение слова "Метатрон" - 314, "ке-Мелхицелдек", "подобный Мелхицедеку", а Гермес - 315. В Каббале допускается в некоторых случаях т.н. включающее нумерологическое отождествление с разницей на единицу, хотя как попало нельзя этим пользоваться. Как, впрочем, и вообще нумерология служит в основном для укрепления "каналов" известных связей, а не поисков новых.
Таким образом, герметическое учение тесно связано с Уроборосом, потому что в своем архангельском аспекте Гермес и проявляется как Уроборос. Утверждается, что после воскресенья мервых праведники будут есть Левиафана, ибо тогда в избавленной от порчи Вселенной тайное станет явным, "съедобным". а границы между земным и небесным исчезнут. Однако, сегодня Уроборос ассоциируется с драконом и змеем, поскольку в нынешнем испорченном за ним следует черная тень "князя мира сего" в злом смысле слова. Помимо прочих выводов из этого, при соприкосновении с настоящей эзотерикой существует шанс понять ее превратно и либо отвергнуть, став деистом, материалистом, агностиком, слишком жестким дуалистом, вульгарным пантеистом, либо вообще сатанистом.
Что касается Тели как мира, особого пространства, то указываются три "места" его нахождения: полярная звезда, Млечный путь и конкретный мир между землей и небом, т.е. материальным и нематериальным, где обитают человекоподобные существа, подобные ангелам. Как минимум в одной рукописи даже приводятся конкретные магические рецепты для связи с ними. Кому не лень, можно заказать за деньги скан (бесплатно читать можно только из библиотеки в Иерусалиме). Называется "שושן יסוד עולם" - "Роза основы мироздания". Но пробовать не советую и вряд ли получится.
А вот прикол в том, что слово Тели очень близко в слову Туле, Тула или Тиле в других традициях!
Отредактировано Pohjolainen (2021-06-27 15:18:25)