mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Туле в еврейской традиции


Туле в еврейской традиции

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

В "Книге творения", одного из основополагающих и древнейших каббалистических текстов, говорится следующее (начало 6-й главы по списку, которым пользовался Виленский гаон):

6:1

Это суть три матери - АМШ [буквы Алеф, Мем, Шин].
И вышли из них три отца – это воздух, вода и огонь, из отцов порождения.
Три отца и их порождения, и семь звезд ("планет" классической астрологии), и их воинства, и двенадцать наклонных границ.
Доказательство этого - надежные свидетели: мир, год, душа.
И двенадцать - закон, и семь, и три. И поставил их под командование Тели, Колеса и Сердца.

6:2

Три матери АМШ - воздух, вода и огонь.
Огонь сверху, вода снизу, а воздух есть дух (дуновение), определяющий между ними.
И знак этого: огонь несет воду, Мем - молчит [является полугласной], Шин - шипит, Алеф – воздух, дух (дуновение), закон, определяющий между ними.

6:3

Тели в мире - как царь на престоле.
Колесо во времени - как царь в городе.
Сердце в душе (живом существе) - как царь на войне.

Вкратце, здесь объясняется алхимическая и астрологическая связь фонетики букв как сакральных первооснов божественного творения и их проявлений.

Слово Тели (תלי) обычно переводится как Дракон (созвездие), поскольку Тубан, альфа Дракона, был 5,5-3,5 тысяч лет назад полярной звездой. Хотя из-за прецессии земной оси сегодня полярной звездой считается альфа Малой Медведицы, за весь 25772-летний цикл прецессии из всех легко заметных звезд только альфа Дракона подходит ближе всего к северному небесному полюсу, примерно на 10 угловых минут. Все традиционные комментаторы согласны, что здесь имеется в виду прежде всего полярная ось, направляющая движение всего мира. Тубан (ثعبان, змей) именуется также хвостом Дракона.

Но есть и другой небесный дракон, головой и хвостом коего считаются лунные узлы, т.е. точки пересечения орбиты Луны с эклиптикой. В индийской астрологии эти узлы считаются виртуальными планетами Раху и Кету. В персо-арабской и еврейской традиции они именуются просто головой и хвостом Дракона (Тели). Солнечные и лунные затмения случаются только в этих точках, а смену лунных фаз можно рассматривать как взаимодействие с Драконом.

Слово "Тели" происходит от корня "висеть", "подвешивать", и может быть переведено как подвес, баланс, весы. Вне эзотерической литературы этот корень как "дракон" не встречается или появляется уже под влиянием Каббалы. В Талмуде дракон так и называется - драконом.

Колесо ("галгал") - разумеется, сам принцип цикличности, кругообращения мироздания, реализуемый в данном контексте вращением звездного неба.
Сердце - это принцип пульса, поступательных колебаний и живых волн.
Ось - основа пространства. Колесо - основа времени. Пульс - основа жизни.

Довольно значительная, большей частью неопубликованная, литература посвящена объяснению глубинной связи Тели как небесной оси и полярного созвездия, и как источника цикличности лунных фаз, сезонов и затмений. Во-первых, это не злой дракон и не библейский змий, совративший Адама и Еву, но Левиафан-Уроборос - промежуточное пространство между земным и небесным, экзотерическим и эзотерическим. Мир одновременно свисает с плавника Левиафана и стоит на плавнике Левиафана в примордиальном океане, поскольку Уроборос как раз и задает направление, определяет соответствие того, что мы обычно воспринимаем как небесное и подземное. Это обоюдоострый меч, которые в темной пещере может открыть путь в рай или в преисподнюю, а точнее во множество имагинальных (в корбеновском смысле) или хтонических миров, которые "по краям" друг с другом диалектически взаимосвязаны.

При этом Уроборос, как промежуточный мир, управляется архангелом Метатроном и в некотором смысле им же и является (лучше лишний раз не произносить это имя, но оно и так уже широко известно). С ним слился после вознесения Енох, он же Мелхицедек, он же Идрис, он же Гермес Трисмегист. В современной иудейской традиции Мелхицедек крайне редко фигурирует, но при сравнении с кумранскими текстами связь очевидна. Гермес встречается только как имя ангела (архонта) планеты Меркурия, однако тождество Еноха, Идриса и Гермеса известно. Собственно, числовое значение слова "Метатрон" - 314, "ке-Мелхицелдек", "подобный Мелхицедеку", а Гермес - 315. В Каббале допускается в некоторых случаях т.н. включающее нумерологическое отождествление с разницей на единицу, хотя как попало нельзя этим пользоваться. Как, впрочем, и вообще нумерология служит в основном для укрепления "каналов" известных связей, а не поисков новых.

Таким образом, герметическое учение тесно связано с Уроборосом, потому что в своем архангельском аспекте Гермес и проявляется как Уроборос. Утверждается, что после воскресенья мервых праведники будут есть Левиафана, ибо тогда в избавленной от порчи Вселенной тайное станет явным, "съедобным". а границы между земным и небесным исчезнут. Однако, сегодня Уроборос ассоциируется с драконом и змеем, поскольку в нынешнем испорченном за ним следует черная тень "князя мира сего" в злом смысле слова. Помимо прочих выводов из этого, при соприкосновении с настоящей эзотерикой существует шанс понять ее превратно и либо отвергнуть, став деистом, материалистом, агностиком, слишком жестким дуалистом, вульгарным пантеистом, либо вообще сатанистом.

Что касается Тели как мира, особого пространства, то указываются три "места" его нахождения: полярная звезда, Млечный путь и конкретный мир между землей и небом, т.е. материальным и нематериальным, где обитают человекоподобные существа, подобные ангелам. Как минимум в одной рукописи даже приводятся конкретные магические рецепты для связи с ними. Кому не лень, можно заказать за деньги скан (бесплатно читать можно только из библиотеки в Иерусалиме). Называется "שושן יסוד עולם" - "Роза основы мироздания". Но пробовать не советую и вряд ли получится.

А вот прикол в том, что слово Тели очень близко в слову Туле, Тула или Тиле в других традициях!

https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/75/t182057.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/75/t873032.jpg

Отредактировано Pohjolainen (2021-06-27 15:18:25)

0

2

Так оно наверняка и восходит к полярной традиции Туле, известной евреям хотя бы от греков.

Интересно, АМШ - это некий аналог АЛМ из второй суры Корана?

0

3

mahtalcar написал(а):

Интересно, АМШ - это некий аналог АЛМ из второй суры Корана?

Это очень хороший вопрос. Сочетание אמ״ש глубоко связано со известным санскритским слогом ॐ ("Ом" или "Аум"). Связано оно также вполне естественно с тремя разными буквами Тетраграмматона (א־י, מ־ו, ש־ה). Многие исследователи предполагают, что оно соответствует радикально-шиитской "троице" Аллаха, Мухаммада и Салмана-перса. А вот что касается "открывающих букв" Корана, в общей сложности там 14 разных комбинаций букв, составляющих довольно сложную иерархическую схему. Всего в этой схеме 14 разных букв, которые логически сопоставляются с разными сочетаниями. С шиитской точки зрения, это намекает на "14 пречистых". Поскольку буква ש как "син" в древности предположительно читалась как глухая "л" (ɬ), сопоставление вполне возможно без особых натяжек. В каббалистической литературе говорится, что все возможные 6 последовательностей АМШ имеют смысл, хотя алфавитный порядок считается основным. Но вообще, никаких традиций на этот счет я не знаю и рабочих гипотез пока нет, хотя вопрос меня давно занимает.

Отредактировано Pohjolainen (2021-06-28 00:15:02)

0

4

14 - особое сакральное число, о чем я уже не раз писал на этом форуме и не только. 14 ангелов в раннесредневековой "Вёлуспе" в Германии (возможно, аналогичные 14 германским богам), 14 Валар у Толкиена и еще немало разных примеров в других культурах. Удвоенная семёрка.

Несколько карикатурно это представлено у Мигеля Серрано: "Советские войска нашли 14 трупов Гитлера. И каждый из них был настоящим".

0

5

mahtalcar написал(а):

14 - особое сакральное число, о чем я уже не раз писал на этом форуме и не только. 14 ангелов в раннесредневековой "Вёлуспе" в Германии (возможно, аналогичные 14 германским богам), 14 Валар у Толкиена и еще немало разных примеров в других культурах. Удвоенная семёрка.

А 14 Валар - не прямо из шиизма ли? Давно уже читал такую версию на шиитских форумах. И почему в Германии? Völuspa- это же вступительная часть исландской Старшей Эдды. Мне в голову не приходило там персонажей пересчитывать, но в этом стихотворении прямо перечисляются именно боги, а не ангелы, а также несколько десятков прародителей гномьих родов. Сейчас там валькирий пересчитаю. :-)

14 часто интерпретируется как 28/2, в соответствии с 28 домами Луны и парами противоположностей в Экклесиасте 3.

Отредактировано Pohjolainen (2021-06-28 17:39:05)

0

6

mahtalcar написал(а):

"Вёлуспе"

Кстати, на тему обсуждения книжки "Сыновья Бога" у Жаколио в другой ветке, это же буквально первая фраза в Вёлуспе: "Hljóðs bið ek allar helgar kindir, meiri ok minni mögu Heimdallar" - "Прошу тишины, все святые дети, большие и малые сыны Хеймдалля".

0

7

mahtalcar написал(а):

Удвоенная семёрка.

А вот норнов и главных валькирий получается как раз 7:

Норны: Урд, Верданди, Скульд
Валькирии: Скульд (она же фигурирует как норн), Скёгуль, Гунн, Хильд, Гёндуль, Гейрскёгуль

Отредактировано Pohjolainen (2021-06-28 18:13:34)

0

8

А, я имел в виду не "Прорицание вёльвы" (Вёлуспа), но также южногерманскую (древневерхненемецкую) христианизированную поэму о конце света.

0

9

mahtalcar написал(а):

А, я имел в виду не "Прорицание вёльвы" (Вёлуспа), но также южногерманскую (древневерхненемецкую) христианизированную поэму о конце света.

Вот ее не знаю, спасибо за информацию! Сейчас поищу.
...
Не нахожу. Что это за текст?

Отредактировано Pohjolainen (2021-06-29 00:03:30)

0

10

Вспомнил! "Муспилли". Баварская поэма каролингской эпохи о Страшном Суде.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Муспилли

0

11

mahtalcar написал(а):

Вспомнил! "Муспилли". Баварская поэма каролингской эпохи о Страшном Суде.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Муспилли

Спасибо, не знал про этот весьма интересный текст! Как я прочитал, многие усматривают в нем параллели с Ефремом Сириным, а его поэмы некоторые как раз ассоциируют с каббалистической "Книгой творения". Там встречается иногда весьма схожая нумерология и тема священных букв. Мне эта поэма интересна еще и тем, что основная германская компонента в идише, по мнению ряда исследователей, с которыми я согласен (Довид Кац, Роберт Кинг), - баварская, а не рейнская. Учитывая популярность Песни о Нибелунгах и Хильдебранте среди ашкеназских евреев вплоть до 18 века, параллельно с еще более популярными эпосами из артурианского цикла, в принципе такие вещи могли входить в круг чтения каббалистов.

Вспомнилась еще латинская поэма "Пророчества Мерлина" (Prophetia Merlini), которую Вы читали, наверное.

Отредактировано Pohjolainen (2021-06-30 15:43:18)

0

12

Внимательно прочитал весь текст Muspilli с параллельным переводом на современный немецкий. Но там нет никакого перечисления ангелов, и вообще никакой нумерологии (напрямую, по крайней мере) нет...

Отредактировано Pohjolainen (2021-07-02 11:42:59)

0

13

mahtalcar написал(а):

Вспомнил! "Муспилли". Баварская поэма каролингской эпохи о Страшном Суде.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Муспилли

Но вообще, как я только что прочитал, сцена с 14 ангелами широко распространена в западноевропейской символике Апокалипсиса. Обычно они окружают Деву Марию и соответствуют 14 ветхозаветным патриархам. В частности, такая сцена встречается в иллюстрациях к комментарию Апокалипсиса Беата Лиебанского.

14 ангельских музыкантов в витраже средневековой английской церкви:

https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/75/t904236.jpg

Отредактировано Pohjolainen (2021-07-02 12:18:44)

0

14

В Ветхом Завете много патриархов. Чтобы насчитать именно 14, надо было очень постараться подогнать под это число.

0

15

Pohjolainen написал(а):

14 ангельских музыкантов в витраже средневековой английской церкв:

Ну вот и источник Музыки Айнур - 14 Валар.

0

16

mahtalcar написал(а):

В Ветхом Завете много патриархов. Чтобы насчитать именно 14, надо было очень постараться подогнать под это число.

Я о том и говорю.  Кое-что на тему этого числа в связи с ангелами говорится в магистерской диссертации Мэри Мёрфи. В сообщении выше я добавил иллюстрацию.

0

17

mahtalcar написал(а):

Ну вот и источник Музыки Айнур - 14 Валар.

Один из возможных источников. Сама тема творения Вселенной музыкой, которая в пифагорейской традиции тождественна математике, была известна еще орфикам. Отголоски широко встречаются и в более архаической мифологии. Например, тема волшебного кантеле в Калевале и символика шаманского бубна.

Отредактировано Pohjolainen (2021-07-02 12:36:00)

0

18

mahtalcar написал(а):

Ну вот и источник Музыки Айнур - 14 Валар.

Есть, кстати, отличная книга Sonic Theology Гая Л. Бека, где эта тема подробно рассматривается с точки зрения индуизма.

0

19

https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/75/t244675.jpg

Схема небесного видения "14 пречистых", открывшегося Хайдару Амули - одному из крупнейших шиитских эзотериков и философов, комментатора Ибн Араби, жившего в 14 веке. Корбен в третьем томе En islam iranien сообщает, что произошло это в 1354 году в Багдаде. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет прежде всего о небесных прообразах Пророка, Фатимы и 12 имамов. Просто круг с именами "14 пречистых" распространен повсеместно у шиитов, но именно эта схема отражает глубинные соответствия между земными биографиями и именами этих персонажей. Фатима, что интересно, на самом верху в центре. По углам - Мухаммад и 3 имама, носящие такое же имя.

А вот каббалистический круг 28 лунных домов из очень известного комментария к разбираемой здесь "Книге творения". Лунные дома отражают 28 "стоянок Шхины", которые у Экклесиаста выражены известными 14 парами:

https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/75/t909636.jpg

Время рождаться - и время умирать.
Время насаждать - и время вырывать посаженное.
Время убивать - и время врачевать.
Время разрушать - и время строить.
Время плакать - и время смеяться.
Время сетовать - и время плясать.
Время разбрасывать камни - и время собирать камни.
Время обнимать - и время уклоняться от объятий.
Время искать - и время терять.
Время сберегать - и время бросать.
Время раздирать - и время сшивать.
Время молчать - и время говорить.
Время любить - и время ненавидеть.
Время войне - и время миру.

Провансальский комментатор 12 века, Авраам бен Давид, толкует 7 т.н. двойных букв из "Книги творения" (пары взрывных и фрикативных согласных) как отражающие 14 домов Шхины, каждый из которых состоит из "правой и левой" стороны, то-есть сходных по смыслу действий противоположного направления. Принцип подборки божественных имен в этом круге, видимо, тоже раскрылся автору в видении. По крайней мере, в более ранних источниках я его вроде бы не встречал. Там довольно хитро сплетен Тетраграмматон и известное древнее 42-буквенное имя Божие, что обозначает, опять же, глубинную связь фонетики языка и круговорота мироздания.

Связь со Шхиной, тем более у провансальского автора, наверняка знакомого с поэзией трубадуров, возвращает нас опять к богородичной/мариологической символике.

Отредактировано Pohjolainen (2021-07-14 08:34:41)

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Туле в еврейской традиции


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно